Main Menu

Не потерять себя

Семьдесят семь лет назад произошла одна из самых страшных трагедий в истории народов бывшего СССР — началась Великая Отечественная война. Если День Победы — это горькая и всё же радостная дата, то 22 июня 1941 года — день великой скорби по миллионам убитых на полях сражений, по расстрелянным и повешенным фашистами мирным жителям, по умершим от голода и болезней, по сожжённым в печах и газовых камерах концлагерей, по угнанным на работы в Германию.

Нам сегодня, из ХХI века, века Интернета, компьютеров, для кого отключение горячей воды на месяц — целое событие, не осознать до конца всего, что пришлось пережить, испытать людям той эпохи. Строки учебников и книг, кадры кинохроники лишь частично передают пережитый ужас и героизм, проявленный нашими дедами и прадедами. Беседуя с ветеранами, не раз задавал вопрос: «Помните ли вы день начала войны?» И все, с кем разговаривал, несмотря на минувшие десятилетия, помнили ясно и чётко, как ворвалась война в размеренную и обыденную мирную жизнь, как плакали женщины, как выстраивались у военкоматов очереди из добровольцев. И всё, что происходило с этого дня, мои седоволосые собеседники уже никогда не забудут, потому что забыть это невозможно. Это сейчас нам известно, что через четыре страшных года неимоверного труда и надрыва придёт Победа. Но они тогда не знали, как не знали, скольким посчастливится дожить до того дня. И опять же из рассказов очевидцев той великой эпохи: несмотря ни на что: на отступления, покинутые города, гибель родных, друзей, они верили, непоколебимо верили, что победят и фашизм будет остановлен. А ведь страшная сила тогда шла, потенциал врага исчислялся не только возможностями фашистской Германии, союзниками выступали Венгрия, Италия, Словакия, Хорватия, Румыния, Болгария, Финляндия, плюс помощь и поддержка стран, поддерживающих рейх и формально соблюдавших нейтралитет.

Несколько раз уже замечал, как в некоторых выступлениях наших политиков термин «Великая Отечественная война» пытаются заменить словосочетанием «Вторая мировая», так вроде бы по-западному, по-современному. Наверное, по форме это верно, Великая Отечественная — часть Второй мировой. Но, по сути, очень непохожими оказались эти войны. Вторая мировая — это оккупация Польши Германией за месяц, взятие развитой и процветающей Франции за сорок дней, и ещё одно странное событие, которое современники назовут «Сидячая война». В 1939 году Франция и Великобритания дают гарантии неприкосновенности границ польского государства, подписав соглашение о взаимопомощи. Но когда войска Гитлера напали на Польшу, ни англичане, ни французы не оказали активных действий на западном фронте. А локальные бои и операции, не угрожавшие общему положению фашистов, позволили им сосредоточить все силы на захвате Польши. Хотя, как оценили потом военные историки, совместный потенциал Великобритании и Франции превосходил силы Германии. То есть всё могло закончиться в самом начале, в 1939 году! И не было бы тех страшных концлагерей и великого истребления народов. Вот так удивительно начиналась Вторая мировая.

Великая Отечественная война с первых же дней запомнилась беспримерным героизмом советских людей. Это и защита Брестской крепости, и оборона Ленинграда, где даже дети принимали участие в спасении города, дежурили во время авианалётов, обезвреживали бомбы-зажигалки. Это и Сталинград, и великое танковое побоище на Курской дуге. Позже историки дадут оценку действиям гитлеровцев на территории Советского Союза. Здесь они воевали не так, как до этого в оккупированной Европе, война шла на уничтожение народов той прежней нашей страны. И потому так велики оказались потери, и так велико сопротивление.

Советский Союз исчез с мировой сцены, и потому непросто отстоять историческую правду о свержении фашизма. Живы ещё победители — ветераны Великой Отечественной, а историю уже спешат переписать, переиначить. США и их союзники назначили себя главными действующими силами в той победе, чтобы иметь право делить нынешний мир. И потому память так важна нам как лекарство от безумия, которое охватывает страны, где забывают о правде. Бандеровцы сегодня шагают по городам Украины, несчастной Украины, сёла и хутора которой сжигали дотла, города превращались в руины после бомбардировок, где вешали любого несогласного с оккупационными властями, а подростков угоняли в рабство в Германию. И страшно, что в рядах сегодняшних 18-20-летних ребят, марширующих в рядах необандеровцев, есть немало правнуков солдат Победы. Обманутые, поверившие в искажённую историю, они предают свершения своих дедов.

И потому 22 июня — день скорби и памяти, о котором нельзя забывать, чтобы не потерять себя.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий