Main Menu

Война на бреющем полёте

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Николая Михайловича Рудя.
Родился он в Приморском крае, после смерти родителей с бабушкой и младшей сестрой в 1939 году переехал в город Фрунзе. Окончив среднюю школу №7, поступил в аэроклуб, преобразованный позже в школу военных лётчиков, а затем в лётное училище им. Чкалова. Боевое крещение получил на Сталинградском фронте. Служил лётчиком-разведчиком. Устанавливая скопления техники и живой силы противника, передавал координаты командованию, после чего в дело вступали тяжёлые бомбардировщики. В августе 1942 года за 35 успешных боевых вылетов награждён орденом Красной Звезды. Об этом писала газета «Советская Киргизия». «…На имя комсомольской организации и дирекции СШ №7 пришло письмо от личного состава эскадрильи капитана Андреева. Поздравляя школьный коллектив с наступающим праздником Великого Октября, лётчики пишут: «Николай Рудь — любимец нашей части, по праву заслуживший высокую награду. В боях с фашистскими захватчиками проявил себя стойким, мужественным и преданным своей Родине командиром Красной армии. Спасибо, что вы воспитали в своём ученике-комсомольце бесстрашие и смелость…»
Нередко наш герой вылетал, как говорили военные лётчики, «на охоту». Как-то раз поднялся с аэродрома и полетел в расположение противника, используя в качестве естественной маскировки сплошную облачность. Навигационные расчёты штурмана показывали, что где-то внизу должна проходить железная дорога, по которой гитлеровцы доставляют на передовую боеприпасы и технику. С трудом пробившись через белую пелену, командир экипажа снизился и вышел точно на цель. Охрана эшелона начала обстреливать самолёт с крыш вагонов, но точные удары бомб сбили состав с рельсов и разметали его по сторонам.
В начале февраля 1943 года полк, где служил Николай Рудь, получил новое задание и перебазировался на Юго-Западный фронт, освобождавший Украину. Молодой, но с большим боевым опытом лётчик выполнял задания по разведке вражеских железнодорожных перевозок и аэродромов, совершив более 90 боевых вылетов. Особенно отличился в боях за населённые пункты Дебальцево и Артёмовск. Проявил не только мастерство, но и изобретательность. Чтобы беспрепятственно проникать в тыл противника, с помощью механиков «заставил» двигатель своего самолёта завывать так же, как у немецкого «мессершмитта», и локационные службы противника принимали его за своего. Хитрость удалась. На аэродроме около деревни Сохатовка немцы включили приводной маяк и обозначали огнями взлётно-посадочную полосу, решив, что это их борт, сбившийся с курса. Рудь отвёл от себя штурвал, послав машину на снижение, и открыл бомбовые люки. Тут только гитлеровцы поняли свою ошибку, захлопали зенитки, по небу поползли прожекторы, но было уже поздно. Освободившись от груза, самолёт набрал предельную скорость, ушёл из зоны поражения и благополучно совершил посадку на своём аэродроме. Через несколько дней наземная разведка доложила о результатах дерзкого вылета лейтенанта Н. Рудя: около десятка разбитых «хейнкелей» и более сорока убитых солдат аэродромной обслуги. За мужество и отвагу в боях за Украину награждён орденом Оте-чественной войны II степени и отмечен благодарностью Верховного главнокомандующего. В письме бабушке и сестре он писал: «…В день совершаю по 5-7 боевых вылетов. Падаю с ног от усталости и недосыпания, но держусь, чтобы не было стыдно перед боевыми товарищами. За меня не беспокойтесь, пуля меня не берёт. С болью узнал о героической гибели моего одноклассника, самого близкого друга Миши Терещенко. Он единственный сын у матери. Помогите ей, чем можете, поддержите. Передайте привет учителям. Пусть они знают, что их воспитанник за чужими спинами не прячется, а жёстко бьёт фашистов и на земле, и в небе…»
Июль 1944 года… Наступая, 6-й самоходный артиллерийский корпус разгромил мощную оборону гитлеровцев под польскими городами Люблином, Влодавой и обратил их в бегство. Командование 1-го Белорусского фронта поставило лётчикам задачу: выяснить, по каким дорогам отступают их эшелоны с войсками и техникой. Задание трудное и ответственное, надо было на сотню километров углубиться в тыл противника, отступающие части которого прикрывали с воздуха лётчики-асы из специально переброшенной сюда Берлинской лётной школы… Пролетая над Вислой, Николай обнаружил движущуюся на запад многокилометровую, в несколько рядов, колонну неприятеля. Рискуя попасть под огонь зениток, снизился до высоты бреющего полёта, вывел самолёт в горизонтальное положение и, пролетев над ней, произвёл аэрофотосъёмку. Развернув машину на обратный курс, услышал в шлемофоне тревожный голос радиста: «Командир, истребители!»
Об этом воздушном поединке нашего земляка, командира звена 745-го бомбардировочного полка рассказывал в своей книге «Крылья памяти» прославленный лётчик, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, отдавая должное его мужеству и мастерству. А было так. Самолёт Н. Рудя атаковали восемь «фокке-вульф-100». В планы Николая не входило вступать с ними в бой: на земле ждали координаты и снимки отступающей колонны, но избежать столкновения уже было невозможно. Рудь начал маневрировать, уклоняясь от прицельного огня. Одному из истребителей удалось зайти ему в хвост, пули пробили кабину, тяжело ранив радиста. Однако наш герой успел достать его длинной очередью из пулемёта, и тот понёсся к земле, оставляя за собой чёрные клубы дыма. Два других вражеских самолёта пытались взять «Бостон» (Дуглас А-20) Рудя в клин, но их постигла та же участь: при заходе на атаку подставили под огонь бока, где крепились бензобаки. Лучшей цели не придумаешь. Николай нажал на гашетку, и, взорвавшись в воздухе, они полетели вниз. Остальные истребители противника предпочли не связываться с искусным мастером воздушного боя, развернулись и на огромной скорости скрылись в облаках. Один мотор «Бостона» заглох и загорелся. С трудом дотянув до расположения своего полка и чудом посадив машину на фюзеляж, лётчик хотел доложить командиру полка о выполнении задания, но тот остановил его, увидев многочисленные пробоины в обшивке самолёта: «Не надо, лейтенант, сам вижу. Наверное, ты в рубашке родился. Поздравляю с успехом!» За активное участие в уничтожении отступающей группировки гитлеровцев Н. Рудь награждён орденом Красного Знамени. Вот выдержка из представления к высокой награде: «…В критической ситуации сохранил самообладание, проявил трезвый ум, точный расчёт и крепкие нер-вы, грамотно вёл бой, не дрогнул перед превосходящими силами противника…»
Командир звена тяжёлых бомбардировщиков Н. Рудь освобождал Варшаву и всю Польшу, участвовал в Висло-Одерской операции, бомбил Берлин. 26 октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза. Золотую Звезду и орден Ленина вручал ему в Кремле всероссийский староста М. Калинин. После победы над Германией воевал с японцами. Отличился в Южно-Курильской операции по разгрому Квантунской армии: проводя авиаразведку в сложных погодных условиях и под плотным зенитным огнём, обнаружил крупное танковое соединение самураев и точно навёл на него бомбовый удар с воздуха. В послевоенное время Н. Рудь служил в военно-транспортной авиации в Монголии и на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1953 году в звании капитана. Жил в Москве, работал слесарем на машиностроительном заводе. Умер в 1978 году, похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище. Проводить Николая Михайловича в последний путь приехали его однополчане, а также наши ветераны Великой Отечественной войны, герои Советского Союза К. Усенбеков, Д. Асанов, Н. Дмитриев и другие бывшие фронтовики.

Сергей СИДОРОВ.
Фото из интернета.
Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала директору Музея боевой славы села Чон-Арык Калбюбю Менсеитовой.






Добавить комментарий