Main Menu

Бой в Берлинском зоопарке

Одна из улиц и средняя школа в селе Беловодском Чуйской области носят имя Героя Советского Союза Василия Степаненко, павшего смертью храбрых в Берлине за несколько дней до Победы. Бой 2 мая 1945 года в районе Берлинского зоопарка стал для нашего земляка последним. Как рассказала автору директор музея Боевой славы села Чон-Арык Калбюбю Менсеитова, сорок лет В. Степаненко числился пропавшим без вести, и только в 1985 году военным историкам и поисковикам удалось установить, что он захоронен как неизвестный в братской могиле советских солдат в Трептов-парке.
Нашлись свидетели последних минут его жизни — однополчане И. Уваров и К. Андреев. По словам ветеранов, в нескольких метрах от их миномётной батареи, которой командовал капитан В. Степаненко, разорвался фугас и вывел из строя два расчёта. Остальным пришлось сменить позиции. Вернуться на прежние удалось только через несколько часов при поддержке пехоты, но раненых и убитых уже подобрали санитары и похоронная команда. По приказу командира полка Чернявского комбата-артиллериста искали в полевых госпиталях и медсанбатах всех задействованных в Берлинской наступательной операции частей и соединений, но поиски оказались напрасными. Позже один из
санинструкторов танкового батальона, наступавшего в направлении зоопарка, рассказал, что после боя в развалинах вольера для хищных животных обнаружил тело советского офицера с погонами капитана. Личность погибшего установить не удалось: осколок снаряда прошил грудь и сильно повредил капсулу солдатского медальона.
В. Степаненко родился в 1923 году в Павлодаре (Казахстан), детство и юность прошли в Киргизии. В Беловодском окончил школу и вступил в комсомол. Через полгода после начала войны его призвали в Красную армию и направили во Фрунзенское пехотное училище. Окончив его и курсы «Выстрел», воевал на Центральном фронте, затем на 1-м Украинском. Участвовал в Курской битве, освобождал Киев, Варшаву, дважды был тяжело ранен, но возвращался в строй. Награждён орденами Отечественной войны
1-й степени, Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Наградные листы заполнялись с одной и той же формулировкой: за мужество, отвагу и умелое командование подразделением в боевых условиях. Особо отличился в боях на Сандомирском плацдарме, захват которого позволил развить наступление наших войск, полностью освободить Польшу, в середине января 1945 года перейти государственную границу Германии и развернуть бои на территории врага.
467-й гвардейский Львовский миномётный полк, где воевал наш земляк, продвигался в первом эшелоне наступающих частей. Преследуя противника, освободил города Мительгель, Херенсдорф, Рашвельде и другие, с тяжёлыми боями вышел к Одеру. Гитлеровцы построили на противоположном берегу реки мощные оборонительные сооружения с огневыми точками и сосредоточили большие силы отборных подразделений группы армий «Висла». Батарея Василия Степаненко получила задачу форсировать Одер, закрепиться и прикрыть миномётным огнём переправу одной из наступающих пехотных дивизий. Под плотным огнём, в ледяной воде, толкая перед собой плоты и подручные плавсредства с миномётами и боеприпасами, бойцы добрались до первых траншей неприятеля и с ходу вступили в бой с превосходящими силами противника. Продвинувшись на несколько километров, миномётчики и переправившаяся рота пехоты захватили район Клейн Альтхомен. Пытаясь отбить его, немцы предприняли несколько контратак. Последняя стала особенно ожесточённой. Но гвардейцы В. Степаненко держались стойко, выручало слаженное и чёткое взаимодействие со стрелковыми подразделениями. За два дня боёв они уничтожили около 200 солдат и офицеров вермахта, три артиллерийские батареи, 15 единиц тяжёлой бронетехники и подавили более десяти огневых точек.
За образцовое выполнение боевого задания по удержанию и расширению плацдарма на западном берегу Одера, проявленные при этом стойкость и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года Василию Васильевичу Степаненко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Неизвестно, успел ли он получить знак высшей степени боевого отличия или церемонию награждения отложили до победных залпов, так и не услышанных им.
В 1946 году, накануне Дня Победы, газета «Комсомолец Киргизии» опубликовала очерк о нашем прославленном земляке (авторы М. Ронкин и Н. Тартаковский), в котором приводилось последнее письмо В. Степаненко матери и сёстрам, отправленное за день до своей гибели. Вот строчки из него: «Дорогие мои! Поздравляю c Днём международной солидарности трудящихся! Хочу вас обрадовать, мне присвоено звание героя, но больше всего радуюсь тому, что войне скоро конец… У меня всё хорошо, живу по-фронтовому: днём, часом, боем. Гул его слышен в районе рейхстага. Это хороший признак. За меня не беспокойтесь. Выжил под Курском, уцелею и в Берлине. Вернусь и осуществлю свою детскую мечту — стану лётчиком… Передайте привет моим товарищам по пехотному училищу Ване Лозицкому и Игорю Капранову. Слышал, они уже вернулись домой заслуженными орденоносцами. До скорой встречи!»
Василия Васильевича помнят, чтут и на малой родине, и в стране. Он занесён в республиканскую Книгу Памяти (1941-1945 г. г.). В Историческом музее и архивах ЦК Компартии Киргизии хранятся фронтовые характеристики командира миномётной батареи капитана В. Степаненко и боевые донесения о его ратных подвигах на фронтах Великой Отечественной войны. Его судьба и всех воинов-кыргызстанцев, не вернувшихся с полей сражений, — частица нашей общей истории, а без неё, как известно, нет будущего.
Сергей СИДОРОВ.






Comments are Closed