Main Menu

Весточка с берегов Чебаркуля

Весточка с берегов Чебаркуля
Николай Власов перед войной

12 мая этого года в материале «Букет для невесты Наташи» мы рассказали о том, как благодаря опубликованному в нашей газете списку воинов-кыргызстанцев наш активный автор Нина Александровна Величко установила судьбу своего дяди Николая Ивановича Власова, более 70 лет считавшегося без вести пропавшим. Дядя Коля, младший брат ее отца, оказывается, погиб в боях на Ржевско-Сычевском направлении, похоронен в деревне Погорелки Калининской области. Его личность, как и других четырех десятков кыргызстанцев, ранее считавшихся без вести пропавшими, установили ржевские энтузиасты, которые каждый год с весны до осени ведут упорную работу по поиску безвестных солдатских могил и перезахоронению их останков воинов.
Нина Александровна Величко, как историк-архивист, продолжила изучать тему и вот что узнала.

Ржевский выступ являлся как бы ключом на подступах к Москве. Сюда входили несколько районов Калининской (ныне Тверской) и Смоленской областей. Бои здесь длились с начала 1942-го по 31 декабря 1943 года. Ржевско-Сычевская операция вошла в историю Великой Отечественной войны как один из самых напряженных и сложнейших этапов. Войска Калининского и Западного фронтов прикрывали кратчайшее направление на Москву: от линии фронта до столицы СССР по прямой линии выходило всего-то 150 км.

Весточка с берегов Чебаркуля
Танковый десант подо Ржевом. Зима 1941-1942 гг.

Наступательная операция войск Калининского фронта под командованием генерала И. Конева и Западного под командованием генерала Г. Жукова, проведенная с 8 января по 20 апреля 1942-го при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов, имела целью завершить разгром немецко-фашистской группы армий «Центр». Несмотря на то что операция не была окончательно завершена, она имела важное значение. В ходе общего наступления Красной армии зимой 1941-1942 годов наши войска смогли отбросить противника на западном направлении на 80-250 км и освободить Московскую, Тульскую, Смоленскую области и многие районы Калининской области. В этих боях командование приобрело поучительный опыт ведения крупной наступательной операции.

Следующая попытка советских войск, предпринятая с 30 июля по 23 августа 1942 года, имела целью овладеть городами Ржевом и Зубцовом, выйти на рубеж Волги, ее правого притока Вазузы и прочно закрепиться там. Организуя операцию, Ставка Верховного Главнокомандования рассчитывала сковать на московском направлении силы группы армий «Центр» и лишить гитлеровское командование возможности перебрасывать свои соединения на юг, где противник в то время развертывал наступление.

Весточка с берегов Чебаркуля
Николай Власов в 1939 г. Свердловск

К концу июля 1942-го линия фронта проходила северо-восточнее Ржева, восточнее Погорелова, Городища и Быково. Фашисты удерживали Ржевский выступ силами 9-й армии группы армий «Центр», имели сильно укрепленную оборону. Советские войска левого крыла (30-я и 29-я армии) Калининского фронта и правого крыла (31-я и 20-я армии) Западного фронта занимали по отношению к противнику охватывающее положение. Замысел советского командования предусматривал ударами войск левого крыла разгромить основные силы 9-й фашистской армии и ликвидировать Ржевский выступ.

30 июля солдаты Калининского фронта, начав наступление, прорвали первую полосу обороны гитлеровцев и, встретив упорное сопротивление, втянулись в затяжные бои под Полушино. Войска Западного фронта, перейдя в наступление к утру 4 августа, наутро следующего дня завершили прорыв главной полосы обороны противника, а к вечеру расширили его до 30 км по фронту и на 25 км в глубину. Для развития успеха 6 августа была введена в сражение подвижная группа фронта — два танковых и один кавалерийский корпусы.

Наступая в тяжелейших условиях лесов и болот, не имея достаточно сил и средств, наша армия отбросила фронт от Москвы еще на 90 км и не позволила фашистскому командованию укрепить войска на сталинградском направлении за счет группы армий «Центр». Пытаясь остановить наступление советских войск, немцы были вынуждены перебросить на ржевский участок значительные силы с других направлений, в том числе более десятка дивизий со Сталинградского фронта.

Весточка с берегов Чебаркуля
Бойцы истребительного противотанкового батальона на пути к Вязьме после боев за Ржев, 4 марта 1943-го, фото В. Кинеловского

Окончательное завершение операции по освобождению ржевской земли состоялось 31 декабря 1943 года ценой жизней около двух миллионов советских солдат и офицеров, включая свыше 17 тысяч кыргызстанцев.

В своих воспоминаниях участник тех событий П. Михин пишет: «За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва — это была бойня. И Ржев был центром этой бойни. Такого я не видел потом за всю войну…»

Вот в таких боях и погиб наш дядя Николай Иванович Власов. Дополнительно к информации, опубликованной в газете, нам удалось узнать из материалов, размещенных на сайте объединенного банка данных «Мемориал», что воевал он сержантом отдельного минометного батальона. В альбомах родственников нашлись две очень ценные фотокарточки, которые пролили свет на довоенную солдатскую жизнь дяди Коли. На обратной стороне первого снимка его рукой написано: «Свердловск, Дом Красной армии. 1939 год». На втором: «Летние лагеря, г. Чебаркуль. 1940 год».

Кстати, то место в Чебаркуле, где когда-то находились военные летние лагеря, в одночасье стало известно миллионам людей 15 февраля 2013 года. Метеорит, пролетев над Челябинском, рухнул в озеро Чебаркуль. Позже оттуда достали крупнейший фрагмент космического тела весом около 600 килограммов.

В прошлой заметке я писала о том, что дядя Коля, будучи неженатым, жил вместе с нашей семьей в Кызыл-Аскере. Придя с работы домой и поужинав, он обычно мчался с букетом свежесрезанных астр и панских цветов, высаженных нами перед домом, к своей невесте Наташе. Добавлю, что тетя Наташа так и не вышла замуж, прожив до конца дней в Бишкеке. Может, поначалу надеялась, что любимый не погиб, настанет день и он снова примчится с букетом цветов. А может, просто не встретился тот, кого полюбила бы так же сильно.

…На обратной стороне довоенной фотокарточки рукой дяди Коли выведено: «На вечную память брату Федору Ивановичу». Действительно, память останется вечной и светлой у меня, четырех сестер — дочерей Федора Ивановича, и у наших внуков и правнуков. В семье Власовых старшие назывались по имени-отчеству. Федор Иванович всю войну проработал на 60-м заводе. У него была бронь — требовались рабочие, выпускавшие день и ночь продукцию для фронта и Победы.






Добавить комментарий