Main Menu

Пенсионное обеспечение трудовых мигрантов

Пенсионное обеспечение трудовых мигрантовВ условиях значительной трудовой миграции населения из Кыргызской Республики особо значимой стала проблема социального страхования трудовых мигрантов и их пенсионного обеспечения в будущем. Подавляющее большинство трудовых мигрантов пользуется неофициальными каналами выезда и находится в странах приема на нелегальном положении. Это в свою очередь означает, что они не платят налоги. С другой стороны, и сами нелегальные трудовые мигранты оказываются ущемленными в правах, ведь их трудовой стаж не засчитывается, а значит, при расчете пенсии они рискуют получить суммы, основанные на официальных данных об их трудовой деятельности. 

Основные миграционные потоки из Кыргызстана направлены на постсоветское пространство (СНГ). Значительное число кыргызских трудовых мигрантов находится на территории Российской Федерации в качестве временно пребывающих. При этом они не потеряли связи с родиной и в будущем намерены вернуться в Кыргызскую Республику.

В Кыргызстане, как и в других государствах, право на пенсию, а также ее размер зависят от факта и суммы уплаты страховых взносов. Большинство трудовых мигрантов, являющихся гражданами Кыргызской Республики, проработав определенный период в других странах, возвращаются в страну, не достигнув пенсионного возраста той страны, где они проработали. И страховые взносы, которые уплачивались ими во время пребывания в этих странах, остаются в пенсионных фондах данных государств, а период трудовой деятельности в других странах не засчитывается в Кыргызской Республике в страховой стаж.

Одним из принципов государственного социального страхования является собственная ответственность застрахованных лиц, предусматривающая их непосредственное участие в формировании пенсионных прав и финансировании своего социального страхования.

Чтобы будущая пенсия граждан была высокой и удовлетворяла их потребности, необходимо своевременно платить в Социальный фонд КР страховые взносы. Размер пенсии полностью зависит от периода, регулярности и размеров уплачиваемых страховых взносов и складывается именно из тех сведений, которые в течение всей трудовой деятельности накапливаются на личных страховых счетах граждан. Основанием для открытия личного страхового счета является постановка на персонифицированный (индивидуальный) учет в органах Социального фонда КР.

Законодательством Кыргызской Республики предусмотрены восстановление страхового стажа для исчисления пенсии (с 1 января 1996 года) и возможность добровольного пенсионного страхования для наших граждан — трудовых мигрантов. В целях восстановления страхового стажа и накопления страховых взносов на личных страховых счетах за период с января 1996 года Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» предусмотрена уплата страховых взносов в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся в Кыргызской Республике за предыдущий календарный год.

В настоящее время основным юридическим основанием пенсионного обеспечения трудовых мигрантов является Соглашение государств СНГ о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В соответствии с соглашением для установления права на пенсию гражданам государств-участников учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного соглашения. Расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, несет государство, предоставляющее данное обеспечение, а взаимные расчеты не производятся.

Как известно, в декабре 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, в котором предусмотрено социальное страхование трудящихся граждан стран — членов союза. Вопрос пенсионного обеспечения (страхования) решается путем разработки отдельного международного договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС.

В августе 2015 года Социальный фонд Кыргызской Республики приступил к работе по проекту договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС (далее — договор). Целью его являются обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися прав на территории государств — членов ЕАЭС, распределение обязательств на выплату пенсий государств — участников ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами — членами ЕАЭС.

В проекте договора заложены такие нормы, как:

— равные права трудящихся, то есть реализация права на назначение и выплату пенсии трудящимся (членам семьи) осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства;

— равенство территорий и экспорт пенсии. Пенсии назначаются и выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося на территории другого государства-члена. За исключением тех выплат, которые производятся только при условии проживания трудящегося на территории соответствующего государства-члена, и выплат, производимых за счет средств республиканского бюджета;

— определение права на пенсию. Каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством. Для права на пенсию учитывается стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов, в соответствии с законодательством других государств-членов, за исключением случаев, когда стаж совпадает по времени.

Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с проектом договора возникает при наличии не менее полных 12 месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся претендует на ее назначение.

Также данным договором предусматривается, что назначение и выплата пенсий будут осуществляться в следующем порядке:

— за стаж работы, приобретенный после вступления в силу договора, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

— за стаж работы, приобретенный до вступления в силу договора, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Отметим, что при разработке данного договора возник ряд серьезных проблем, на решение которых требуются значительное время и усилия. Проблемы связаны прежде всего с существенными различиями в пенсионном законодательстве государств — членов ЕАЭС.

В настоящее время большая часть проекта договора согласована, существует неурегулированный вопрос по проекту договора, по которому стороны не пришли к консенсусу.

Параллельно также рассматривается вопрос о порядке практической реализации договора, для чего требуется взаимодействие между компетентными, уполномоченными органами государств-членов. Как известно, договор, построенный с учетом принципа пропорциональности, как предусматривающий возможность осуществления пенсионного обеспечения лиц не только по месту их жительства, гораздо сложнее по механизму реализации, чем «территориальный». В этой связи разрабатываются дополнительные нормативно-правовые акты о взаимодействии между компетентными органами государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, на сегодняшний день мы продолжаем работу по доработке проекта договора. Для решения неурегулированных вопросов, а также дополнительного обсуждения вышеуказанных проектов проводятся регулярные встречи, видеоконференции между уполномоченными, компетентными органами государств — членов ЕАЭС.

Подписание данного договора даст нам возможность охватить пенсионным обеспечением наших граждан, трудящихся в государствах — членах ЕАЭС, где пенсионное обеспечение будет производиться по принципу пропорциональности, то есть каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на его территории.

На сегодняшний день Социальный фонд Кыргызской Республики сотрудничает с Национальной пенсионной службой Республики Кореи в рамках Меморандума о сотрудничестве между Социальным фондом КР и Национальной пенсионной службой Республики Кореи по вопросам выплат пенсионных средств от Национальной пенсионной службы (далее — НПС) Республики Кореи.

Меморандум утвержден распоряжением ПКР от 2 декабря 2015 г. №579, согласно которому трудовые мигранты, осуществляющие трудовую деятельность на территории Республики Кореи, в соответствии с национальным законодательством могут формировать свои пенсионные права наравне с гражданами Республики Кореи. В настоящее время в Корее действует накопительная пенсионная система. Размер страхового взноса составляет 9% от получаемого дохода: 4,5% перечисляется работодателем, 4,5% — работником. При наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца, смерть, выезд на постоянное место жительства в другую страну) НПС Кореи осуществляет выплаты пенсионных накоплений. При отъезде трудового мигранта из Республики Кореи в страну происхождения наступает страховой случай и возникает право на получение пенсионных выплат.

Меморандум предполагает упорядочить прием заявлений от граждан Кыргызстана на едино- временную выплату пенсионных средств Национальной пенсионной службой Республики Кореи. Единовременной выплате подлежат пенсионные накопления (страховые взносы и доход, полученный по результатам их инвестирования), сформированные гражданами КР в период работы на территории Республики Кореи и не востребованные ими на ее территории. Также граждане имеют право на данную пенсионную выплату, если они являются наследниками лица, проработавшего в Корее и не получившего пенсионную выплату при выезде из Кореи.

В целях реализации меморандума подписан Договор об оказании почтовых услуг между Социальным фондом КР и ГП «Кыргыз почтасы» по пересылке заказных бандеролей в НПС Кореи.

Социальный фонд Кыргызской Республики осуществляет прием заявлений от граждан Кыргызской Республики на получение едино-временной выплаты, проверяет полноту пакета документов, прилагаемых к заявлению, фиксирует факт подачи заявлений и обеспечивает их передачу в Национальную пенсионную службу Республики Кореи для дальнейшей организации выплаты пенсионных накоплений.

Обращение за единовременной пенсионной выплатой осуществляется заявителем лично или через доверенное лицо путем подачи заявления на единовременную выплату и заявления на международный перевод пенсии от НПС Кореи в региональный орган Соцфонда независимо от прописки и места жительства. К заявлениям должны быть приложены документы в соответствии с требованиями Социального фонда Кыргызской Республики.

Получатель также имеет право подать заявление в НПС Кореи за единовременной пенсионной выплатой на территории Кореи после приобретения авиабилета для подтверждения намерения выезда из Кореи.

В конце марта текущего года завершены переговоры между кыргызской и турецкой сторонами о разработке проекта международного договора о социальном обеспечении между правительствами Кыргызстана и Тур- ции. Проектом данного договора предусматриваются такие вопросы пенсионного обеспечения, как взаимозачет трудового стажа кыргызских граждан, работающих в Турции, и турецких граждан, работающих в Кыргызской Республике, экспорт пенсий по принципу пропорциональности, социальное обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

В завершение хочется сказать, что при принятии решений по международным соглашениям в области пенсионного обеспечения учитывались межгосударственные отношения с каждой страной и исходили из необходимости соблюдения интересов нашей страны и наших граждан. В свою очередь граждане — трудовые мигранты, рассчитывающие на справедливые пенсионные выплаты, — должны соблюдать законодательство страны трудоустройства и легально вести свою трудовую деятельность.

Уланбек АСАНОВ,

заместитель председателя Социального фонда Кыргызской Республики.






Добавить комментарий