Main Menu

Старая пилотка

Осмоналы Исманкулов

Помнит сердце, не забудет никогда…

Осмоналы Исманкулов прошел всю войну, закончил ее в Австрии и, как он сам шутит, получил наивысшую награду: остался жив.

Когда война началась, ему было 18 лет. Ветеран хорошо помнит этот день. Вся школа его родного села Монондор Калининского района была на сенокосе, когда на взмыленной лошади примчался бригадир и сообщил ребятам, что немецко-фашистские войска перешли границу СССР. Как и многие юноши села, Осмоналы сразу же пошел в военкомат, чтобы его направили на фронт. Но местный военком посоветовал восьмикласснику О. Исманкулову немного подрасти. Только в августе следующего года Осмоналы призвали в армию. На телегах призывников отвезли на железнодорожную станцию в Кара-Балту и погрузили в товарный эшелон, оборудованный под теплушки. На всю жизнь запомнил Осмоналы, как, подсаживая сына маленького роста на стремянку с нарами, отец расплакался, прижал его к груди, прошептал:

«Вернись живым, сынок».

Так для парнишки и его многих сверстников внезапно оборвалась школьная юность и началась другая — фронтовая, с лихвой испытавшая их на стойкость и мужество.

Пунктом назначения сначала стало военное училище в г. Мары, а после «учебки» командир противотанкового взвода младший лейтенант Осмоналы Исманкулов получил назначение в город Николаев, в одноименную гвардейскую дивизию, в то время находившуюся на самой передовой. В ее составе освобождал Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию. Три раза был тяжело ранен. Закончил войну в звании лейтенанта.

— Как часто бывало на войне, штабные писари оформляли представления на очередное присвоение звания своим непосредственным начальникам и землякам. Знакомств в штабе я не заводил, наверное, поэтому был отмечен только еще одной маленькой звездочкой. Да дело не в званиях и чинах, — говорит Осмоналы Исманкулов.

Совершенно прав старый солдат: тогда все были рядовыми войны, ценой собственной жизни остановившие фашистскую чуму, угрожавшую гибелью всему миру. О мужестве и героизме фронтовика Осмоналы Исманкулова красноречиво свидетельствуют ордена Красной звезды, Великой Отечественной войны II степени, медали «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и другие боевые награды.

Осмоналы Исманкулов, 1945 г.
Осмоналы Исманкулов, 1945 г.

Вот, к примеру, один из эпизодов фронтовой судьбы нашего героя — освобождение столицы Венгрии. В конце ноября 1944 года его дивизия получила приказ командования армии форсировать реку Дунай. Противоположный берег, как потом выяснилось, представлял из себя мощные оборонительные укрепления противника, усиленные тяжелой артиллерией и танками. Под покровом ночи после основательной артподготовки бойцы дивизии начали переправу через Дунай на подручных средствах. Взвод младшего лейтенанта Осмоналы Исманкулова с противотанковыми ружьями переправлялся на самодельном плоту. Когда гитлеровцы обнаружили место переправы, осветив его ракетами, открыли плотный минометный огонь, а затем подключили артиллерию. Как вспоминает ветеран, самое страшное — беззащитность: в тебя стреляют, а ответить ничем не можешь. Помнит фронтовик еще буквально кипящую речную воду от массированного обстрела, ее багровый от крови цвет и множество тел наших бойцов… Потом были упорные бои за Будапешт. Кстати, здесь впервые за всю войну он встретился с красноармейцем-кыргызом — нашим известным поэтом Темиркулом Уметалиевым. В затишьях между боями он читал бойцам на передовой свои стихи.
Особую память хранит ветеран о боях по освобождению Австрии. В прямом смысле каждый метр земли давался солдатам-освободителям человеческими потерями и большой кровью.

Хорошо помнит, как именно при освобождении австрийской земли, идя в атаку кричал «Мама!». От крика порой просыпается и сейчас, спустя семь десятков лет, когда в сновидения вновь врывается война.

Победу лейтенант О. Исманкулов встретил в городе Граце под Веной. Наверное, поэтому его самая любимая — песня «Венский вальс сорок пятого года». Таких пареньков, как в ней, играющих на гармошке на улицах венской столицы, была масса.

Слушая взволнованный рассказ ветерана, обратил внимание на старую армейскую пилотку, которую он не выпускал из рук. Оказалось, что она не простая, а особенная. В ней он прошел всю войну и сохранил до сегодняшних дней. И даже в канун 70-летия Победы написал о ней стихотворение.

«В годы войны и после, — говорит Осмоналы-ата, — стихи посвящали землянкам, смуглянкам, синим платочкам, а о пилотке забыли. Вот решил поэтически написать о ней».

Осмоналы Исманкулов с женой, 1945 г.
Осмоналы Исманкулов с женой, 1945 г.

Вернувшись в 1946 году с фронта в родное село, Осмоналы Исманкулов надолго там не задержался. Правда, успел жениться на однокласснице, первой сельской красавице Уулче. Молодые переехали во Фрунзе, потому что Осмоналы как фронтовика и члена партии направили на оперативную работу в органы государственной безопасности. Потом он долгое время возглавлял фельдъегерскую службу МВД. На пенсию ушел в 1984 году в звании полковника. Уулча-эже подарила Осмоналы пятерых замечательных детей: троих сыновей и двух дочерей. Младший сын — известный не только в Кыргызстане, но и за рубежом врач-офтальмолог. Ветерану не приходится скучать — у него девять внуков и столько же правнуков. Не трудно представить, что творится в квартире Исманкуловых, когда дети одновременно приходят в гости к дедушке, на перегонки стараясь первым обнять его.

Прощаясь с Осмоналы-ата, поймал себя на мысли, что мы последнее поколение, кто видит ветеранов и от них знает всю правду о войне. Наверное, не надо объяснять, насколько важно сохранить память о них для своих потомков.

Сергей СИДОРОВ.
Фото автора и из книги О. Исманкулова «Старая пилотка».






Добавить комментарий