Main Menu

Защитить дочь — позор?

Кража невест  сегодня  обсуждается депутатами, представителями НПО, СМИ,  правоохранительными органами, религиозными деятелями и простыми людьми. И все в один голос твердят, что этому явлению нет места в современном обществе, обычай давно себя изжил и принуждение к вступлению в брак — преступление. Но почему же тогда каждый день мы слышим о новых жертвах? А в последнее время участились случаи суицида.


В капкане
Наша героиня,  назовем ее Назгуль (имя изменено), рассказывает, что ей очень горестно слушать многочисленную, как она выражается, демагогию людей, которые занимаются этим вопросом. По ее словам, человек, который сам не почувствовал, каково это, когда тебя крадут, словно скот, не спрашивая твоего согласия, вряд ли поймет всю серьезность ситуации. Назгуль уверена:  смертельных исходов гораздо больше, просто многие семьи не афишируют их.
Она тоже стала жертвой дикого обычая. Девушка родом  из села, а учиться поступила в один из вузов города, там же и проживала в общежитии. Когда ей исполнилось 22 года, родители стали косо посматривать, постоянно намекали, а иногда и в открытую говорили, что вскоре она станет старой и никому не нужной, интересовались, почему у нее до сих пор нет молодого человека. «Они просто извели меня  темой замужества, я же в свою очередь не считала это своей первоочередной целью. Молодой человек у меня был, просто рассказать об этом дома я не рискнула, тем более что в селе в 20 лет уже старуха, а по городским меркам  в мои 22 можно было еще не переживать особо”, — рассказывает Назгуль.
После окончания вуза она  приехала в родное село навестить родителей, после чего планировала вернуться в город, так как уже подыскала место работы. Однажды вечером, когда девушка выходила из магазина, ее украли. Она даже испугаться не успела, как толпа парней затолкала ее в машину. Позднее девушка поняла, что с ней произошло. Своего обидчика она знала: это был парень, с которым она  когда-то училась в параллельном классе, он еще в школе положил на нее глаз, но Назгуль  не воспринимала  молодого человека всерьез. После того как она в грубой форме отказалась вступать  с ним в брак  и уже было собралась уходить, его бабушка заявила, что проклянет ее, она никогда не будет счастлива и умрет в страшных муках, и девушка осталась. В ту же ночь она была изнасилована. Спустя некоторое время  ей удалось позвонить домой. Она просила родителей забрать ее, объясняла, что муж — неадекватный человек и насильник. Но мама уговаривала ее остаться, чтобы избежать позора. После таких слов девушка сказала, что, если в течение суток отец не приедет за ней, она наложит на себя руки. Через несколько часов  Назгуль  была дома.
Она уверяет, что если бы ее не забрали, она бы так и поступила. По ее признанию, мысли о суициде жили в ее голове еще очень долго несмотря на то,  что родители с относительным  пониманием отнеслись к случившемуся. Заявлять в милицию Назгуль не хотела, но отец настоял. «На момент страшного события я уже 5 лет жила в городе, общалась с разными людьми, была наслышана, каким образом в нашей стране «рассматривают» уголовные дела, и,  будучи юристом по образованию, уверена, что папино желание наказать обидчика по закону  ничего, кроме еще большего позора и траты нервов, не принесет. Но отец мой, простой  сельский житель, верил в справедливость. Чтобы еще больше не травмировать дорогого человека, мы вместе отправились писать заявление. После этого  моего несостоявшегося мужа вызвали на допрос, где он заявил, что не крал меня. По его словам, мы встречались несколько лет, собирались пожениться, а после того как он вступил со мной в интимную связь по обоюдному согласию, я стала настаивать на немедленной женитьбе. Он просил меня подождать, а я, якобы испугавшись, что он меня бросил, оклеветала его. Более того, у него нашлись свидетели наших с ним длительных отношений. По поведению работников правоохранительных органов было понятно, что их просто подкупили. Мне и моему отцу грубили,  на нас всячески давили, говоря, что все наши попытки засадить парня в тюрьму бессмысленны и доказать факт моего похищения нереально.   После этих событий у отца случился инфаркт. Признаться, это и привело меня в чувство, я не стала больше жалеть себя, подумала о близких и решила забыть все, как страшный сон, ведь ничего уже не изменишь.
Я часто слышу, что за кражу невест хотят ужесточить наказание, хочется верить, что это поможет. Но для себя решила, что не останусь  жить в Кыргызстане. Моя родина не смогла меня защитить, и я не собираюсь рожать здесь детей и подвергать  их опасности. У нас в стране, если нет денег и связей, тебя не просто никто не защитит, а еще и обвинят во всем, как было в моем случае.
С помощью вашей газеты хочу обратиться к людям, имеющим возможность искоренить дикий обычай. Вместо того чтобы бесконечно говорить на эту тему, лучше бы приняли реальные меры, защитив тем самым своих же сестер и дочерей».

Родительский взгляд
Довольно часто можно услышать, что при похищении родители отказываются забирать дочь домой. Почему так происходит? Что движет людьми в этот момент? Об этом мы решили спросить женщину, чья дочь была украдена против воли. Сейчас она судится с молодым человеком, совершившим это преступление. Женщина нашла в себе силы не пойти на поводу у общественного мнения, когда принято считать, что дочь, вернувшаяся домой, — это позор. «Я не понимаю, как можно жить спокойно, зная, что твоему ребенку плохо, как можно оставить дочь в семье, которая изначально применила насилие? Считаю, что проблема воровства невесты должна решаться не только ужесточением наказания в отношении похитителя. Да, безусловно, это преступление, и за него, как за любое насилие, должны судить. Но менять нужно не только закон, но и менталитет. Пока в нашем обществе есть родители, которые считают, что защитить дочь от насилия — это стыдно,  преступный обычай будет жить. Особенно это касается сельских жителей. Я, как мать, не могу понять, почему, если в селе своровали  корову, люди готовы убить вора, а если украли дочь, то родители, даже зная, что ей там плохо, ничего не делают?  Что это за мать и отец, которые не пускают дочь домой, считая, что она опозорена? Я однозначно осуждаю таких родителей и призываю одуматься, особенно в свете последних событий, когда участились случаи суицида. Давайте ставить на первое место интересы и жизнь своих детей, а не предрассудки общества. Не нужно бояться осуждения родственников  и соседей. Если они порицают  вас за то, что вы не боитесь позора, вы также можете осудить их, назвав плохими родителями».

Бабушка нашептала
Когда Назгуль рассказывала свою историю, я обратила внимание, с каким содроганием она вспоминала,  как в доме своего несостоявшегося мужа испугалась проклятия его бабушки. Имея опыт общения с жертвами похищения, могу сказать, что этого боятся все девушки, оказавшиеся в подобной ситуации. Что же это такое? Мы специально отправились в ближайшее село, чтобы расспросить представителей пожилого поколения о том, почему в ХХI веке девушки боятся суеверий и порой даже остаются в доме обидчика, боясь быть проклятой…
Кайырниса-эже согласилась рассказать о том, чего так боятся молодые девушки.  Бабушке 85 лет.  По ее словам, сколько она себя помнит, девочкам с юного возраста внушали, что уходить из дома жениха считается позором,  более того,  есть риск, что его близкие по  женской линии нашлют  проклятие. Если девушка не хочет оставаться в доме жениха, его самая старая  родственница ложится на порог: якобы если невеста  переступит через нее, показав  неуважение к старшим, она никогда больше не обретет семейного счастья. Сама же Кайырниса-эже  к проклятиям относится скептически. Говорит, что это больше надумано. «Сама я была свидетелем, как одна из моих соседок запугивала своих дочерей, рассказывая о несуществующей родственнице, которая переступила через лежащих старух, после чего не смогла обрести семью и умерла от страшной болезни. Считаю, что это  глупость, мы сами строим свою судьбу. Бояться или нет — личное дело каждого. Но, по-моему мнению, это не повод  выходить замуж против воли.  Нужно бороться за право на семейное счастье и слушать только свое сердце. Я прожила всю жизнь со своим мужем в любви и радости  и всем этого желаю».

Анна САРАЖИТИНОВА.

 






Добавить комментарий