Зачётная десоветизация страны

В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв сложил свои полномочия. А на следующий день Совет республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик. Так что уже 31 год, как каждый сам по себе.
Я ПРОСНУЛСЯ, ЗДРАСТЕ, НЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
До сих пор нет единой оценки и исчерпывающего анализа причин, приведших к распаду СССР. Среди ряда факторов называют неэффективность и стагнацию экономики. Товарный дефицит, падение цен на нефть. Желание значительной части руководителей, имеющих доступ к рычагам власти, отказаться от строгих ограничений, лишавших их личных автомобилей, дач, яхт и прочего. Кризис идеологии коммунизма.
Финансирование и военная поддержка диктаторских и марионеточных просоветских и антиимпериалистических режимов по всему миру. Афганская война, участие в которой вызвало осуждение международной общественности, а внутри — страх и непонимание. Моноцентризм. Все важные решения принимались в Союзном центре, что приводило к бюрократии, недовольству региональных властей. Растущее недовольство населения, связанное с постоянными перебоями в поставках продовольствия и промышленных товаров первой необходимости. Неспособность центральной власти контролировать и управлять событиями во времена позднего СССР.
Но… Стакан наполовину пуст или наполовину полон. Благо — бесплатные образование и здравоохранение. Стабильный рубль и непоколебимые цены на всё и везде. Уверенность в завтрашнем дне — без безработицы и с достойной пенсией. Моя мама на 132 рубля после выхода на заслуженный отдых, отработав положенный стаж в школе, могла слетать в Москву и обратно. Сколько себя помню (до развала Союза), был горд тем, что родился и живу в такой вот стране. Внутренне, конечно, не шибко богатой, но внешне готовой дать отпор любому супостату.
А заграница… Что заграница? Чехословакия, Югославия, Болгария, Венгрия, ГДР (по «Спутнику»). А кто поизвестнее — и западные страны осваивал.
Особенно советская власть пришлась впору (по размеру, структуре, перспективам роста и самоутверждению — литература и искусство) для Средней Азии. Не довоенные, а послевоенные годы стали здесь расцветом экономики, индустрии, проектирования и строительства. Только во Фрунзе появилось примерно с десяток крупных (союзного значения) предприятий. А Токтогульская ГЭС! А ТЭЦ столицы! Строительство ТЭЦ-2. Ошский хлопчато-бумажный и Фрунзенский камвольно-суконный комбинаты. Кара-Балтинский ковровый комбинат. В моей родной Каинде — кабельный завод, мясокомбинат, кирпичный завод, сахзавод, который только и остался на плаву. И каждое из предприятий было градообразующим, со своим жилым комплексом и своей инфраструктурой.
Свеча горела на столе, свеча горела… Но кто-то (и не один) сильно дунул. И попали народы как кур в ощип. У нас один президент то и дело сменял другого. Свыше тридцати премьеров. Парламент — то двухпалатный, то однопалатный. То 120 депутатов, то 90. Что касается экономики. «Кумтор» стал государственным. А такой же золотой рудник (крупный и стратегический) — Джеруй» — ушёл по тендеру российскому предпринимателю Бажаеву. Стратегический Кадамджайский сурьмяный комбинат работает на турецкие инвестиции, 30-40 тонн сурьмы в месяц. И это, как пишут в соцсетях, при производственной мощности 20 тысяч тонн в год, то есть 1600 тонн в месяц. А не жалкие 30-40 тонн, хотя турки обещают довести выпуск до 200 тонн в месяц.
И лишь совсем недавно, 20 декабря, после успешных испытаний введён в эксплуатацию четвёртый агрегат Токтогульской ГЭС. А ведь обещали сперва к зиме прошлого года, потом к весне, осени. Хоть перед нынешним Новым годом порадовали. А сколько за это время министров энергетики сменилось, сколько начальников других энергетических контор?! Не один и не два.
Эксперты отмечают у нас процветание трайбализма во всех госсферах, на всех руководящих уровнях. Кум, сват, брат. Или: брат, сват, кум. Не стало при суверенитете централизованного управления, на смену пришли некомпетентность и безответственность. Постоянная, порой переходящая в фетиш, перестановка кадров, один-два месяца в руководителях, и давай, до свидания… Не становится фактом из ряда вон, неким звоночком. Поэтому само начальствующее кресло не несёт за собой умения и радения. Умные словечки типа «матрица», «дорожная карта», «алгоритм», введённые в лексикон этак при премьере Джоомарте Оторбаеве, не несут никакой смысловой нагрузки. Ну это просто план мероприятий, который может составить любой клерк. А потом он же и подготовит отчёт: выполнено — не выполнено. Памятно горестное откровение Президента Садыра Жапарова после посещения им технопарка в Ташкенте: «А мы даже спичечную фабрику построить не можем». Кстати, спички к нам идут именно из Узбекистана.
В общем, что имеем — не храним, потерявши — плачем.
И так повсеместно. Даже Прибалтика, страны которой первыми весной 1990 года чухнули из Советского Союза, они что, за эти 32 года жить стали лучше, стали веселее? Созидают и процветают? Из трёх миллионов жителей (Литва) до полутора миллиона (Эстония), посредине — Латвия, половина населения трудится в западных странах. Тем и живут — скромно и по средствам.
ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?..
И в это самое время, когда даже после значительного повышения пенсий этой суммы не то что туда и обратно, даже в одну сторону до Москвы не хватит, понадобилось срочно всё переименовывать. За кем гонимся, кого хотим догнать и перегнать? Когда в той же Прибалтике сносят очередной памятник такому-то советскому герою, это активно обсуждается и нередко осуждается: не вами поставлен, не вам и рушить. Можно себе представить демонтаж Солдата-освободителя в Трептов-парке в Берлине? Исключено. А в странах Балтии и в Украине — такое сплошь и рядом.
Так вот, и населённые пункты Кыргызстана, названия которых заимствованы из других языков, следует переименовать. Об этом на заседании Народного курултая (24-25 ноября) заявил спикер парламента Нурлан Шакиев. «Развитие госязыка не достигло своей цели. У нас до сих пор некоторые населённые пункты носят названия, взятые из других языков. Срочно надо переименовать четыре района Бишкека», — сказал, как отрезал, Шакиев. И какое тут важное слово «срочно», ну так срочно, что торага даже кушать не может, что ли?
Между прочим, эта «срочность» тянется с февраля сего года. Тогда депутат Айбек Алтынбеков спросил у мэра, какая работа ведётся по переименованию районов столицы, и предложил: «Нам надо дать чисто кыргызские названия». А 21 декабря на заседании ЖК директор Госагентства по делам государственной службы и местного самоуправления Эльчибек Жантаев доложил, что работа по переименованию четырёх районов Бишкека уже началась: «Но прежде предлагается Кара-Бууринский район Таласской области переименовать в честь писателя Чингиза Айтматова». «А если именем писателя назвать один из районов Бишкека, это не будет противоречить?» — поинтересовался депутат Дастан Джумабеков. «Если имя писателя дадим двум районам, никаких противоречий не возникнет», — ответил директор Госагентства. А слуга народа Мирлан Самыйкожо поспешил с предложением назвать Первомайский район именем Турдакуна Усубалиева.
И только, как всегда, вдумчивый Дастан Бекешев предложил провести общественное обсуждение перед переименованием районов столицы. Вот именно, обсудить, а не гнать лошадей, как пытается Шакиев.
Вот и обсудим. Названия: Ленинский, Первомайский, Октябрьский, Свердловский — архаика? Конечно, потому что с давних времён. Но ведь и памятники порой давние. Тому же Ленину, который теперь обращён к Старой площади. Значит, его можно не убирать, а названный именем вождя революции район надо срочно переименовать, потому что «развитие госязыка не достигло своей цели». По этой несуразной логике ведь и Усубалиев, на минуточку, был советским и партийным деятелем. Как и Ленин, чьё имя носит городской район.
Так можно дойти до абсурда, борясь с названиями из других языков. Как дошли до абсурда при десоветизации россияне, у которых Санкт-Петербург Ленинградской области, а Екатеринбург — Свердловской.
А есть ещё у нас село Ленинское, ущелье Григорьевское, а также Ново-Павловка, Покровка, Военно-Антоновка… Непочатый край работы для Шакиева и его товарищей (хотя и это слово из совлексикона). И ведь уже решительно не углядишь, какой участок столичной улицы как называется. Может, уже нет Советской и Московской с перекрёстком «Моссовет»? Или Горького и Дружбы? Если не в курсе, подскажите. А может, остановиться и объявить всё-таки мораторий на переименования, борясь за развитие языка и десоветизацию?
ПРО ЯЗЫК ТОЖЕ
Ну, это уже как водится — где раж, там русский язык наряду с другими. Двадцать шестого декабря прошло заседание комитета Жогорку Кенеша по социальной политике. Рассматривался конституционный законопроект о госязыке. Сайты отметили пару выступлений депутатов. Так, Аида Исатбек кызы (фракция «Ынтымак») согласилась, что такой документ нужен: «Я поддерживаю законопроект. Кыргызский — наш родной язык, и мы должны создавать возможность для его развития. Но если взять другие страны, то в некоторых из них по нескольку языков предусмотрено. Если всё на кыргызский переведём, то как получится? К примеру, если туристы приедут, в музеях информацию на государственном, официальном, английском надо представить. Так ведь должно быть, а не всё на кыргызском».
Замдиректора Госкомиссии по развитию госязыка при Президенте Жылдыз Орозобекова поспешила заверить, что «согласно законопроекту, информация во всех учреждениях страны должна быть представлена на госязыке, вместе с тем информация на официальном следует за госязыком».
А Мирлан Самыйкожо считает, что законопроект направлен на развитие кыргызского языка в стране, но не на то, чтобы всё было только на нём: «Здесь написано, чтобы все языки были. Всем нам нужны другие языки. Только мы должны наш госязык правильно использовать. Там (в законо-проекте) есть официальный язык, английский, китайский, узбекский. Но среди всех языков мы должны кыргызский правильно использовать и переводить».
Замглавы Госкомиссии по языку Орозобекова отметила, что в Кыргызстане живут несколько поколений людей, которые обучались на русском языке, и это не их вина. «Наша цель только одна, чтобы кыргызский язык поднять до уровня официального», — считает она. На что Мирлан Самыйкожо заметил: «Тридцать четыре тысячи триста школьных классов на кыргызском языке обучения, шестнадцать тысяч восемьсот — на русском. Здесь нет проблем. Безусловно, классы на кыргызском должны увеличиваться, но мы также вольны говорить и на русском, английском и других языках».
А вот реплика замминистра образования Такбубу Ашимбаевой: «У нас 168 частных детских садов. Да, большинство на русском. Но к дошкольным образовательным учреждениям нет языкового требования. Согласно Конституции, все народы, проживающие в стране, могут общаться на своём языке. У нас обучение идёт на кыргызском, русском, узбекском и таджикском».
Приятно слышать. И пусть эти слова дойдут до ушей спикера парламента. И он, возможно, тогда не станет связывать развитие госязыка, которое «не достигло своей цели», с переименованием населённых пунктов, названия которых взяты из других языков. Это всё равно что скрещивать удава с ежом.
ТРЕВОЖНЫЙ ПОСЫЛ
Лучше бы о мигрантах подумали. На сегодня это главный вопрос кыргызско-российских отношений. В последнее время милицейские чины РФ опять заговорили о росте преступности среди гастарбайтеров. Значит, жди очередных дискриминационных мер. А тут ещё поступают сообщения о приглашении наших мигрантов вступать в ряды Вооружённых сил России «на стороне добра». С ускоренным получением гражданства. Два месяца в автобусах до миграционного центра «Сахарово» висели такие объявления-приглашения повоевать. Будем надеяться, что эти «игры» не получат продолжения в следующем году. И не прозвучат окрики в том же центре «Сахарово»: «Вы что, на фронт не идёте? Мы что ли за вас должны воевать?» («Новая газета. Европа»). Очень опасная тенденция. Могут быть и жертвы…
Это не наша война, но густая тень от неё накрыла экономики всех стран Евразийского экономического союза. Какие-такие вторичные санкции, если что? Мы и так теряем товарные позиции, что присутствовали до 24 февраля. Одну за другой. А когда дефицит — тогда и рост цен.
Так что трудно предположить, каким сложится будущий год. Во всяком случае, возвращение к мирной жизни на границе славянских государств придётся сопровождать укреплением этого самого ЕАЭС, потому что другие союзы — тюркских стран, тройственный союз КР, РК, РУз — пока лишь в прожектах. Вот тогда, при возвращении мирной жизни, пригодится опыт советского ведения хозяйства, во всяком случае опыт серьёзного к нему, хозяйству, отношения.
Геннадий КУЗЬМИН.
Фото из интернета.
Related News
Анонсы!
С участием Президента Садыра Жапарова состоялась торжественная церемония вручения государственных наград отличившимся кыргызстанцам — представителямRead More

Где дешевле оливье…и телячья шейка впридачу
Абсолютно для каждого в мире человека, а особенно для детей, Новый год — это волшебныйRead More
Comments are Closed