Main Menu

Школа лицедейства

В этом году исполняется десять лет работы школы-студии актёрского мастерства при Государственном национальном русском драматическом театре им. Ч. Айтматова. За эти годы здесь подготовили 85 человек, 27 из них работают в труппе театра, другие — в театральных коллективах России, Казахстана. Наш разговор с директором-распорядителем театра имени Ч. Айтматова Сергеем Бардаковым о том, как и почему возникла школа-студия.

— Когда в 2008 году я пришёл сюда работать, труппа составляла 21 человек. Чувствовалась нехватка актёров. Поэтому появилась идея создать курсы по их подготовке для нашей сцены, так как из института искусств им. Бейшеналиевой к нам не приходила молодёжь. Тем более что студия действовала в стенах театра в 70-х годах прошлого века. Её выпускниками были многие любимые и известные артисты — Татьяна Стрельцова, Владимир Москалёв и многие другие.

Первым мастером нашей школы-студии стала режиссёр Эльвира Ибрагимова, она разработала учебную программу, рассчитанную на два года. Обучение у нас платное, но мы стараемся назначать сумму по минимуму, чтобы заплатить за труд педагогов.

Конечно, очень хотелось, чтобы государство взяло на себя эти расходы и тогда мы могли бы обучать ребят за счёт бюджета. Пытаемся решить этот вопрос, но пока не получается.

— Что-то меняли за эти годы в системе обучения?

— Конечно. Например, в первый год ребят никто не выпускал на сцену на первом курсе, считалось, что это их испортит. Потом мы решили занимать наших студийцев в ёлочных представлениях, затем у нас был большой проект «Ромео и Джульетта» в классическом исполнении. В нём мы заняли всех слушателей школы-студии, они работали в массовке, но тем не менее для них это стало хорошим опытом. В этом заключается наш эксперимент, хотя педагоги института искусств им. Бейшеналиевой всегда против того, чтобы студенты участвовали в спектаклях. Но театр нуждается в актёрах, и мы идём на это. Например, выпускница школы-студии этого года Виктория Шаргунова уже занята в действующих спектаклях, на худсовете её приняли в труппу.

— Как складывается судьба выпускников после окончания обучения?

— Сегодня на 65% коллектив театра состоит из выпускников студии. Кто-то идёт учиться дальше, например, Кристина Бардакова и Яна Колесникова окончили ГИТИС с отличием и продолжают обучение там в магистратуре. Ирина Кайсарова окончила театральный факультет в Казанском государственном институте культуры, вернулась в Кыргызстан, трудится режиссёром в театре «Учур».

У нас был случай: мама привела дочку 12 лет. Девочка походила в студию пару месяцев и больше не захотела, а мама попросилась на её место. Работала она бухгалтером, а на актёрское мастерство, как пояснила, ходила для души. Отучилась, сыграла даже небольшую роль в спектакле «Ромео и Джульетта». Сейчас, слышал, что она сама преподаёт актёрское мастерство.

 — Как проводите отбор в школу-студию?

— Кастинг проходит, как во всех театральных вузах: абитуриенты учат стихотворение, басню, монолог, приходят к нам, и педагог, который будет вести курс, отбирает наиболее способных. Как правило, поступает 15-20 человек, к концу первого курса их остаётся 7, если на втором курсе выпускаем четверых ребят, как в этом году, уже неплохо. А если два-три из них остаются работать в театре, значит, мы поработали не зря.

Как отметил С. Бардаков, театр продолжает испытывать проблему с кадрами, особенно не хватает мужчин. Поэтому работа школы-студии востребована и сегодня. По итогам двух лет обучения студийцы вместе с педагогом, ведущим курс, готовят выпускной спектакль. Многие из этих инсценировок потом входят в репертуар театра. В этом году молодые актёры доказывали свой профессионализм в постановках по пьесам «Трое под одной крышей» Л. Разумовской, «Наташина мечта» и «Я победила» Я. Пуленович, а также в отрывке из пьесы Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра». Выпускала курс народная артистка Кыргызстана Зинаида Петренко. Её мы попросили рассказать о работе с будущими актерами.

— Какие пьесы подбираете для дипломного показа?

— Исходя из того, сколько человек в группе, какой у них потенциал. В этом году выпускались четыре девушки, предложила им поработать над характерами. В одной из пьес среди персонажей есть бабушка — ей за 50 лет, мама, которой 39 лет, а играющим девочкам 20 и 21 год. Актрисам нужно было создать если не образы, то хотя бы характеры. А для этого требовалось понаблюдать за людьми старшего возраста, присмотреться к манере поведения, речи, осмыслить логику поступков.

— Вам понравилась работа ваших учеников?

— В целом я осталась довольна. С ними легко работать, потому что сюда приходят ребята, которые хотят быть в творчестве. Я с удовольствием делюсь с ними опытом, знаниями, а они дарят мне радость, энергию молодости. Бываю и строгая, и вредная, и приставучая, и всё равно я для них мама, потому что меня интересует всё, чем они живут, что им интересно, какие у них родители, поели ли они перед занятием или нет. Это мне нужно, чтобы узнать человека, понять, куда направить его способности. В школе-студии важен преподаватель-педагог, ведь я занимаюсь не только профессией, но и психологией ребят.

Юбилей школы-студии отметили ярким театральным капустником, который собрал бывших и нынешних студийцев, педагогов, зрителей. В праздничном спектакле участвовали выпускники прошлых лет, которые хоть и не работают в театре, но с удовольствием вышли на сцену и сыграли так, как учили педагоги. А значит, что-то важное и нужное для души вынесли они из школы-студии, ведь не возвращаются туда, где было плохо.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий