Main Menu

Золотой баткенский абрикос

Почему он стал таким? Разговор об этом и о другом с макроэкономистом, финансистом и геополитологом Султанбаем АЙЖИГИТОВЫМ

— Султанбай Абдрашитович, Министерство экономики и финансов недавно сообщило, что «для укрепления планирования, координации, исполнения и прозрачности бюджета, а также оказания консультационной помощи» нанята французская компания Linpico SARL. В соцсетях это вызвало шквал недоверия и критики. А что думаете вы, как специалист, об инициативе Минэкономики и финансов?
— Она вызвала у меня крайнее удивление. Непонятны причины и мотивы. Это больше похоже на предложенную ранее инициативу о сдаче наших регионов в доверительное управление развитым странам с установлением их флагов и порядков, с целью опять же якобы обеспечения развития этих регионов. Очень просто: ничего не надо делать, придёт «дядя», вложит деньги и обеспечит наше процветание! Или, как шутили в советское время, объявить США войну и сдаться либо попроситься в состав США очередным штатом и т. д. Но это шутки, а здесь…
Инициатива министерства вызывает несколько вопросов. Во-первых, получается, экономический блок исполнительной власти признаётся в своей полной несостоятельности быть эффективным регулятором экономической системы в целом и управлять бюджетом в частности? Конечно, гораздо проще напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность, решать частные вопросы отдельного бизнеса, чем содействовать экономическому росту страны в целом, эффективно управляя рыночными рычагами государства, каковыми являются доходы и расходы бюджета, требующие высокого уровня компетентности и качества государственного менеджмента.

Во-вторых, инициативу можно расценивать как уход от ответственности экономического блока Кабинета министров за принятие возможных непопулярных решений.
В-третьих, она может означать полную потерю доверия внешних кредиторов к нашему государству и власти, в частности, членов Парижского клуба. Как результат — скрытое внедрение внешнего правления в стране под видом добровольного найма ею иностранной компании для разработки целевых мероприятий по возврату внешнего долга, не считаясь с национальными интересами.
— Что вам известно о компании Linpico SARL, кроме той справки, которую она выдаёт о себе в сети Linkedin: основана в 1991 году, представляет собой многопрофильную консалтинговую компанию, работающую по всему миру в области международного развития?
— К сожалению, ничего, кроме этого. Вполне возможно, что она ангажирована с Парижским клубом.
— Что вы думаете об экономической ситуации в целом в стране?
— Сказать, что она тяжёлая, значит, ничего не сказать. На и без того на ладан дышащую экономику навалились пандемия, внутренние политические события, обострившийся хронический дефицит денег в экономике, военная агрессия Таджикистана. Добавьте к этому внешние факторы. В частности, эскалацию угроз безопасности в целом Центральной Азии в связи с выводом войск США из Афганистана, кризис в мировой финансовой и экономической системе, нарушение цепочек глобальной логистики, международных поставок, геополитическое обострение отношений глобальных политических игроков и т. д.
В результате темпы роста ВВП Кыргызстана упали до минус 9%, резко повысился уровень бедности, стремительно падают реальные доходы населения, нищающего на глазах. Если за черту бедности брать прожиточный минимум, как это принято во всём мире, то с учётом пандемии и других вышеотмеченных причин реальный уровень бедности в стране превысил 90%. Необходимы срочные эффективные антикризисные системные меры и программы, способные в кратчайшие сроки вывести из этого катастрофического состояния, иначе беда. Время примерного ученика закончилось, пора взрослеть и жить своим умом, брать судьбу в свои руки и решать всё по-взрослому. Самое обидное то, что такие антикризисные программы и люди, генерирующие идеи, способные воплотить их в жизнь, в Кыргызстане есть, но эти программы не рассматриваются, а люди, способные их осуществить, находятся ни при делах. А время — самый ценный ресурс в современных условиях, бездарно уходит.
— Объясните, пожалуйста, с точки зрения экономиста, почему галопируют цены? Нет ни одного продукта, на который за последний год не выросла цена. Живём в южной республике, а местные яблоки сейчас стоят 200 сомов и выше.
— Всему виной порочная импортно-реэкспортная структура экономики, сложившаяся за последние 30 лет. Мы мало что производим. Если есть производство, то оно с минимальной цепочкой добавочной стоимости, что делает его низкорентабельным. Пандемия показала, что страна, к сожалению, не способна самостоятельно обеспечить даже продовольственную безопасность, производя чуть более 20% необходимых продуктов питания собственного изготовления. То есть почти 80% продуктов питания мы импортируем, а о производстве инвестиционных товаров и говорить не приходится. Всё это делает нашу экономику крайне неустойчивой и зависимой от малейших внешних колебаний.
Поэтому пандемия, нарушение цепочек глобальной логистики и международных поставок резко повысили и продолжают поднимать цены на импортируемые товары. Это увеличило спрос на доллары США с последующим падением курса национальной валюты, усугубляющим инфляцию. Вслед за ростом цен на импортные товары по цепочке взлетели цены на товары отечественного производства, в стоимости которых присутствует большая доля импортной составляющей. Кроме того, повысились потребительские расходы людей, занимающихся производством отечественных товаров. И они стали компенсировать это повышением цен на собственную продукцию в то время, когда реальные доходы населения неуклонно падают.
— Вы видите выход?
— Да, для избавления от этой хронической экономической напасти и зависимости, нам необходима новая индустриализация страны на основе современных технологий, политика замещения импорта с одновременным расширением экспорта конечной продукции отечественного производства, повышение реальных денежных доходов населения. Сложно, но возможно! Для этого у нас есть всё, даже собственные финансовые источники, необходим лишь компетентный государственный менеджмент.
— Вы коренной баткенец и наверняка знаете о знаменитых баткенских абрикосах больше, чем мы. Раньше их продавали повсюду: на рынках, в овощных лавках, на тротуарах. В этом году абрикосов в продаже, во-первых, очень мало, во-вторых, по цене они стали золотыми. В чём дело? Неурожай? Уходят в соседние страны? Или выращивание стало «золотым»?
— Во-первых, урожай абрикосов побили случившиеся в апреле и мае заморозки. Во-вторых, абрикосы в первую очередь отправляют на экспорт ввиду высоких покупных цен, а остатков, поступающих на местный рынок, весьма недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса на продукт, ставший брендом Баткена. Как известно, дефицит повышает спрос, а последний — цены.
— Наверняка у вас есть свой ответ и на вопрос о дефиците поливной воды в Чуйской области. Одни объясняют это тем, что из-за холода в горах ледники тают не так интенсивно, другие — земляным руслом рек, сквозь которое много воды уходит через дно… Разрешима ли проблема?
— Возможно, есть какие-то объективные причины этой беды, но они мизерные. А в основном виной некомпетентность, халатность и коллективная безответственность управленцев соответствующих структур на всех уровнях. Даже при наличии неблагоприятных природных условий дефицит поливной воды можно было предвидеть и устранить на уровне, максимум, губернатора и начальника Департамента водного хозяйства Чуйской области. Это как раз тот случай, про который говорится: кадры решают всё.
— Что вы думаете о новом варианте среднесрочной тарифной политики по электроэнергии на 2021-2025 годы, вынесенном на обсуждение Министерством энергетики и промышленности? Тарифы на свет предлагается поднять на 37 тыйынов, на горячую воду и отопление — на 25%.
— Положение в энергетике — ещё одна тупиковая проблема, которая тяжким грузом лежала на плечах всех предыдущих властей и легла на ныне действующую. Однако управленцы отрасли, к сожалению, в очередной раз пытаются решить её за счёт народа. Насколько мне известно, на реконструкцию энергетической системы страны за всё время независимости привлечено более $1 млрд. инвестиций. Этой суммы вполне бы хватило, чтобы обновить если не все основные средства энергосистемы, то их подавляющую часть, и сегодня не было бы проблем. Однако весомая часть денег успешно разворована и тяжким грузом легла на себестоимость электроэнергии. К сказанному могу добавить, что предлагаемое повышение тарифов на свет, горячую воду и отопление может привести к очередному раскручиванию инфляционных процессов и, соответственно, усилить депрессию в обществе.
— Как разрешить проблему с тарифами?
— Социально безболезненно её можно решить, только если вернуть разворованные деньги и покончить с коррупцией. Это с одной стороны. Причём, если мы хотим искоренить коррупцию, то нужно иметь в виду, что она — категория больше политическая, чем уголовная. Уголовным преследованием можно лишь возместить ущерб и достичь неотвратимости наказания. А искоренить коррупцию можно только путём устранения её источника, который находится в политической системе, а именно в выборной системе, основанной на частных деньгах. Искоренение коррупции должно сопровождаться изменением принципов выборной системы, особенно в части финансирования выборов, чтобы обеспечить избрание самых компетентных и честных кандидатов, а не заведомо коррумпированных лиц. Это большая отдельная тема, я об этом писал раньше.
С другой стороны, необходимо адекватно повышать реальные денежные доходы населения, и тогда увеличение тарифов будет восприниматься обществом с пониманием.
— Только что улеглись страсти в связи с очередным бунтом перевозчиков в столице. Цены на проезд остались прежними, но очевидно, что аварийную ситуацию разрулили лишь временно. Где выход?
— Да, проблема не решена, она всего лишь отложена до сентября. Её обсуждение в Жогорку Кенеше показало, что кризис порождён халатностью, безответственностью и коррупцией в сфере перевозочного бизнеса. А пострадавшими оказались две части простого народа — пассажиры и водители. Выход из этой ситуации я вижу не в повышении тарифа на проезд, а в уменьшении доли доходов хозяев этого бизнеса и их коррумпированных прокладок в пользу увеличения доли водителей микроавтобусов, которые, собственно, и зарабатывают эти деньги. Или, как сказал бы К. Маркс, за счёт уменьшения нормы прибавочной стоимости в пользу стоимости рабочей силы, за счёт снижения степени эксплуатации рабочей силы.
— Я знаю, что вы разработали собственную антикризисную программу по ускоренному выводу населения из бедности. Расскажите, пожалуйста, о её сути.
— Суть заключается в ежегодном повышении реальных денежных доходов населения и целевого направления этих денег на потребление товаров и услуг отечественного происхождения, а также в обеспечении непрерывного обращения этих денег между конечным отечественным производителем и потребителем, не допуская при этом разворачивания инфляционных процессов в экономике.
Мы разработали эту программу два года назад при поддержке Министерства труда и социального развития по инициативе министра У. Кочкорова. Она предусматривает ежегодное повышение зарплаты всем бюджетникам на сумму от 3 000 сомов до 5 000 сомов, пенсий — от 1 200 сомов до 1 500 сомов, пособий и стипендий — на 1 000 сомов до тех пор, пока минимальные пособия, стипендии и пенсии не превысят норму прожиточного минимума. Это позволит в течение пяти лет полностью искоренить бедность в стране. А целевое направление увеличившегося семейного бюджета на потребление отечественных товаров и услуг повысит спрос на отечественные товары, что ускорит приток так называемых производных инвестиций в реальный сектор экономики и обеспечит бурное развитие собственного производства. При этом ежегодные темпы роста ВВП страны составят не менее 10%.
Безналичная форма финансирования нашей программы позволила бы сделать все денежные потоки абсолютно прозрачными и не допустила бы коррупционных проявлений при реализации. Что очень важно, нет необходимости в привлечении внешних инвестиций — определены внутренние источники финансирования, и разработаны его механизмы.
— Есть ли страны, которые успешно последовали именно тому пути, который вы предлагаете?
— Мы взяли за основу современную теорию ускоренного экономического развития, проанализировав опыт развития Германии со времён канцлера Отто фон Бисмарка по настоящее время, Японии, которая переняла опыт Германии, а также Южной Кореи и Тайваня, которые в свою очередь последовали примеру Японии. При этом программа приспособлена к национальным условиям Кыргызстана.
— Почему же дело никак не дойдёт до исполнения?
— Мы презентовали свою программу во многих фокус-группах. Например, в группе экс-министров труда и социального развития, в Министерстве экономического развития, ассоциациях отечественных производителей, Академии наук, Национальном банке, коммерческих банках, в регионах и IT-компаниях — везде получили восторженные отзывы. После этого вынесли на обсуждение в правительство во главе с премьер-министром М. Абылгазиевым, где тоже поддержали. Однако до реализации так и не дошло. Сначала ссылались на отсутствие денег, хотя на первом этапе исполнения проекта (в течение пяти лет) требовалось не более 8 млрд. сомов, а затем и вовсе отложили до поры, пока не пройдут выборы в Жогорку Кенеш и не сформируется состав нового правительства. Несмотря на это, в марте 2020 года, когда разразилась пандемия, наша команда попыталась убедить правительство М. Абылгазиева начать реализовывать программу как антикризисную, чтобы поддержать население и бизнеса. Но нас не услышали. Далее произошли известные политические события, сменилась власть, назначили выборы, и всем было не до проектов.
Сегодня актуальность предлагаемой нами антикризисной программы с учётом бедственного положения нашего населения и состояния экономики чрезвычайно высока. Полагаю, что условия для её реализации созрели давно и народ требует именно таких неординарных решений.
Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий