Main Menu

Главное — верховенство закона

Мы продолжаем серию материалов, приуроченных к 30-летию независимости Кыргызстана. Взглянуть на путь, пройденный нашей страной за эти годы, мы просим людей разных профессий, чтобы лучше понять, как изменились страна и мы. Сегодня нашей собеседницей стала кандидат юридических наук, доцент Асель Абакирова.

— Как, на ваш взгляд, можно оценить три десятилетия суверенитета Кыргызстана?
— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Кто-то говорит, что это годы потерянных возможностей, нереализованных проектов. В чём-то можно согласиться с этим. Кыргызстан так и не смог занять своё место в мировой экономике, нам сложно найти свою нишу даже в рамках
ЕАЭС. При формировании национальной экономики мы даже не пытались использовать свой потенциал. За все эти годы не получилось обеспечить верховенства права и законности. Но можно сказать, что у нас сложилось сильное гражданское общество, сформированы демократические институты, создан механизм госуправления: развиваются судебная, законодательная, исполнительная системы. Хотя, надо признать, механизмы взаимодействия этих трёх ветвей власти ещё недостаточно скоординированы.
Но 30 лет это всё-таки не такой большой срок. Многие мировые державы насчитывают не одну сотню лет своей истории. И их система госуправления совершенствуется до сих пор. Я думаю, что в этом направлении нам есть над чем работать. Поэтому однозначно говорить, что за эти годы мы что-то потеряли, нельзя. Это тоже опыт, а на своём опыте мы учимся.
— Какие положительные выводы можно вынести из прожитого?
— Мы научились находить точки соприкосновения, слушать друг друга. Поняли, что государственная власть не должна отрываться от населения, ей необходимо находиться в единстве с ним, учитывать мнение людей. Мы поняли, что только через право и законность мы можем достичь процветания. Последняя проведённая конституционная реформа — результат опыта прожитых лет. Нам нужна сильная президентская власть. Чтобы не отстать от темпов мировой экономики, нужно быстро принимать решения, быстро их реализовывать. От этого зависит будущее.
Реформирование законодательства продолжается. Мы осознали, что в правовых актах есть бессистемность, скопились противоречия, поэтому назрела необходимость инвентаризации законов, которая сейчас проводится в Минюсте.
То же касается и выборов в Жогорку Кенеш. Опыт показал, что демократическая избирательная кампания является основой для успешного развития. Сейчас у нас фактически нарушена система подготовки политической элиты, в парламенте не представлена интеллигенция, нет представителей самых различных сфер деятельности. Поэтому, если по партийным спискам будут проходить не только самые богатые, люди начнут голосовать действительно за тех, кто вносит в жизнь страны конкретные положительные изменения: за врачей, учёных, экономистов. И следующий созыв парламента может оказаться более квалифицированным.
Хочу остановиться на том, что Президент подписал указ о нравственном, физическом, духовном развитии личности. Думаю, что это важно. Кыргызстанцы смогли не растерять своей самобытности, традиций — это очень важно для сохранения своего национального кода. Считаю, что Президент понял, что кыргызский народ должен развивать наследие предков. Даже в Конституции мы прописали традиционные нормы, такие как уважение к старшим или то, что брак — это союз мужчины и женщины. Мы закрепили на законодательном уровне то, что традиционные нормы не должны изменяться, не должны подвергаться сомнению.
— С точки зрения вашей профессии, каких изменений хотелось бы вам?
— Как юрист, я во главу угла ставлю верховенство закона и права. Только когда мы начнём прививать подрастающему поколению понимание того, что закон необходимо соблюдать, вне зависимости от того, плохим или хорошим он нам кажется, тогда мы сможем уже говорить о стабильности. Когда государство не будет выходить за рамки своих полномочий, тогда люди поймут, что даже если решение суда несправедливое, но законное, оно должно исполняться и не подвергаться сомнениям. Только тогда можно говорить о развитии страны. И, конечно, вторая важная составляющая, на мой взгляд, — это единство общества, народа и власти. Для этих целей в Конституцию введён народный курултай, чтобы народ мог высказывать своё мнение не через митинги, а с помощью диалога с чиновниками.
Помимо этого необходима масштабная реформа госорганов. Без реформирования ключевых министерств: образования, здравоохранения, сельского хозяйства, МВД невозможно добиться процветания. Подобные реформы ранее у нас пытались проводить, задействовав международные проекты, но отсутствие системности и коррупция привели к тому, что госпрограммы не получили должного развития.
Сейчас в связи с принятием новой Конституции и началом работы по приведению всех законов в соответствие с ней у нас есть возможность пойти по новому пути, создать новое кыргызское общество. И это позволило бы нам преодолеть такое негативное явление, как коррупция, — наше поистине слабое место.
За эти три десятилетия было много и положительного. Кыргызстан на протяжении всех лет являлся передовым государством в части применения передовых западных стандартов защиты прав человека и гражданина, в системе образования мы внедрили болонскую систему. В системе госуправления создана государственная кадровая служба, мы внедрили институт статс-секретарей. В странах СНГ по многим из этих позиций мы стали первыми.
— Уже три раза в республике люди сменяли власть путём захвата «Белого дома» через противостояние с правоохранительными органами. На ваш взгляд, что это: правовой нигилизм или попытка народа доказать, что он является носителем высшей власти в государстве?
— Я бы охарактеризовала это, как попытку населения показать, насколько власть была на тот момент оторвана от чаяний народа. Когда у общества есть несогласие с тем, как проводится политика государства, как проходят выборы, то чиновники должны реагировать на это. Идти на компромиссы, исправлять свои ошибки. Я думаю, что это очень важная особенность кыргызского народа — невосприимчивость к несправедливости. Поэтому народный курултай, как народное собрание, и создан, чтобы власть слышала людей. В Кыргызстане те, кто правит страной, всегда должны понимать, что народ не потерпит обмана. У нас есть свобода слова и демократия, и любые действия чиновников сразу становятся достоянием общественности — это тоже достижение прожитых 30 лет. В нашей стране очень политически активные люди. Когда мы писали недавно принятую Конституцию, к нам из отдалённых сёл, добираясь на попутках, приезжали кыргызстанцы, чтобы высказать свои предложения, своё видение. И я тогда осознала, насколько глубоко население пропускает через себя любые реформы. На окраинах люди больше интересуются политикой, чем те, кто живёт в столице. И, учитывая опыт свержений уже трёх президентов, власти это должны хорошо осознавать. Ведь если граждане не могут реализовать свою волю законными методами, то перейдут к незаконным действиям. Я думаю, после проведения конституционной реформы у нас есть прекрасная возможность наладить диалог чиновников с населением путём местных курултаев.
— Вы сказали, что у нас за эти годы не сформировалась социально ответственная политическая элита. Что для этого нужно и когда она сможет появиться?
— Процесс взращивания политический элиты длительный, это невозможно сделать в короткие сроки. Каким бы ни был — хорошим или плохим — опыт Советского Союза, но давайте возьмём его для примера. Формирование гражданина начиналось с детского сада, потом школа, вуз: соответственно были пионерия, комсомол. Работала идеологическая машина. Мне очень нравится, как шёл подбор кадров, как растили управленцев. Ведь чтобы стать директором, человек должен был пройти все ступени карьерного роста. Эта система давала хорошие результаты. У нас сегодня, к сожалению, система отбора кадров нарушается. При выборе специалистов играют роль наличие родственников, региональная принадлежность. Была прекрасная идея — использовать народный курултай как систему подбора кадров, начиная с села. Там ведь есть активные молодые люди, получившие образование, их на первом этапе можно отбирать в резерв кадров.
То же касается и Жогорку Кенеша. Это зеркало нашей страны. Когда мы возмущаемся, что депутаты не отвечают высоким требованиям этого звания, то забываем, что это и наша ответственность. Ведь мы не ходим на выборы, голосуем за деньги и в итоге получаем тех, кого заслужили. С появлением преференциальных выборов, введённых в новую Конституцию, у нас появилась возможность изменить сложившуюся ситуацию. В новом законодательстве о выборах депутатов ЖК речь идёт не только об одномандатных округах, но и о пропорциональной системе, где кандидаты будут избираться по преференциальным спискам и люди смогут голосовать за конкретного человека. И в парламент смогут попадать не только бизнесмены, но и интеллигенция, представители села. И, возможно, тогда в парламент придут действительно грамотные, заряженные на позитивные изменения депутаты.
— Возможно ли в Кыргызстане победить коррупцию?
— Я считаю, что возможно. Это не такая большая проблема, как её представляют. По моему мнению, при планомерной работе коррупцию можно искоренить в течение пяти лет. Нужна чёткая госпрограмма в этом направлении. Мы ведь зачастую боремся с последствиями этого явления. Но нужно действовать превентивными методами. Первое, это формирование мировоззрения граждан о верховенстве права и закона, это должно исходить прежде всего от носителей высшей госвласти. Требуется масштабная реформа системы государственных органов власти. За тридцать лет ни одна реформа в этой сфере так и не была доведена до конца. Новые возможности даёт цифровизация. Многие госуслуги уже можно получить через интернет без личной встречи с госслужащими. В этой части борьбы с коррупцией мы пытаемся пройти 30-летний путь в очень сжатые сроки. Сейчас грядёт сокращение госслужащих, ожидается, что их число сократится на 30%. Это приведёт к увеличению зарплат, что станет стимулом работать хорошо и ответственно. Немаловажна система отбора и продвижения кадров. Помните советский лозунг «Кадры решают всё!» Все перечисленные компоненты и составляют антикоррупционную программу. А когда должностное лицо совершит преступление, коррупционное действие, то привлечение его к ответственности — это уже борьба с последствиями. И одними изменениями в Уголовном кодексе мы ничего не добьёмся. Хотя, если ввести наказание за коррупцию, как в Китае или Сингапуре, то это могло бы подействовать устрашающе.
Хочу отметить, что, наверное, ни одному из наших президентов не было так сложно, как нынешнему, с учётом той экономики, какая ему досталась, в условиях мирового экономического спада, кризиса из-за пандемии. Но какой бы руководитель страны не был, во главе угла должно стоять уважение к закону. Только тогда мы будем развиваться и расти.
Подготовил
Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий