Main Menu

«Кыргызское чудо» в процессе возрождения

Признанные в мире и названные «кыргызским чудом» отечественные кинофильмы в своё время были известны далеко за пределами Кыргызстана. Наше кино отличалось правдивым отражением жизни обычных людей, их повседневных забот и проблем. С момента обретения независимости из-за финансовых проблем кыргызская кинематография переживала трудные дни. Мы встретились с директором департамента кинематографии Министерства культуры, информации и туризма Мукталы БЕКТЕНАЛИЕВЫМ и попросили рассказать о том, как проходит процесс возрождения «кыргызского чуда».


— Как сейчас обстоят дела в национальном кинематографе?

— В этом году кыргызскому кино исполнилось 76 лет. После обретения независимости около десяти лет был трудный период в национальной киноиндустрии. Состояние кинотеатров плачевное, технику никто не привозил, фильмы почти никто не снимал. Людям не то что снимать, а ходить в кинотеатры не на что было. В 2001 году при «легендарном» парламенте кинематографисты обратились за помощью к известным государственным деятелям, депутатам Жогорку Кенеша Турдакуну Усубалиеву и Абсамату Масалиеву. В итоге переговоров вышел Закон «О поддержке кыргызской кинематографии». В нём прописаны такие важные моменты, как выделение из бюджета 0,1 процента средств, обновление техники, ремонт кинотеатров, укрепление технической базы студии «Кыргызфильм», выделение средств на съёмки новых фильмов и так далее. В тот период образовалась и новая плеяда кинематографистов, по-новому заявили о себе такие талантливые режиссёры, как Бакыт Карагулов, Шамиль Жапаров, Джали Соданбек, Артык Сїйїндїков. С приходом новых талантов начался постепенный процесс возрождения кыргызского кино. Самые известные на данный момент режиссёры — Актан Арым Кубат, Марат Садыгулов, Темир Бирназаров, Эрнст Абдыжапаров, Садык Шер-Нияз. Последний снял эпическое кинополотно — фильм «Курманжан датка», который является на данный момент самым крупным государственным заказом.

— Какими последними достижениями может гордиться кыргызское кино?

— За последние 3-4 года к нашим оте-чественным фильмам всё более проявляют интерес в других странах. Произведения авторского кино начали участвовать в различных международных фестивалях. «Кентавр» Актана Арым Кубата на данный момент является рекордсменом. Эта лента получила множество наград и сейчас рассматривается на номинацию престижнейшей мировой кинопремии «Оскар». С фильмом «Завещание отца» Бакыт Мукул и Дастан Жапар уулу съездили на кинофестивали в Италию и Якутию. Сейчас они покоряют Австралию. Такие новости, конечно, очень радуют. Темир Бирназаров со своим фильмом «Ночное происшествие» участвовал в кинофоруме в Эстонии и завоевал приз. «Мунабия» Таалая Кулмендеева тоже покоряет разные фестивали. Эрнст Абдыжапаров снял исторический фильм «Саякбай» на личные средства руководителя общественного фонда «Саякбай», главы аппарата Жогорку Кенеша Бакыта Ибраева. Мы помогали техникой. Безусловно, радует тот факт, что появляются такие меценаты. Фильм «Саякбай» стал лауреатом различных киносмотров, таких как престижные фестивали в Берлине и Монреале.

— А какова ситуация с кинообслуживанием населения, состоянием кинотеатров в стране?

— Сегодня в республике работает 38 кинотеатров. Почти все находятся в аренде. Мы сумели сохранить и не распродать все. Если в 2000-е годы кинотеатры ежегодно посещало 100-150 тысяч человек, то сейчас в год в кинотеатры ходит около полутора миллиона. Одним из важных событий текущего года является открытие современного четырехзального кинотеатра в Оше. Он построен на базе старого кинотеатра «Семетей» с помощью корейских инвесторов. Ещё один кинотеатр в Оше находится на стадии завершения. Это будет здание с большим киноконцертным залом. В остальных областях и районах тоже ведутся ремонтные и реабилитационные работы в кинотеатрах, устанавливается аппаратура. Республиканский дом кино имени Чингиза Айтматова являлся до недавнего времени спорной территорией. Это здание оказалось каким-то образом собственностью некоего акционерного общества. Мы обратились в правительство, судились, и в результате объект был национализирован и ему присвоено имя Ч. Айтматова, сейчас здание стало родным домом кинематографистов.

— Какие самые основные проблемы сегодня в национальной кинематографии?

— Проблемы, безусловно, есть. Немало времени прошло с тех пор, как появился закон о поддержке кинематографии. На сегодня много вопросов нужно решить в терминологическом плане, а также во взаимоотношениях между государственной и частными киностудиями. В Жогорку Кенеше создали рабочую группу. Нужно принять поправки в закон так, чтобы он отвечал современным требованиям, чтобы побольше выделяли средств из бюджета и чтобы была поддержка не только «Кыргызфильму», но и частным киностудиям. Много фильмов мы сняли, объединившись именно с частными киностудиями. Например, «Тушоо той» Мирлана Абдыкалыкова и «Озеро» Эмиля Атагелдиева созданы совместными усилиями. В наших планах — создание современного мобильного кинопроката, чтобы можно было показывать фильмы в отдалённых местах и горных регионах. Требуется также немало средств на модернизацию и ремонт кинотеатров в районах и областных центрах.

— Ваше мнение о качестве снимающихся на данный момент фильмах.

— Четыре-пять лет назад мои коллеги и журналисты часто подходили и говорили: «Слишком много некачественных фильмов снимается, все кому не лень снимают, создайте запрет на такие картины!» К примеру, только недавно в год снимали до ста фильмов. Так как мы живём в демократической стране, то не должны запрещать показывать фильмы, пусть сами зрители смотрят и дают оценку. Я тогда всем сказал: «Десять-пятнадцать лет назад мы и так жили без картин, пусть снимают, если фильм некачественный, народ сам перестанет ходить». Так и вышло. Все потихоньку начали переходить от количества к качеству. Сейчас в год снимается всего 30 отечественных кинолент. К примеру, фильмы «Салам, Нью-Йорк», «Салам, Бишкек» и недавно вышедшая картина «В поисках мамы» имеют большие кассовые сборы. Чтобы следить за качеством выпускаемых фильмов, при департаменте кинематографии создан художественно-экспертный совет. Мы начали выбирать, смотреть сценарии и давать рекомендации. Хотим больший акцент сделать на исторические фильмы, ленты по малым кыргызским эпосам, о великих людях страны и по замечательным произведениям выдающихся деятелей литературы и искусства.

— Почему не снимаются мультфильмы?

— В 1977 году, после поездки за границу, Чингиз Айтматов пришёл к известным кинодеятелям Эркину Бейшеналиеву и Сагыну Ишенову и сказал, что надо и у нас создать студию мультфильмов. Тогда Чингиз Торекулович отдал в Доме кино две комнаты, там и был создан мультцех. До сих пор Сагын Ишенов вспоминает о том, как Айт-матов сам из Москвы привозил необходимую спецтехнику, которую в то время никто не мог достать. Первым мультфильмом, который был снят в нашем цехе, является «Цифры спорят». После обретения независимости мультфильмы перестали снимать. Только в этом году в честь 40-летия кыргызского мультфильма экс-президент Алмазбек Атамбаев выделил нам два миллиона сомов на приобретение техники и компьютеров и сказал: «Возродите отечественную мультипликацию». Создание мультфильма — дело, оказывается, очень хлопотное. Нужно ехать за границу и там учиться, а это дорого. В нашей студии анимации трудятся парни, которые учились ремеслу в разных местах. В этом году, выделив дополнительные средства, начали снимать два мультфильма. При их создании хотим обратиться к нашим сказкам, малым эпосам. Сейчас также решаем вопрос о выделении средств на обучение новых кадров и покупку оборудования. Было бы отлично, если бы мы смогли развить отечественную анимацию.

— Проходят ли в нашей стране кинофестивали и киносмотры?

— Когда депутат парламента Садык Шер-Нияз был председателем Союза кинематографистов, многие его хорошие проекты были успешно реализованы. Надо признать его особые заслуги в возрождении отечественного кино. Он является инициатором фестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», который последние два года находится под особым вниманием государства. Этот фестиваль проходит каждый год 12 декабря в честь дня рождения Чингиза Айтматова. Каждый год на мероприятие приезжают представители 10-15 стран. В этом году праздник прошёл в шестой раз. Другой фестиваль «Ак илбирс» собирает участников из всех регионов нашей страны. Уже четвертый год проходит фестиваль студенческого кино «Їмїт». В нынешнем году второй раз блестяще прошёл фестиваль школьного кино «Карек». Один раз в два года в нашей стране собирается кинофорум авторского кино, который организован Актаном Арым Кубатом. Кроме фестивалей, у нас также проходят многочисленные Дни кино. Например, два года подряд были Дни кино России. В прошлом году в Ош приехали 13 именитых режиссёров из разных стран. Они показывали свои фильмы целую неделю. В этом году состоялись показы в Бишкеке и на Иссык-Куле. Было много и Дней кино Японии, Китая, Франции. Наша страна сама проводит Дни кино в других странах. Конечно, все эти мероприятия вносят большой вклад в укрепление сотрудничества и дружбы между народами и государствами. Слава богу, тут мы не отстаём от других и продолжаем успешно развиваться.

Манас МУРАТАЛИЕВ,
студент БГУ имени К. Карасаева.






Добавить комментарий