Main Menu

Балет рифмуется с полётом

«Балет рифмуется с полётом» — так образно и точно сказал о замечательном искусстве танца поэт. И действительно, выдающиеся мастера балета демонстрируют «сверхзвуковой» полёт в прыжке, когда бешеная энергия артиста преодолевает границы тела, а его мускульные движения переходят в духовную энергию, овладевающую залом.

Об этом вдруг подумалось на мастер-классе танцора прославленного Мариинского театра из Санкт-Петербурга Эрнеста Латыпова, который он давал в школьном театре Бишкекского хореографического училища имени Ч. Базарбаева. Артист из города на Неве проводил его по классическому танцу для мальчиков, учащихся 2-х и 3-х курсов.

Комментируя этот весьма показательный урок лауреата международных конкурсов, Мадина Маженая, педагог-хореограф по классическому танцу БХУ, отметила, что в мастер-классе солист Мариинки провел большую и плодотворную работу над совершенствованием педагогических приёмов непосредственно в процессе овладения учащимися танцевальной технологией. Танцор Мариинки показал постановку выворотности ног, при этом им активно вводились в работу все группы малых и больших мышц, которые тренируют и вырабатывают силу ног. По мнению Маженой, очень хорошо были показаны ряд мужских приемов для исполнения прыжка, короткая трамплинная отдача от пола. В течение всего урока Э. Латыпов равномерно распределил нагрузку во время всех упражнений. Его прыжки были эластичны, связки ступней и коленей крепки, очень развито ахиллово сухожилие. Студенты получили от мастер-класса необходимый им опыт в том, как надо распределять нагрузку ног и тела, как правильно работать над стопами и мышцами.

Высокую оценку дала мастер-классу солиста Мариинки и художественный руководитель БХУ имени Ч. Базарбаева, заслуженная артистка КР Джамиля Маасиева. Она акцентировала, что мастер-класс, по сути, — это наглядный урок, его преподает мастер, то есть человек, имеющий определенный профессиональный опыт, которым он делится с более молодыми артистами. Для учеников БХУ — это нужный и интересный опыт, тем более от молодого и талантливого солиста такого замечательного театра, как Мариинский.

Это уже стало доброй традицией, и отрадно, что лауреат международных конкурсов Эрнест Латыпов с удовольствием делится с нашими учениками накопленным профессиональным художественным потенциалом и арсеналом технических сценических приемов, своим примером показывает учащимся любовь и преданность классическому танцу и стремление к совершенству для достижения новых творческих высот,

— подчеркнула Дж. Маасиева.

Эрнест Латыпов — наш земляк, лауреат международных балетных конкурсов, он в 2012 году окончил Академию русского балета имени А. Вагановой по классу профессора Геннадия Селюцкого, в не столь давнем прошлом выдающегося танцора Мариинки. В этом же году Эрнест был принят в балетную труппу Мариинского академического театра оперы и балета. Он лауреат международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве в 2013 году (третья премия), лауреат премии «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» (журнал «Балет», 2014 год), лауреат XIII Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск-2014» имени Екатерины Максимовой (вторая премия в конкурсе артистов балета среди солистов-мужчин и вторая премия за исполнение номера современной хореографии), лауреат международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (вторая премия, 2017 год).

Благодаря техничному мастерству классического танца, изящной и мужественной манере исполнения он уже является известным исполнителем лирико-романтического репертуара Мариинского театра. Латыпов выступал уже в более чем 30 постановках классического и современного балета на родной сцене. В его репертуаре роли, исполненные в классических спектаклях: «Жизель», «Сильфида», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Корсар», «Бахчисарайский фонтан», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Раймонда», «Спартак», «Конёк-Горбунок», «Легенда о любви», «Сильвия», а также партии, исполненные в современных балетах Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Якобсона, Алексея Ратманского, Антона Пимонова.

Как и любой творческий мир, балет жесток, выстреливают в нём лишь самые сильные, яркие, талантливые, красивые. Тем же, кто до сих пор думает, будто балет дело не мужское, хочется сказать, а вы попробуйте надеть белое трико и остаться красавцем? Попробуйте постоять пару минут в классической позе балетного принца: одна нога в полуприседе, другая — вытянута назад, и при этом улыбаться. А ещё следить за дыханием, собственными мышцами, рассчитывать траекторию, силу отдачи, поправлять курс и держать партнёршу на одной вытянутой руке, стоя в центре сцены в лучах софитов.

Латыпова его педагоги оценили еще студентом Вагановской академии. Он покорил своими полётными прыжками, пластикой и внешним обаянием. Для современного балета он достаточно высок (рост 185 сантиметров) и длинноног, что отлично дополняется и внешней артистичностью. На сцене Латыпов демонстрирует последние достижения мужского классического танца, пленяя танцевальным азартом, темпераментом, крепким актёрским мастерством, хорошим прыжком. Эрнест, кстати, из известной в Кыргызстане танцевальной семьи. В своё время блестяще танцевали, а сегодня замечательно учат хореографии молодёжь его папа и мама. Эрнест любит классику, но с удовольствием танцует и современную хореографию. Любит балетные состязания, об этом говорят завоёванные им на международных конкурсах лауреатские звания, и считает, что они ему помогают укрепить дух и бойцовские качества.

Сам он, говоря о своем творчестве, полагает, что балетный танец — это два-три акта, время, когда артист не просто исполняет элемент, но и просчитывает каждый шаг, жест, при этом не забывая об актёрской игре и блеске в глазах. Когда что-то идёт не так, главное — не отчаиваться и идти дальше. Не стоит слишком расслабляться, потому что жизнь в балете ограничивается от силы двадцатью годами.

Я всегда готовлюсь к роли, продумываю походку, жесты и даже на время меняю характер под стать герою, поэтому после спектакля совершенно не остаётся сил — ни физических, ни моральных. В такие моменты хорошо выехать на природу, за город, но с нашим плотным графиком это не всегда удается сделать,

— поясняет танцор.

Искусство — всегда преодоление барьеров, балет не исключение, танцовщик хочет выразить себя иначе, чем предопределено природой. Если ему такое удаётся, то в зале рождается ощущение чуда. Это и называется искусством. Начало его — преодоление извечного способа выражения. И в этом творческом преодолении нам хочется пожелать Эрнесту Латыпову удачи в его новых сценических устремлениях и обретениях, жить в искусстве дальше и чувствовать другое и идти к успеху, а в том, что он это сумеет совершить, его земляки уверены.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий