Main Menu

«Северэлектро»: свет в каждый дом

мы побеседовали с председателем совета директоров ОАО "Северэлектро" Ражапом БАЯЛИЕВЫМ

Накануне профессионального праздника энергетиков мы побеседовали с председателем совета директоров ОАО «Северэлектро» Ражапом БАЯЛИЕВЫМ о сложившейся ситуации в энергетической отрасли, о достижениях и планах на будущее акционерного общества.


— С какими проблемами сталкивается отрасль и как это отражается на деятельности компании?

— В нынешних условиях прибыль компаний в энергосекторе не всегда зависит от успешности принимаемых мер. Тему тарифов у нас не особо принято поднимать, так как они социально ориентированы. Но пока получается так, что мы покупаем единицу электроэнергии порой дороже, чем продаем ее потребителю. Другая проблема, с которой приходится сталкиваться, — это неравномерность потребления абонентами электричества в течение суток, недели, года и в зависимости от погодных условий. Например, пик суточного потребления приходится на утро и вечер, когда люди возвращаются домой и включают сразу все бытовые электроприборы. И сразу резко возрастают нагрузки на сети.

Особенно это характерно для новостроек и сельской местности, где нет ни газа, ни центрального отопления. Также и в выходные в спальных районах идет перегруз потребления, а там, где расположены производства, наоборот, трансформаторы простаивают. Такой перекос приводит к росту технологического расхода электрической энергии на ее распределение, или, проще говоря, к потерям в энергосетях. Потому что по проводам приходится транспортировать непредсказуемое количество энергии: то много, то мало. А это все — дополнительные затраты электрической энергии впустую.

Но решать эту проблему должны не только распредкомпании, но и регулирующие отрасль государственные органы — те, кто разрабатывает и утверждает тарифы и правила. Нам необходимо вводить такие законы и тарифы, чтобы потребитель был заинтересован более-менее равномерно использовать разные виды энергии. Для этого требуется газификация страны, люди должны получать газ дешевле, чем электроэнергию. Кстати, в настоящее время у нас в стране природный газ стоит на 30% дешевле, чем электрическая энергия на отопление. Важно развивать альтернативные источники энергии. Все это применяется на практике за рубежом, и там таких проблем, как у нас, почти нет. К примеру, в разных странах мира оплата за электроэнергию в течение суток различная, в вечернее время тарифы дороже, а ночью дешевле. А электроэнергия даже дороже, чем газ, поэтому люди равномерно используют все виды энергии.

Еще одна причина, влияющая на потери в секторе, — старое энергетическое оборудование и провода, протянутые еще в советские времена. На балансе «Северэлектро» числится более 22 тысяч километров только воздушных электролиний.

Из них 11 тысяч 250 км низковольтного напряжения, рассчитанные на бытовых потребителей. Когда линии прокладывали, то исходили из расчетов, что в одном доме имеются несколько лампочек, один телевизор, один холодильник и еще что-то. Но с тех пор увеличилось количество и населения, и бытовой техники. Значит, выросли и объемы потребления электричества. Теперь через старые сети нужно пропускать большее количество электрической энергии. Но сечение проводов на это не рассчитано, и электричество, образно говоря, «расплескивается», происходят нежелательные и неизбежные потери. И это не весь перечень проблем энергоотрасли, а лишь малая часть.

— Какие шаги делаются для сокращения потерь?

— До 2010 года такие показатели доходили до 35-40%, сейчас у нашей компании колеблются в районе 12,35-13,4%. Мы смогли принять организационные меры, избавились от некомпетентных работников, вложили средства в реконструкцию оборудования. В Бишкеке установлено более 115 тысяч АИИСКУЭ (интеллектуальных счетчиков). Это дало эффект. Теперь через свой сервер мы можем видеть, как идет потребление электричества у каждого абонента. Если наблюдаем, что происходит попытка несанкционированного вмешательства в работу счетчика, можем тут же прекратить подачу тока, ограничить мощность, так же поступаем при задолженности по оплате. За счет этого мы увеличили сбор денежных средств и резко сократили потери. Так, по столице в 2015 году они снизились до 12%.

Нам удалось в основном уменьшить влияние человеческого фактора, теперь остался в основном технологический.

Пришло время заменить старые линии на самонесущие изолированные провода большего сечения. Они позволят избежать коротких замыканий, провисаний, так называемых набросов, когда потребители незаконно накидывают провода на линии передачи. За два последних года компания модернизировала 600 км линий по столице, и количество аварийных отключений сразу уменьшилось. Для того чтобы нам поменять, предположим, 10 тысяч километров электросетей, требуется примерно 12 млрд. сомов. А для этого предполагаемые расходы нужно закладывать в тарифы.

Даже если брать кредиты на развитие, их нужно отдавать с тарифов. Но, как уже говорилось выше, не мы определяем тарифную политику.

— Вы подняли тему необходимости модернизации оборудования, электросетей. Над какими инвестиционными проектами работает компания в настоящее время?

— ОАО «Северэлектро» реализует проект по улучшению подотчетности и повышению надежности электроснабжения. Он стал продолжением других наших программ, финансируемых Германским банком развития (KFW), — «Оздоровление локальной сети города Бишкека», «Повышение эффективности электрораспределительных сетей». Проект по улучшению подотчетности и повышению надежности электроснабжения направлен на улучшение качества электроснабжения в Бишкеке, Чуйской и Таласской областях, обслуживаемых ОАО «Северэлектро», а также на совершенствование управления операционной деятельностью акционерного общества.

Для реализации этого проекта Всемирным банком выделено $25 млн., и рассчитан он на 2016-2019 годы. Один из его компонентов — «Инвестирование инфраструктуры» — нацелен на снижение потерь в распредсетях и на улучшение надежности электроснабжения посредством привлечения приоритетных инвестиций, в том числе направленных на приобретение измерительного оборудования для крупных промышленных абонентов в Чуйской области, а также на строительство трех новых высоковольтных подстанций в Бишкеке. Две подстанции 35/10 кВ мы построим в центральной части столицы, в микрорайоне №3, а строительство третьей высоковольтной подстанции «Бишкек» с напряжением 110/35/6 (10) кВ предусмотрено на участке улиц Т. Айтматова — Салиевой, Саратовской. С учетом перспективного развития столицы дефицит мощности в ближайшие годы будет увеличиваться и составит порядка 40 мегаватт (МВт). Решить проблему нехватки электроэнергии возможно за счет ввода дополнительного оборудования в центральной части столицы. Поэтому строительство высоковольтной подстанции «Бишкек» с двумя силовыми трансформаторами мощностью по 40 мегавольт-ампер обеспечит разгрузку подстанций 35 кВ, расположенных в центральной части города. За счет этого появится возможность перераспределения нагрузок других высоковольтных подстанций. Важно подчеркнуть, что вместе с вводом в строй подстанции «Бишкек» к электросетям смогут присоединиться вновь вводимые объекты общей мощностью до 40 МВт. В связи с этим планируем постепенно перевести сети напряжением 6 кВ на напряжение 10 кВ. Высвободившиеся силовые трансформаторы 35 кВ предполагается использовать для дальнейшего развития распредсетей в новостройках, жилых массивах, микрорайонах.

Также в рамках инвестиционного проекта по улучшению подотчетности и повышению надежности электроснабжения компания устанавливает потребителям в Чуйской и Таласской областях 20 тысяч «умных» счетчиков. Плюс к этому акционерное общество закупило в текущем году за счет собственных средств для потребителей вышеназванных областей 34 425 трехфазных электросчетчиков с автоматизированной информационно-измерительной системой контроля и учета электроэнергии.

— ОАО «Северэлектро» является в сфере поставки электроэнергии монополистом. А согласно Закону «Об ограничении монополистической деятельности», компания-монополист не вправе ограничивать потенциального потребителя количеством предоставляемых услуг или товаров от нее. Ваш комментарий по поводу введения ограничений на потребление электроэнергии абонентами…

— Отпуск электрической энергии всем потребителям производится в соответствии с заключенными договорами.

Абонент запрашивает в ОАО «Северэлектро» определенную мощность, которая разрешается ему при наличии технических условий в данном районе. В настоящее время низкая пропускная способность электросетей не позволяет осуществить в определенные периоды и в определенных районах полноценную доставку и распределение электрической энергии всем без ограничений. Потребление электричества по ОАО «Северэлектро» иной раз значительно превышает нормативные показатели, предусмотренные для имеющихся мощностей. Дисбаланс между выработкой электроэнергии, пропускной способностью электросетей и потреблением электроэнергии может привести к резкому увеличению аварийных отключений. Таким образом, чтобы всех и всегда обеспечивать электрической энергией качественно и без ограничений, необходимо развивать энергетику, генеральные планы населенных пунктов со схемами электроснабжения, а местному самоуправлению совместно с нами — развивать инфраструктуру. Это все прописано в законах.

— Вопрос, который интересует многих потребителей электроэнергии: будут ли выдавать разрешения на трехфазный ввод тем, кто его в силу каких-то обстоятельств еще не имеет?

— Основным критерием выдачи технических условий на электроснабжение является наличие свободной мощности в предполагаемой точке подключения. В настоящее время рассматривается вопрос снижения платы за технологическое присоединение к электросетям. Напомню, приказом Госагентства по регулированию ТЭК при правительстве на 2016 год базовый размер платы за технологическое присоединение единицы мощности к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и 10(6) кВ ОАО «Север-электро» был утвержден в размере 3 514,85 сома за 1 кВт. Думаю, после принятия решения по данному вопросу возможна выдача разрешений на трехфазный ввод без права использования электроэнергии на цели отопления. А также, на мой взгляд, необходимо наличие у потребителя счетчика АИИСКУЭ, который позволяет нам контролировать потребляемую мощность согласно выданным техническим условиям (ТУ). Это ограничение необходимо для того, чтобы сохранить оборудование.

— Какие меры принимаются для повышения качества предоставляемых услуг?

— Мы работаем над внедрением клиентоориентированного подхода и включением качества обслуживания населения в стратегические приоритеты развития акционерного общества. Нам необходимо поработать над улучшением сервисных услуг при обслуживании потребителей электроэнергии. ОАО «Северэлектро» запустило пилотный проект по приему платежей в режиме реального времени с тем, чтобы информация об оплате счета за электроэнергию в платежных терминалах моментально появлялась в базе данных нашей компании. Ранее неудобства как абонентам, так и компании доставляло то, что сведения о платежах абонентов появлялись спустя некоторое время. По этой причине до поступления данных о произведенных просроченных платежах потребители были вынуждены оставаться без электричества. В планах распредкомпании — ввести в ближайшее время повсеместный поэтапный запуск online-платежей. В этом вопросе «Северэлектро» сотрудничает практически со всеми компаниями, представленными в сегменте платежных систем Кыргызстана. В настоящее время колл-центр нашей компании (телефон 1209) обеспечивает круглосуточный доступ к телефонному обслуживанию и оперативность реагирования на запросы потребителей Бишкека, Аламудунского и Сокулукского районов Чуйской области.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий