Main Menu

Миллиарды возвращаются в казну

С каждым годом сокращаются "черные" и "серые" схемы увода государственных средств, их нецелевое использование. "Главное, - считает Улукбек Марипов, - повышать качество работы, не карать провинившихся, а тщательно анализировать причины нарушения законодательства, оперативно их устранять, и это наша генеральная линия". Как известно, бюджет республики невелик, верстается с дефицитом, поэтому работа аудиторов приобретает архиважное значение. Реформы, проводимые Счетной палатой, по предупреждению и профилактике финансовых нарушений ощутимо снизили их количество. Самые распространенные - завышение объемов строительно-монтажных работ, необоснованные выплаты заработной платы, сокрытие дебиторской и кредиторской задолженностей, злоупотребления в освоении капитальных вложений. Оплачивать из бюджета фактически невыполненные работы, приписки, перекочевавшие из Советского Союза, у отдельных руководителей становилось нормой. А действующая в стране система госзакупок не достигала цели - качества закупаемой продукции и услуг по оптимальным ценам. Тендеры частенько проводили формально, существовали многочисленные фирмы-посредники, что и приводило к значительному удорожанию услуг и товаров. Вспомним историю: Счетная палата Кыргызстана - детище суверенной страны, она вышла из недр Народного контроля - помните, был такой в советском государстве, впоследствии переименованный в Контрольную палату республики. У ее истока - и Контрольно-ревизионное управление Минфина. 19 октября 1996 года на основании принятого Жогорку Кенешем Закона "О Счетной палате" создана эта организация, призванная бороться с коррупцией, проводить аудит исполнения республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных средств, следить за надлежащим использованием государственной и муниципальной собственности. Треть аудиторов, согласно закону, назначает на пять лет Президент, столько же - коалиционное большинство Жогорку Кенеша, оставшаяся треть выдвигается от депутатской оппозиции. Глава государства вносит в парламент представление на назначение и снятие с поста председателя Счетной палаты и всего состава аудиторов. Счетная палата имеет три подразделения - на севере и юге республики и центральный аппарат. За два десятка лет удалось создать действенную эффективную систему финансового контроля в стране. С 2011-го по 2015 год проведено свыше 13 тысяч аудиторских проверок в бюджетных учреждениях и на предприятиях. Обнаружено нарушений на 10,9 млрд. Около 7 млрд. средств возвращено в казну государства. У Счетной палаты, процесс становления которой проходил в период серьезных социально-экономических изменений, свои специфические функции, она не должна зависеть от исполнительной власти, обязана помогать муниципалитетам выявлять коррупционные риски. В основу ее деятельности заложены международные стандарты аудита, специалисты получают сертификат, они нацелены на предупреждение финансовых нарушений и коррупционных проявлений, анализируют передвижение денег, проводят аудит эффективности расходов, работают в тесном контакте с правоохранительными органами, ГСБЭП, ГКНБ, Генпрокуратурой. По их наводке проходит аудит в акционерных компаниях с государственной долей собственности. За последние пять лет сотрудники Счетной палаты по своей инициативе передали правоохранительным органам свыше 300 дел на 1 млрд. сомов. Непозволительно мириться с волокитой, нельзя допускать, чтобы следственные мероприятия тянулись месяцами, а то и годами, надо все решать оперативно, считают сотрудники Счетной палаты. Поэтому и создали у себя специальный отдел по работе с МВД. Подготовили меморандум о совместной деятельности, разослали его во все силовые ведомства. Получили отзывы из Генеральной прокуратуры, Службы национальной безопасности, других учреждений, документ получится "живой", системно работающий. ГЛАВНОЕ - РЕЗУЛЬТАТ Ставка делается на реальный результат: эффективность аудиторских проверок. Для мотивации сотрудников Счетной палаты применяют выплату премий, увеличение должностных окладов. Если ранее надбавку к заработной плате получали все сотрудники, то нынче уравниловка отменена. Специалист оценивается по конечному реальному результату, материально стимулируется. Подсчитывают, сколько персонально тот или иной аудитор выявил финансовых нарушений, какую сумму вернул в бюджет в течение года. Это означает, что каждый специалист "нашел" около 3 млн. сомов и вернул деньги в казну государства. Значит, Счетная палата Кыргызстана оправдывает свое существование. Аудитору даже не стоит предлагать "откаты", он не захочет портить свой имидж, авторитет, чернить свое доброе, завоеванное многолетним трудом имя, рисковать потерять работу и доверие коллег. Но это только в том случае, если заработная плата специалистов будет достойной их нелегкого труда. Сегодня довольствие оставляет желать лучшего, а исполнение предписаний Счетной палаты остается, к сожалению, весьма слабым (правда, говорят, что с 2017 года ведомство получит мандат на отстранение проворовавшихся от должности). Силами IT-специалистов Счетной палаты проводятся обучающие тренинги для коллег, здесь огромное внимание уделяют подготовке квалифицированных кадров. Высшие органы финансового надзора Кыргызстана принимают участие в международных конференциях, наладили хорошие взаимоотношения с парламентом, сообща решают проблемы прозрачности бюджетов, применяют аудит эффективности в государственном финансовом контроле стран - участниц СНГ. Так чем же отличается новый подход - финансовый аудит - от обычной ревизии, которая уходит в прошлое? Контролирующий государственный орган становится партнером бюджетных организаций, предостерегает их от возможных ошибок, отслеживает работу госучреждений в течение года, помогает правильно составлять финансовые отчеты. Большое внимание уделяется анализу причин хищений. Они в основном кроются в коллизиях нашей нормативно-правовой базы, несовершенстве законодательства. Бюджетная организация иногда вынуждена нарушать инструкцию. К примеру, необходимо срочно закупить оборудование, а деньги на его приобретение выделяют из бюджета в конце года. Вот и приходится ловчить и изворачиваться. Сотрудники Счетной палаты советуют в таких случаях заранее планировать покупки, чтобы избежать нарушений установленных правил. Лучше приобрести более дорогую, зато качественную аппаратуру, чем подержанную, которая через полгода выйдет из строя. Чтобы успевать работать с правительством, депутатами Жогорку Кенеша по их запросам, вся документация - от планирования до подведения итогов - размещена в Интернете в режиме онлайн. Есть телефон доверия - 0312-32-35-50. Что касается аудита крупных акционерных компаний, находящихся в государственной собственности, то здесь надо разбираться. Все ли дивиденды, причитающиеся от хозяйственной деятельности АО, выплачиваются и исправно пополняют бюджет? Аудиторские проверки выяснили, что частенько крупные суммы остаются в самих компаниях, не поступают в казну государства, не идут доходы и на развитие самих компаний. Как правило, деньги уходят на премиальные менеджерам и членам советов директоров, тем самым нарушается Закон "Об акционерных обществах". Не секрет, что в аэропорту "Манас" при К. Бакиеве крутились баснословные суммы, в разы превышающие бюджет Кыргызстана. Прежние руководители объясняли сие просто: выплачиваем кредиты. Надо бы внести соответствующие изменения в Закон "О бюджете", рекомендуют аудиторы, чтобы все было прозрачно и понятно. Разработана стратегия развития Счетной палаты вплоть до 2020 года, есть и руководство по проведению аудита эффективности. В рамках сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации подписано трехстороннее соглашение между Научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты России и Счетной палатой Кыргызской Республики, а также Высшей школой государственного аудита Московского государственного университета имени М. Ломоносова, что дает возможность обмениваться методологической информацией, проводить общие проверки. ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ Контакты с другими государствами многовекторные. Кыргызстан - полноправный член Международной организации высших органов аудита стран мира, членов ООН, а также азиатского региона, государств экономического сотрудничества (ECO), Совета руководителей высшего органа финансового контроля стран СНГ, ШОС. Сотрудничает с Россией, Грузией, Казахстаном, Арменией, Латвией и другими государствами. У нас проходят международные конференции, в нашей республике уже побывали представители Турции, Малайзии, Германии, то есть стран с парламентской формой правления. Гости делились опытом, предостерегали от возможных ошибок. Пять лет назад в наш горный край прибыли представители контролирующих органов одиннадцати государств мира и двенадцати международных организаций. Речь шла о прозрачности бюджета и новых задачах аудиторской службы, о том, как донести правдивую информацию до широкой общественности, ведь отчетность государства перед налогоплательщиками раньше никогда не практиковалась в постсоветских странах. А теперь это стало привычным делом. Счетная палата Кыргызской Республики обладает организационной и функциональной независимостью. Вместе с тем законодательство предусматривает норму, в соответствии с которой эта организация предоставляет отчет Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу о своей деятельности. Новый Ззакон "О Счетной палате" конкретизировал порядок ее работы, расширил полномочия, уточнил основные функции и виды деятельности. Ведомство приобрело статус независимого высшего органа государственного аудита, впервые законодательно закреплено разграничение внешнего финансового контроля и внутреннего. Являясь высшим органом государственного аудита, Счетная палата играет одну из ключевых ролей в политической системе общества, способствует эффективному и рациональному использованию государственных средств, необходимых для жизнеобеспечения населения. Законодательство, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации, принятой IX конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 году, и Мексиканской декларации независимости, принятой XIX конгрессом ИНТОСАИ в 2007-м. ВПЕРЕДИ - НЕПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ Остаются нерешенными следующие проблемы: в действующих законах неполно отражены отдельные основополагающие принципы вышеотмеченных Лимской и Мексиканской деклараций. Так, Счетная палата, являясь высшим органом аудита, пока не приобрела независимости от органов исполнительной власти при решении вопроса о ее финансировании и об определении штатной численности сотрудников. У нее неполный мандат по планированию аудитов, в том числе по предотвращению вмешательства в работу аудиторов чиновников, депутатов Жогорку Кенеша. В большинстве случаев после завершения аудиторских проверок Счетной палатой в государственных органах и МСУ правоохранительные и другие организации проводят многочисленные дублирующие проверки, что мешает нормальной работе предприятий и учреждений. Остро стоит задача исполнения предписаний аудиторов, то есть устранения обнаруженных правовых и финансовых нарушений. Счетная палата не может воздействовать на руководителей аудируемых государственных органов и органов местного самоуправления, не исполняющих ее предписаний. Это приводит в первую очередь к непоступлению бюджетных средств в доход государства, безнаказанности нерадивых руководителей, несоблюдению закона по бюджетному регулированию. К тому же у Счетной палаты нет доступа к документам, относящимся к категории налоговой тайны. Для устранения пробелов в законодательстве сотрудники высшего органа финансового контроля нашей страны подготовили проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики". Он предусматривает поправки в Налоговый кодекс, а также в законы "Об административной ответственности, "Об основных принципах бюджетного права" и "О Счетной палате Кыргызской Республики". l Предлагаемые поправки: должны закрепить исключительные полномочия Счетной палаты по проведению аудитов республиканского и местного бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности, а также при назначении аудитов правоохранительными органами по возбужденным уголовным делам; l предусмотрят применение штрафных санкций в случае воспрепятствования законному требованию должностного лица Счетной палаты предоставить запрашиваемые документы, доступ на территорию или в помещение аудируемого объекта; l предоставят Счетной палате полномочия по применению административных и иных санкций к должностным лицам и сотрудникам объекта аудита, право доступа к документам, относящимся к категории налоговой тайны, так как отсутствие в законодательстве данной нормы препятствует объективному подходу к оценке деятельности налоговой службы при выполнении доходной части государственного бюджета. Особо следует отметить, что по результатам проведенных аудиторских мероприятий сотрудники Счетной палаты часто выявляют пробелы, противоречия, коллизии при применении нормативных правовых актов Кыргызской Республики разной юридической силы и иные несовершенства законодательства. Недостатки имеют место в законах "О лицензионно-разрешительной системе", "О предельной штатной численности", "Об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики", "О статусе депутатов местных кенешей", "О государственной службе", "О государственных закупках", "Об образовании" и другие. ВКЛАД В ЭКОНОМИКУ При выявлении коллизий Счетная палата направляет информацию в адрес Жогорку Кенеша и правительства. Таким образом, ведомство высшего финансового контроля не только способствует процессу развития экономики, повышения качества государственного и общественного управления, реализации конституционных принципов подотчетности государственной власти обществу, но и проводит обширную работу по совершенствованию законодательства Кыргызской Республики. В связи с невозможностью ежегодно подвергать аудиту деятельность каждой проверяемой организации необходимо подготовить стратегический план, который в долгосрочном периоде обеспечит полный их охват. Пятилетний план, на основе которого будут разрабатываться годовые, должен быть гибким, поскольку по мере определения приоритетов по итогам проведения аудита его необходимо обновлять. Анализ всех возможных требований аудита должен быть непрерывным на протяжении всего аудита. Счетной палате необходимо совершенствовать свою деятельность, переходя к практическому применению методологии проведения финансового аудита, аудита соответствия, аудита эффективности и отдельных тематических аудитов на основе международных стандартов. В настоящее время внедряется методология аудита эффективности. В соответствии с лучшей международной практикой планируется к общему Руководству по аудиту эффективности разработать пособия по отраслевым критериям с проведением пилотных аудитов. Таким образом, ключевой задачей Счетной палаты становится создание необходимых условий для наиболее полной реализации потенциала сформированного правового поля с опорой на международно-правовые принципы независимого аудита. Галина ЛУНЕВА. Фото предоставлено пресс-службой Счетной палаты Кыргызской Республики.

Счетная палата Кыргызской республики отмечает свое 20-летие

Торжественное собрание проходит в Государственной резиденции «Ала-Арча». Сотрудников высшего органа государственного финансового контроля нашей страны во главе с председателем СП Улукбеком Мариповым сердечно поздравляют с замечательной датой депутаты Жогорку Кенеша, представители аппарата Президента, а также международных и донорских организаций. Цветы, радостные улыбки, торжественные речи… Глава ведомства подводит предварительные итоги 2016 года, аудиторы вспоминают впечатляющие суммы, возвращенные в бюджет, делятся достижениями и проблемами.

С каждым годом сокращаются «черные» и «серые» схемы увода государственных средств, их нецелевое использование. «Главное, — считает Улукбек Марипов, — повышать качество работы, не карать провинившихся, а тщательно анализировать причины нарушения законодательства, оперативно их устранять, и это наша генеральная линия».

Как известно, бюджет республики невелик, верстается с дефицитом, поэтому работа
аудиторов приобретает архиважное значение. Реформы, проводимые Счетной палатой, по предупреждению и профилактике финансовых нарушений ощутимо снизили их количество. Самые распространенные — завышение объемов строительно-монтажных работ, необоснованные выплаты заработной платы, сокрытие дебиторской и кредиторской задолженностей, злоупотребления в освоении капитальных вложений.

Оплачивать из бюджета фактически невыполненные работы, приписки, перекочевавшие из Советского Союза, у отдельных руководителей становилось нормой. А действующая в стране система госзакупок не достигала цели — качества закупаемой продукции и услуг по оптимальным ценам. Тендеры частенько проводили формально, существовали многочисленные фирмы-посредники, что и приводило к значительному удорожанию услуг и товаров.

Вспомним историю: Счетная палата Кыргызстана — детище суверенной страны, она вышла из недр Народного контроля — помните, был такой в советском государстве, впоследствии переименованный в Контрольную палату республики. У ее истока — и Контрольно-ревизионное управление Минфина. 19 октября 1996 года на основании принятого Жогорку Кенешем Закона «О Счетной палате» создана эта организация, призванная бороться с коррупцией, проводить аудит исполнения республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных средств, следить за надлежащим использованием государственной и муниципальной собственности.
Треть аудиторов, согласно закону, назначает на пять лет Президент, столько же — коалиционное большинство Жогорку Кенеша, оставшаяся треть выдвигается от депутатской оппозиции. Глава государства вносит в парламент представление на назначение и снятие с поста председателя Счетной палаты и всего состава аудиторов.

Счетная палата имеет три подразделения — на севере и юге республики и центральный аппарат. За два десятка лет удалось создать действенную эффективную систему финансового контроля в стране. С 2011-го по 2015 год проведено свыше 13 тысяч аудиторских проверок в бюджетных учреждениях и на предприятиях. Обнаружено нарушений на 10,9 млрд. Около 7 млрд. средств возвращено в казну государства. У Счетной палаты, процесс становления которой проходил в период серьезных социально-экономических изменений, свои специфические функции, она не должна зависеть от исполнительной власти, обязана помогать муниципалитетам выявлять коррупционные риски.

В основу ее деятельности заложены международные стандарты аудита, специалисты получают сертификат, они нацелены на предупреждение финансовых нарушений и коррупционных проявлений, анализируют передвижение денег, проводят аудит эффективности расходов, работают в тесном контакте с правоохранительными органами, ГСБЭП, ГКНБ, Генпрокуратурой. По их наводке проходит аудит в акционерных компаниях с государственной долей собственности. За последние пять лет сотрудники Счетной палаты по своей инициативе передали правоохранительным органам свыше 300 дел на 1 млрд. сомов. Непозволительно мириться с волокитой, нельзя допускать, чтобы следственные мероприятия тянулись месяцами, а то и годами, надо все решать оперативно, считают сотрудники Счетной палаты.

Поэтому и создали у себя специальный отдел по работе с МВД. Подготовили меморандум о совместной деятельности, разослали его во все силовые ведомства. Получили отзывы из Генеральной прокуратуры, Службы национальной безопасности, других учреждений, документ получится «живой», системно работающий.

ГЛАВНОЕ — РЕЗУЛЬТАТ

Ставка делается на реальный результат: эффективность аудиторских проверок. Для мотивации сотрудников Счетной палаты применяют выплату премий, увеличение должностных окладов. Если ранее надбавку к заработной плате получали все сотрудники, то нынче уравниловка отменена. Специалист оценивается по конечному реальному результату, материально стимулируется. Подсчитывают, сколько персонально тот или иной аудитор выявил финансовых нарушений, какую сумму вернул в бюджет в течение года.

Это означает, что каждый специалист «нашел» около 3 млн. сомов и вернул деньги в казну государства. Значит, Счетная палата Кыргызстана оправдывает свое существование.

Аудитору даже не стоит предлагать «откаты», он не захочет портить свой имидж, авторитет, чернить свое доброе, завоеванное многолетним трудом имя, рисковать потерять работу и доверие коллег. Но это только в том случае, если заработная плата специалистов будет достойной их нелегкого труда. Сегодня довольствие оставляет желать лучшего, а исполнение предписаний Счетной палаты остается, к сожалению, весьма слабым (правда, говорят, что с 2017 года ведомство получит мандат на отстранение проворовавшихся от должности).

Силами IT-специалистов Счетной палаты проводятся обучающие тренинги для коллег, здесь огромное внимание уделяют подготовке квалифицированных кадров.

Высшие органы финансового надзора Кыргызстана принимают участие в международных конференциях, наладили хорошие взаимоотношения с парламентом, сообща решают проблемы прозрачности бюджетов, применяют аудит эффективности в государственном финансовом контроле стран — участниц СНГ.

Так чем же отличается новый подход — финансовый аудит — от обычной ревизии, которая уходит в прошлое? Контролирующий государственный орган становится партнером бюджетных организаций, предостерегает их от возможных ошибок, отслеживает работу госучреждений в течение года, помогает правильно составлять финансовые отчеты.

Большое внимание уделяется анализу причин хищений. Они в основном кроются в коллизиях нашей нормативно-правовой базы, несовершенстве законодательства. Бюджетная организация иногда вынуждена нарушать инструкцию. К примеру, необходимо срочно закупить оборудование, а деньги на его приобретение выделяют из бюджета в конце года. Вот и приходится ловчить и изворачиваться.

Сотрудники Счетной палаты советуют в таких случаях заранее планировать покупки, чтобы избежать нарушений установленных правил. Лучше приобрести более дорогую, зато качественную аппаратуру, чем подержанную, которая через полгода выйдет из строя.

Чтобы успевать работать с правительством, депутатами Жогорку Кенеша по их запросам, вся документация — от планирования до подведения итогов — размещена в Интернете в режиме онлайн. Есть телефон доверия — 0312-32-35-50.

Что касается аудита крупных акционерных компаний, находящихся в государственной собственности, то здесь надо разбираться.

Все ли дивиденды, причитающиеся от хозяйственной деятельности АО, выплачиваются и исправно пополняют бюджет? Аудиторские проверки выяснили, что частенько крупные суммы остаются в самих компаниях, не поступают в казну государства, не идут доходы и на развитие самих компаний.

Как правило, деньги уходят на премиальные менеджерам и членам советов директоров, тем самым нарушается Закон «Об акционерных обществах». Не секрет, что в аэропорту «Манас» при К. Бакиеве крутились баснословные суммы, в разы превышающие бюджет Кыргызстана. Прежние руководители объясняли сие просто: выплачиваем кредиты. Надо бы внести соответствующие изменения в Закон «О бюджете», рекомендуют аудиторы, чтобы все было прозрачно и понятно.

Разработана стратегия развития Счетной палаты вплоть до 2020 года, есть и руководство по проведению аудита эффективности. В рамках сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации подписано трехстороннее соглашение между Научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты России и Счетной палатой Кыргызской Республики, а также Высшей школой государственного аудита Московского государственного университета имени М. Ломоносова, что дает возможность обмениваться методологической информацией, проводить общие проверки.

ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ

Контакты с другими государствами многовекторные. Кыргызстан — полноправный член Международной организации высших органов аудита стран мира, членов ООН, а также азиатского региона, государств экономического сотрудничества (ECO), Совета руководителей высшего органа финансового контроля стран СНГ, ШОС. Сотрудничает с Россией, Грузией, Казахстаном, Арменией, Латвией и другими государствами.

У нас проходят международные конференции, в нашей республике уже побывали представители Турции, Малайзии, Германии, то есть стран с парламентской формой правления. Гости делились опытом, предостерегали от возможных ошибок.

Пять лет назад в наш горный край прибыли представители контролирующих органов одиннадцати государств мира и двенадцати международных организаций. Речь шла о прозрачности бюджета и новых задачах аудиторской службы, о том, как донести правдивую информацию до широкой общественности, ведь отчетность государства перед налогоплательщиками раньше никогда не практиковалась в постсоветских странах. А теперь это стало привычным делом.

Счетная палата Кыргызской Республики обладает организационной и функциональной независимостью. Вместе с тем законодательство предусматривает норму, в соответствии с которой эта организация предоставляет отчет Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу о своей деятельности.

Новый Ззакон «О Счетной палате» конкретизировал порядок ее работы, расширил полномочия, уточнил основные функции и виды деятельности. Ведомство приобрело статус независимого высшего органа государственного аудита, впервые законодательно закреплено разграничение внешнего финансового контроля и внутреннего.

Являясь высшим органом государственного аудита, Счетная палата играет одну из ключевых ролей в политической системе общества, способствует эффективному и рациональному использованию государственных средств, необходимых для жизнеобеспечения населения.

Законодательство, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации, принятой IX конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 году, и Мексиканской декларации независимости, принятой XIX конгрессом ИНТОСАИ в 2007-м.

ВПЕРЕДИ — НЕПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ

Остаются нерешенными следующие проблемы: в действующих законах неполно отражены отдельные основополагающие принципы вышеотмеченных Лимской и Мексиканской деклараций. Так, Счетная палата, являясь высшим органом аудита, пока не приобрела независимости от органов исполнительной власти при решении вопроса о ее финансировании и об определении штатной численности сотрудников.

У нее неполный мандат по планированию аудитов, в том числе по предотвращению вмешательства в работу аудиторов чиновников, депутатов Жогорку Кенеша. В большинстве случаев после завершения аудиторских проверок Счетной палатой в государственных органах и МСУ правоохранительные и другие организации проводят многочисленные дублирующие проверки, что мешает нормальной работе предприятий и учреждений.

Остро стоит задача исполнения предписаний аудиторов, то есть устранения обнаруженных правовых и финансовых нарушений.

Счетная палата не может воздействовать на руководителей аудируемых государственных органов и органов местного самоуправления, не исполняющих ее предписаний. Это приводит в первую очередь к непоступлению бюджетных средств в доход государства, безнаказанности нерадивых руководителей, несоблюдению закона по бюджетному регулированию.

К тому же у Счетной палаты нет доступа к документам, относящимся к категории налоговой тайны. Для устранения пробелов в законодательстве сотрудники высшего органа финансового контроля нашей страны подготовили проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики». Он предусматривает поправки в Налоговый кодекс, а также в законы «Об административной ответственности, «Об основных принципах бюджетного права» и «О Счетной палате Кыргызской Республики».

  • Предлагаемые поправки: должны закрепить исключительные полномочия Счетной палаты по проведению аудитов республиканского и местного бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности, а также при назначении аудитов правоохранительными органами по возбужденным уголовным делам;
  • предусмотрят применение штрафных санкций в случае воспрепятствования законному требованию должностного лица Счетной палаты предоставить запрашиваемые документы, доступ на территорию или в помещение аудируемого объекта;
  • предоставят Счетной палате полномочия по применению административных и иных санкций к должностным лицам и сотрудникам объекта аудита, право доступа к документам, относящимся к категории налоговой тайны, так как отсутствие в законодательстве данной нормы препятствует объективному подходу к оценке деятельности налоговой службы при выполнении доходной части государственного бюджета.

Особо следует отметить, что по результатам проведенных аудиторских мероприятий сотрудники Счетной палаты часто выявляют пробелы, противоречия, коллизии при применении нормативных правовых актов Кыргызской Республики разной юридической силы и иные несовершенства законодательства. Недостатки имеют место в законах «О лицензионно-разрешительной системе», «О предельной штатной численности», «Об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики», «О статусе депутатов местных кенешей», «О государственной службе», «О государственных закупках», «Об образовании» и другие.

ВКЛАД В ЭКОНОМИКУ

При выявлении коллизий Счетная палата направляет информацию в адрес Жогорку Кенеша и правительства. Таким образом, ведомство высшего финансового контроля не только способствует процессу развития экономики, повышения качества государственного и общественного управления, реализации конституционных принципов подотчетности государственной власти обществу, но и проводит обширную работу по совершенствованию законодательства Кыргызской Республики.

В связи с невозможностью ежегодно подвергать аудиту деятельность каждой проверяемой организации необходимо подготовить стратегический план, который в долгосрочном периоде обеспечит полный их охват.

Пятилетний план, на основе которого будут разрабатываться годовые, должен быть гибким, поскольку по мере определения приоритетов по итогам проведения аудита его необходимо обновлять. Анализ всех возможных требований аудита должен быть непрерывным на протяжении всего аудита.

Счетной палате необходимо совершенствовать свою деятельность, переходя к практическому применению методологии проведения финансового аудита, аудита соответствия, аудита эффективности и отдельных тематических аудитов на основе международных стандартов.

В настоящее время внедряется методология аудита эффективности. В соответствии с лучшей международной практикой планируется к общему Руководству по аудиту эффективности разработать пособия по отраслевым критериям с проведением пилотных аудитов.

Таким образом, ключевой задачей Счетной палаты становится создание необходимых условий для наиболее полной реализации потенциала сформированного правового поля с опорой на международно-правовые принципы независимого аудита.

Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено пресс-службой Счетной палаты Кыргызской Республики.






Добавить комментарий