Main Menu

Художественный слепок трагедии

В этом году исполняется 100 лет с начала туркестанского восстания 1916 года. На кафедре международной журналистики КРСУ создана уникальная электронная книга-антология — учебник «Художественный слепок трагедии 1916 года центральноазиатских литераторов». Автор идеи ее выпуска, предисловия и научный руководитель издания — Александр Самуилович Кацев, профессор КРСУ, доктор филологических наук. Мы встретились с ним, чтобы как можно больше узнать о книге.


— Александр Самуилович, во-первых, хочется поздравить вас с 70-летним юбилеем, хоть и поздно, но от всей души. У вас более 430 работ по истории литературы, литературной критике и журналистике. Хотелось бы узнать, какими, по вашему мнению, качествами должен обладать современный журналист?

— Большое спасибо за поздравления, а насчет журналиста… Прежде всего, он должен уметь думать, размышлять, ему нужно быть честным и обладать определенной смелостью и, конечно, читать и еще раз читать, чтобы повышать свой уровень образованности.

— Расскажите, пожалуйста, о вышедшей книге, инициатором создания которой вы были…

— От других изданий она отличается составом представленных в ней авторов и разножанровостью, выпущена издательством «Максима». Это коллаж авторов и их прозаических вещей. Читатели найдут здесь произведения отечественных авторов: Касымалы Баялинова «Аджар», Тугельбая Сыдыкбекова «Темир», Касымалы Джантошева «Каныбек», Абдрасула Токтомушева «Письма из Какшаала», Мукая Элебаева «Долгий путь», Аалы Токомбаева «Перед зарей»; казахских классиков: Мухтара Ауэзова «Лихая година», Ильяса Джансугурова «Степь»; узбекского прозаика Мусы Ташмухамедова «Священная кровь». Весьма надеюсь, что читатель увидит целостную картину того, как происходили исторические события, оставившие незаживающую рану в душе разных народов.

— В реалиях современного мира происходит много спекуляций на эту тему, политики и журналисты используют трагедию 1916 года в своих интересах, порой переворачивая факты, как им выгодно. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы этого не происходило?

— Вообще прошло уже сто лет, есть периоды в истории, о которых сохранилось множество документов, а есть целые годы без их наличия. Нужно изучать историю по сохранившимся документам и донести информацию как можно большему числу людей. Восстание 1916 года — вещь противоречивая и до конца еще не изученная и не понятая людьми. Это трагедия всех народов, живущих на нашей земле, например, семиреченские казаки сами пострадали впоследствии и были почти все уничтожены в бурные 20-е годы минувшего века. Как профессор КРСУ, я нередко сталкиваюсь с тем, что наши первокурсники не читают, то есть современная школа не учит детей читать. Да, она дает знания, но любви к чтению не прививает. Если ребенка все время носить на руках, он никогда не научится ходить. Вот и наша молодежь равнодушна к чтению, а любая литература мертва, пока книга не открыта. Каким бы гениальным ни было произведение — если нет читателя, то оно никому не нужно. Поэтому, чтобы наше общество было более знающим и правильно могло оценивать события своей сложной истории, нужно начинать прививать любовь к чтению со школьной скамьи.

— При подготовке к интервью мы столкнулись в Интернете с противоречивыми оценками восстания 1916 года, некоторые были, прямо скажем, экстремистского содержания. Что вы думаете по этому поводу?

— Экстремизм и национализм — почти одно и то же. Мне очень нравится высказывание, по-моему, В. Путина: «Патриотизм — это когда любишь свой народ, а национализм — это когда ненавидишь соседей». Очень верная мысль. Если не знаешь глубоко своей истории, то в бедах своего народа винишь, как правило, соседей. Туркестанское восстание — это взаимная трагедия, в которой пострадали все стороны. И чтобы иметь представление о характере, причинах, мотивах восставших, нужно больше читать достоверные источники.

— Что бы вы, Александр Самуилович, хотели пожелать нашим читателям?

— Я очень люблю газету «Слово Кыргызстана», всегда ее с интересом читаю и с удовольствием печатаюсь на ее страницах. Читателям же хочется пожелать больше читать и не только газеты, но, и художественную литературу, читать внимательно, читать и размышлять над прочитанным.

Александра БУДИЛЬСКАЯ, Диана ТАРАСОВА,
студентки КРСУ.






Добавить комментарий