Main Menu

К. Кулматов: «Деньги фонда — это своего рода лакмусовая бумажка, которая покажет способность страны эффективно использовать немалые средства»

председатель правления КРФР Кубанычбек КУЛМАТОВ

Тема финансирования из Кыргызско-Российского фонда развития чрезвычайно интересует бизнес-сообщество, да и вообще население Кыргызстана. Все понимают, что для нас с учреждением этой структуры открываются неизмеримо более широкие возможности. Эффективное, прозрачное использование средств КРФР способно реально улучшить экономическую, а значит, и социальную основу страны. О достижениях и проблемах первого года действия фонда рассказывает председатель правления КРФР Кубанычбек КУЛМАТОВ.


— Уважаемый Кубанычбек Кенешевич! Расскажите, пожалуйста, в очередной раз о достигнутых на сегодняшний день результатах работы и проблемах КРФР.

— Работа фонда сегодня является объектом пристального интереса общественности страны, понимающей его значимость для экономики. Образование фонда — большой шанс, дающий Кыргызстану не только возможность финансирования прорывных проектов — больших, малых и средних, но и создания мультипликативного эффекта от их осуществления как в экономике, так и во всех сферах жизнедеятельности нашего государства. Прежде всего уточню, почему мы говорим об уникальности такого шанса. Впервые Кыргызстан начинает разрабатывать глобальную программу экономического развития. За 25 лет независимости предприятия, которые появились в советский период, исчерпали свой потенциал морально и физически (со старением и изношенностью оборудования), давно разрушились взаимосвязи с регионами бывшего Союза ССР. Поэтому каждая из постсоветских стран пришла к необходимости создания и локализации новых производств, чтобы не зависеть от импортных поставок сырья, продукции, технологий. А это потребовало создания собственного человеческого, финансового, научно-исследовательского потенциала.

Задача КРФР — не только из собственных средств финансировать проекты, но и стать катализатором привлечения инвестиций в Кыргызстан.

Образование фонда стало возможным благодаря договоренности двух Президентов — А. Атамбаева и В. Путина — о создании условий, которые поспособствуют ускоренному и безболезненному вхождению Кыргызстана в Евразийское экономическое пространство. Все предпосылки для нашей интеграции в ЕАЭС уже есть — открыты внутренние границы, обеспечено свободное перемещение капитала, человеческих ресурсов. Все выстроено грамотно, единственное, на что следует обратить внимание, — Кыргызстан сам оказался не вполне готов к быстрой интеграции. КРФР и дает шанс бизнесменам мелкого и среднего масштаба (именно на малый и средний бизнес фонд направляет львиную долю своих капвложений), а также крупным предпринимателям осуществлять прорывные инфраструктурные проекты, способные придать импульс экономике страны.

— Напомните читателям, каковы на сегодня уставный капитал и кредитный портфель фонда? Какие сферы уже профинансированы?

— Официальное открытие КРФР состоялось десять месяцев назад, в ноябре 2015 года, учредители — правительства РФ и КР. По условиям, общий капитал составляет один миллиард долларов США. Россия в рамках взятых обязательств уже предоставила 500 миллионов долларов в уставный фонд, в дальнейшем еще столько же может быть привлечено по линии МАР (Международной ассоциации развития) на конкретные крупные проекты. Пока мы финансируем заемщиков за счет уставного капитала.

На 23 августа профинансировано 432 проекта на сумму свыше 123 миллионов долларов США, в том числе в рамках прямого финансирования фондом — 12 проектов на сумму 47,9 миллиона долларов США, а в рамках программы кредитования субъектов МСБ (через коммерческие банки) — 420 проектов на сумму 75,7 миллиона долларов.

Приоритетные направления работы фонда — сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность, развитие инфраструктуры городов и сел.

Фондом уже одобрены кредиты по заявкам:

  • в обрабатывающей промышленности — по модернизации производственного оборудования, их доля составляет 18,4%;
  • в агропромышленном комплексе, переработке сельхозпродукции — 46,3%;
  • в транспортно-логистической сфере — 14,8%;
  • в энергетике, сфере ВИЭ, горнодобыче и металлургии — 6,4%;
  • в сфере связи, информационных технологий и др. — 4,1%.

— Перечислите, пожалуйста, цели и задачи КРФР, круг клиентов и партнеров.

— Судя по поступавшей ранее в адрес фонда критике, в обществе республики существовали неопределенность, недопонимание со стороны всех участников процесса. Одни считали, что фонд — это банк, который должен размещать средства на рынке, другие — что это структура, цель которой — создание условий для ускоренного развития всей экономической системы. На сегодня мы уже заканчиваем стратегирование (создание долгосрочной стратегии) работы фонда. В конце сентября намечено провести совет фонда (высший орган КРФР), где будет утверждена концепция стратегии. Вначале мы определяем, что такое фонд, его цели и задачи, кто является клиентом. Однозначно, что Фонд развития — не банк, не распределитель финансов. Его инструменты — коммерческие банки как финансовые институты республики, которые готовы исполнять функцию распределения денег. Самое главное в том, что банки для нас — не клиенты, а партнеры. Мы даем им возможность развиваться, оперируя доступными и длинными деньгами. Потому следующий вопрос: что является нашим товаром? Многие считают, что фонд продает финансовые средства. Это ошибочное мнение. Прежде всего, фонд продает условия — не только вхождения Кыргызстана на рынок ЕАЭС, но и прихода заинтересованных внутренних и внешних инвесторов (подчеркну, что у нас имеется большой потенциал и среди собственных инвесторов, которые способны включиться в «чистую» экономику). Таким образом, Кыргызско-Российский фонд развития — источник для организации процесса, и товар наш — не средства, распределяемые через банки, а создаваемые для предпринимателей условия.

Мы привлекли для кредитования фонда несколько страновых партнеров, гарантируя им возвратность средств и целевое их использование. Сегодня мы имеем несколько предложений от экспортно-импортных банков разных стран, которые уже готовы сотрудничать. Работаем с основными донорскими организациями — ЕБРР, IFC (Международной финансовой корпорацией), GIZ (Германским обществом международного сотрудничества) и другими.

— Каково место КРФР в финансовой системе Кыргызстана?

— Фонд — независимая международная организация. Но он должен способствовать тому, чтобы финансовые ресурсы приходили на открытый рынок Кыргызстана, неразрывно связанный с рынками стран ЕАЭС. Первое время концентрация усилий была направлена на организацию работы с «Айыл Банком» и «РСК Банком», чуть позже к ним присоединился KICB, где имеется доля государства (и потому он аффилирован с Фондом изначально). Но мы считаем, что многие из 25 коммерческих банков Кыргызстана могут стать партнерами фонда. Мы выбрали пока девять банков из 25, которые соответствуют нашим требованиям. На сегодня с нами работают уже семь банков, еще две заявки мы рассмотрели и планируем подписание с ними. Подчеркну — этот список открыт, он дает возможность и другим банкам стать нашими партнерами. Комбанки проходят у нас аудит, отлаживается механизм контроля и мониторинга за распределением средств фонда. Сейчас по всей стране люди могут обращаться в более чем 200 филиалов этих банков за кредитами КРФР по программе поддержки МСБ. Банки — это основные игроки, а мы предоставляем им возможность распределения доступных, длинных денег по низким процентным ставкам.

— Условия кредитования продолжают оставаться прежними, весьма льготными?

— Наша программа — предоставление доступных (один процент годовых) и длинных денег (до пяти лет и более). Фондом зафиксирована ставка, по которой средства получит заемщик, — не более пяти процентов годовых. Значит, у банков — не более четырех процентов на получение прибыли (включая, по законодательству, и создание банковских резервов). Но сейчас мы разрабатываем и другие программы — например, софинансирование банков. Вначале фонд счел целесообразным установить лимит кредитования через банки в один миллион долларов США, но сейчас мы пересматриваем этот порог. Считаем, что не должны переманивать клиентов у банков, мы с ними — партнеры. Напомню, что фонд — не коммерческое предприятие, он не ставит целью получение прибыли, главное — это создание механизмов финансирования бизнеса и экономики.

Отмечу, что проекты по прямому финансированию из средств фонда рассчитаны на срок до 10 лет.

— Сколько на сегодня клиентов у Кыргызско-Российского фонда развития?

— Как мы уже отметили, профинансировано свыше 432 проектов, из них 12 крупных, финансируемых через фонд.

Произошел, в некоторой степени, прорыв, в результате финансовые ресурсы стали гораздо более доступными для предпринимателей. И мы не разорвали главного — партнерских отношений бизнеса и банков. Если раньше в банках акцент при кредитовании делался на торговлю, расширение оборотных средств, то сейчас мы предоставляем возможность финансировать обновление производства, закупку современного оборудования, то есть обновлять основные средства, что крайне важно для страны. По прямому финансированию ставка составляет четыре процента, она льготна и удобна для бизнеса.

От присоединения девяти банков к процессу фонд получил весьма заметный и неожиданный для нас эффект — мы добились снижения процентных ставок комбанков в стране! Для корпоративных клиентов банка сегодня ставка кредитования составляет 10 процентов (в иностранной валюте) по проектам, финансируемым самими банками. Значит, она снизилась до этого уровня с прежних 15-18 процентов! Причем кредиты в иностранной валюте стали более предпочтительными (на цели обновления основных средств), чем сомовые, хотя еще несколько месяцев назад было наоборот. Хорошо, что у бизнесменов появилась возможность выбора. Думаю, до конца года прибавится много и других крупных проектов. Хотя в дальнейшем мы и функцию прямого финансирования намерены передать банкам. Одна из задач фонда — развитие финансового рынка страны.

— Многие оппоненты говорят о том, что деятельность вашего фонда пока не видна.

— Потому что ее нельзя увидеть вскоре после начала финансирования. Надо реализовать проект, а это небыстрое дело. Нужны средства, проектирование, строительство, запуск, поиск партнеров, то есть объективные бизнес-процессы. В страновом аспекте важно, как мы сможем адаптироваться к требованиям и регламентам ЕАЭС, здесь многое зависит от правительства и ответственных за интеграцию органов. Игроков очень много. Мы проводили стратегирование с Национальным институтом стратегических исследований, который выиграл тендер на сотрудничество с нами, мы рады такому партнеру, обладающему опытом подготовки программ развития страны. Наши интересы должны совпадать не только с интересами бизнеса, но и Кыргызстана. И хотя правительство не имеет права вмешиваться в деятельность фонда, мы имеем контакт с правительством и должны вместе осуществить прорыв в экономическом развитии страны.

— Какие финансовые продукты предлагает Кыргызско-Российский фонд развития?

— Первый из них — это лизинг (долговременная аренда техники и оборудования). Четыре банка присоединились к этой программе. Но пока развитие лизинга сдерживается. Почему? Потому что, если мы предоставим нашим фермерам, к примеру, новые трактора в лизинг, фермеры посчитают реальную цену дорогой и предпочтут купить в соседних странах и привезти сюда подержанную, более дешевую аналогичную технику. Поэтому мы намерены делать упор именно на оборудование: РосЭксимБанк, Сельмашбанк ВЭБ — по российским продуктам; в ближнем зарубежье — по китайской технике. Сейчас мы дорабатываем этот проект, идет его оценка лизингодателями. Одним из плюсов работы фонда является возможность предоставить как залог именно получаемое в лизинг оборудование.

Следующие продукты — прямое финансирование от КРФР, что предполагает выдачу кредитов напрямую фондом под 4 процента годовых в долларах США. В данном случае сумма кредита варьируется от 1 миллиона долларов сроком от 5 до 10 лет в зависимости от отрасли.

Поддержка МСБ через банки-партнеры предполагает сроки кредитования до 5 лет, льготный период — до 12 месяцев, предельная процентная ставка для субъектов МСБ — 12 процентов годовых в национальной валюте и 5 — в долларах.

— Поговорим об упомянутых вами выше прорывных проектах.

— Среди 12 профинансированных фондом крупных проектов — организация двух текстильных фабрик. Также в Чуйской области строится завод по обработке отделочного камня, очень востребованного сегодня в строительстве. Залежи такого сырья масштабны на юге страны. Следующий интересный для финансирования из средств фонда проект — поддержка Кыргызской железной дороги, начиная с обновления подвижного состава, грузового и пассажирского. Аэропорт «Манас» также среди приоритетов, поскольку там налицо мультипликативный эффект — влияние на экономику, развитие туризма и так далее.

Особо отмечу ряд проектов в энергетике, значимых как для Кыргызстана, так и для стран — партнеров по объединенному энергокольцу. Это, в частности, Уч-Курганская ГЭС.

Что касается Верхне-Нарынского каскада, по нему сейчас идут переговоры с правительством, появился иностранный инвестор. Для нас очень важно помочь стране в создании конкурентной среды и в сфере энергетики. Думаю, что уже в этом году подготовим конкретные предложения для правительства, возможно, тендер состоится до нового года.

Внедрение современных технологий в отрасль должно привести к ощутимому сдвигу на рынке производства электроэнергии. Сейчас прорабатываем конкретный, длинный, до шести лет, проект (обязательно в партнерстве с правительством республики) с распредкомпаниями по их модернизации, ведь этот пункт давно лидирует на повестке дня. Вдумайтесь: один процент потерь в распредкомпаниях стоит 150-160 миллионов сомов в год! Обновление сетей, трансформаторов, систем и средств учета, контроля за потреблением электричества приведет к эффекту, равнозначному созданию новой ГЭС мощностью 350 мегаватт. Ведь пока что модернизацией сетей подачи энергии никто не занимался.

— Прокомментируйте, пожалуйста, как изменилось отношение будущих заемщиков к фонду.

— Крайне важно было переломить, изменить отношение людей. В первые месяцы клиенты приходили с несерьезными или непроработанными проектами в надежде на легкие деньги. Но у фонда есть обязательства перед Кыргызстаном — такие немалые средства даны для того, чтобы грамотно распределить финансы. Честно говоря, это своего рода лакмусовая бумажка, которая покажет, насколько мы, Кыргызстан, сможем эффективно использовать имеющиеся деньги — либо разбазарим по мелким проектам, которые не дадут эффекта, либо резко повысим уровень современного производства. Но хочу подчеркнуть особо: наш приоритет — производственная сфера. А сфера обслуживания, инфраструктуры всегда сама формируется рядом, параллельно.

По данным КРФР, на сегодня одним из препятствий для кредитования крупных фермерских хозяйств в регионах страны является ограничение, в соответствии с законами КР, по оформлению в залог земель сельхозназначения (а это главный актив земледельцев) — международным финансовым организациям закон пока запрещает принимать такие земли в качестве залога. В фонде готовятся предложения по внесению изменений в соответствующие законы, в случае их одобрения для фермеров расширятся возможности и улучшатся условия кредитования из фонда.

— Поговорим о коррупции и усилиях фонда по ее предупреждению.

— В фонде существуют подразделения, которые занимаются внутренним, внешним аудитом и безопасностью. Мы отслеживаем деятельность наших банков-партнеров на основе их еженедельной информации, направляемой в фонд.
Также в фонде уже действует положение о закупках товаров и услуг, в рамках которого предприниматели должны проводить открытые тендеры, результаты утверждает фонд, это делается в целях препятствия участию в процессе аффилированных структур.

С 1 сентября у нас заработал контакт-центр (+996 312 30 37 50), куда наши клиенты и партнеры могут звонить и сообщать о фактах коррупции, вымогательства конкретных лиц и структур.

Также мы модернизируем сайт КРФР (www.rkdf.org), делая упор на интерактивное общение с имеющимися и будущими клиентами.

— Что же можно ожидать Бишкеку от Фонда развития?

— Сейчас мы намерены обсуждать с мэром столицы те направления, которые город готов отдать на аутсорсинг (передачу организацией, на основании договора, определённых видов работ или функций другим компаниям, действующим в нужной сфере) многопрофильным компаниям по обслуживанию. Фонд готов привлекать и поддерживать важные проекты для долгосрочного развития инфраструктуры города.

— Спасибо за интервью и до новых встреч!

Беседовала Елена МЕШКОВА.
Фото предоставлено КРФР.






Добавить комментарий