Main Menu

Хуанпу: два берега одной мечты (фото)

Хуанпу: два берега одной мечты (фото)

(Продолжение. Начало в №№ 68, 71, 73)

…Из Учжэня в Шанхай отправляемся высокоскоростным поездом, который отходит с вокзала уездного городка Тунсян. Тунсян является городком по меркам Китая, где численность населения многих городов исчисляется миллионами, а здесь людей всего несколько сотен тысяч.

Можно было бы поехать и на закрепленном за нами экскурсионном автобусе, тем более что наши вещи остались в нем и он движется параллельно. Но, видимо, организаторы решили доставить нам удовольствие и заодно продемонстрировать еще одно достижение китайской экономики: поезда, развивающие бешеную скорость благодаря электромагнитному полю, которое создается между составом и рельсами. Специалисты называют это магнитной подушкой или подвесом. Поезда не едут, а летят. Первую маглев-линию китайцы построили с помощью германцев, сейчас прокладывают сами. С каждым годом таких магистралей становится все больше. На вокзале поезд стоит всего 2 минуты, за это время необходимо одним пассажирам успеть выйти, другим — зайти. Поэтому вагоны останавливаются строго напротив разметок перронов. Внутри скорость, как в самолете, не ощущается, да и похож салон на самолетный. За бортом пролетают пышные леса и буйно зеленеющие поля. Много озер, рек и речушек, при этом дома зачастую построены вплотную к воде. Из-за высокой влажности все как будто подернуто дымкой. Юго-восточная часть Китая, где находится Шанхай, считается одной из самых подходящих для сельского хозяйства. Но таковы пейзаж и климат далеко не на всей территории страны. Урумчи, например, находится среди серых безлесых гор, с высоты самолета кажущихся совершенно безжизненными.

Забот у г-на Фу Цзихуна много
Забот у г-на Фу Цзихуна много

…В Шанхай влетаем ночью. С первых же секунд он ошеломляет. Мое поколение знает: во времена СССР почти в каждом советском городе — большом или малом — имелся свой Шанхай. Так называли самый неблагополучный, застроенный бараками и заселенный разношерстным людом район. Современный реальный Шанхай не оставляет и камня на камне от сложившегося в сознании стереотипа. В этом сегодняшнем ночном городе нет ни звезд, ни вообще неба, вместо них — сияющие всеми красками мира цветы лотосов, пики остро отточенных “карандашей”, фантастические контуры других высоток… Высота зданий головокружительная — на уровне 120-130 этажей, приходится буквально выворачивать шею, чтобы из окна автобуса разглядеть верхние ярусы.

Стремительный рост населения, переуплотненность территории вынудили Китай уходить в высоту. По последним данным, в стране находятся 60% всех небоскребов мира и она восемь лет подряд удерживает лидерство по количеству возводимых высоток. Шесть из десяти самых высоких сооружений планеты располагаются именно тут. Правда, при более неспешном знакомстве с Пекином или Шанхаем начинаешь задумываться — благо небоскребы или нет. Честно говоря, не хотелось бы загонять себя в гигантские спичечные коробки или пирамиды из стекла и бетона. Гораздо приятнее находиться ближе к земле и ходить по ней. Но это, так сказать, из области отвлеченных размышлений.

…Сокровище ночного Шанхая, конечно, панорама набережных реки Хуанпу, открывающаяся с моста, соединяющего берега, и с палубы теплохода. Город пользуется этим в полной мере, чтобы извлечь прибыль: по реке день и ночь курсируют прогулочные суда. С наступлением темноты сияющие набережные похожи на виды Нью-Йорка, а днем можно увидеть множество скользящих по воде барж — на них перевозят песок, добываемый со дна реки. Хуанпу делит город на две части, где-то уже за его пределами река вливается в Янцзы, являющуюся третьей в мире по полноводности и длине, а та несет свои воды в Восточно-Китайское море. По традиции, уже сложившейся в современных больших городах, расположенных на берегах реки, Хуанпу делит Шанхай на два района — исторический Пуси (западный берег) и деловой Пудун (восточный). Запомнился комментарий сопровождающего, с которым наш автобус влился в шанхайскую автомобильную круговерть: «Придя к руководству, Дэн Сяопин велел развивать деловые центры городов. Мы говорим: Мао Цзэдун создал Китай (имеется в виду КНР, образованная в 1949 году. — Ред.), а Дэн Сяопин его развил».

…Номера отеля Narada поражают подушками с кыргызским орнаментом. Правда, коллеги-журналисты из Казахстана сразу предположили, что это их национальный орнамент. Служащий за стойкой погасил было и их, и наш энтузиазм пояснением, что продукция — индонезийского производства, однако, вывернув наволочку, мы все же обнаружили бирочку Made in Kyrgyzstan. Молодцы наши, добрались.

Хуанпу: два берега одной мечты (фото)Утреннее путешествие по городу начинается с попыток гида научить нас расхожим фразам на местном диалекте. К примеру, если на стандартном китайском приветствуют словами «Ни хау!», то в Шанхае говорят: «Но хо!». Гид предупреждает, что если именно так поздороваемся с сотрудниками Канцелярии по внешним делам правительства города, куда мы в первую очередь держим путь, то им это понравится. Те из нас, кто не поленился и встал в шесть часов, увидели в скверах и парках занимающихся гимнастикой — одним из видов ушу — пожилых людей. Занимаются группами и в одиночку, с тренерами и без. А вечером собираются и танцуют под музыку, в том числе, как нам рассказывали, и под русские хиты. «Китайцы стали уделять больше внимания своему здоровью», — прокомментировал сопровождающий.

Еще одна удивительная для нас картинка из утренней жизни Шанхая — что-то вроде собраний любителей птиц. Устремившись в ранний час на птичий гомон, доносившийся из ближайшего к отелю сквера, мы увидели пожилых мужчин: они вынесли из квартир клетки с птицами, подвесили их на деревьях, а сами, усевшись на скамейках, попивали воду из термосов и беседовали.

И в Пекине, и здесь бросается в глаза, что очень много пожилых людей. Страна, объявившая с 80-х годов запрет на второго ребенка, испытывает демографический кризис, теперь уже выражающийся в том, что нация стремительно стареет. Журнал «Дыхание Китая», издаваемый на русском языке Международным радио Китая, со ссылкой на опубликованный недавно доклад Центра демографических исследований при Народном университете КНР сообщает, что из 1,3 млрд. населения страны 222 миллиона составляют старики. Через четыре года эта цифра возрастет до 253 миллионов, а к 2030-му — до 365, что составит 25,4% от общей численности. Одновременно уменьшается количество трудоспособного народа, в ближайшие три пятилетки оно сократится с нынешних 900 до 824 миллионов человек. Эта тенденция началась с 2012 года, и на сегодня численность трудоспособного населения уменьшилась уже на 26 миллионов человек. Эксперты едины во мнении, что китайская экономика сталкивается с небывалым вызовом. «Некогда неиссякаемый источник рабочей силы пересыхает», — приводит журнал слова исследователя Шанхайской академии общественных наук Лян Чжунтана. Уже сегодня во многих производственных центрах не хватает рабочих рук.

Чтобы разрешить проблему, с прошлого года в Китае позволили иметь второго ребенка. Вводится и ряд других поощрительных мер. К примеру, в некоторых провинциях по решению законодателей начали предоставлять 15-дневные декретные отпуска мужчинам для ухода за родившей женой и младенцем. Увеличивают продолжительность декретного отпуска женщинам — в одних провинциях с 98 до 128 дней, в других — до 158.

Даст ли политика поощрения результат? На этот вопрос разные люди отвечали нам по-разному. Одни считают, что многие уже сами не хотят иметь второго ребенка, особенно горожане, мол, слишком все дорого: и медицина, и образование, и детская одежда, даже памперсы. Другие, напротив, полагают, что уровень жизни населения достаточно высок, и, к примеру, выбирая для ребенка школу, родители исходят не из стоимости обучения, а из его качества. Особенно охотно на второго ребенка пойдут в деревнях, потому что это дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Нам сказали, что прогнозируется рост рождаемости начиная с нынешнего года, и это уже происходит. Не случится ли нового демографического взрыва? На это предположение ответили, что прежде чем размораживать табу, эксперты все просчитали. Рождаемость будет расти постепенно, в течение примерно 30 лет.

Хуанпу: два берега одной мечты (фото)Интересно, кому больше радуются в китайских семьях — мальчику или девочке? Нам ответили, что традиционно — мальчикам, но в последние годы мышление, особенно в крупных городах, стало меняться в пользу дочек. И это тоже связано с дороговизной жизни — девочки требуют меньше затрат. К примеру, им не нужно покупать при замужестве квартиру, потому что они уходят в семью мужа. А сыну, когда женишь, ее надо приобретать. Правда, по традиции сын остается жить с родителями и заботится о них до смерти, однако, чтобы избежать ссор со снохой, все больше семей отделяют сыновей.

…Канцелярия по внешним делам правительства Шанхая находится в уютном белом особнячке, построенном в романтическом стиле XIX — первой половины XX веков. Таких зданий в Шанхае тоже немало. Приветствуя нас, заместитель начальника канцелярии г-н Фу Цзихун более всего рад тому обстоятельству, что мы представляем страны ШОС. К ШОС у Шанхая особое отношение, еще бы — 15 лет назад Организация родилась именно здесь. Г-н Фу Цзихун говорит, что присутствовал на встрече руководителей шести государств, когда принималось это решение. И он считает, что процесс сближения должен продолжаться. Одно из главных правил, на которых стоял и продолжает стоять Шанхай, в разные годы принявший волны эмигрантов из разных стран, в том числе бежавших от Октябрьской революции 1917 года русских и беженцев из Европы времен Второй мировой войны, — принцип открытости внешнему миру. Г-н Фу Цзихун назвал открытость «драгоценной составляющей успеха» Шанхая, благодаря чему город стал финансовой, экономической столицей Китая и одним из крупнейших мировых портов. Стоя на побережье моря, он видит себя окном в мир. Это наша цель, говорит г-н Фу Цзихун, и чтобы ее достичь, разработана программа, строящаяся на инновационности, экологичности и всеобщей возможности пользоваться плодами достигнутого. То есть речь идет о концепции развития, которой следует весь Китай.

Одна из самых больших проблем Шанхая — переуплотненность. По количеству населения — 24 миллиона! — он самый крупный город в стране и один из самых многолюдных в мире. Однако зарегистрированных и постоянно проживающих — примерно 15 миллионов человек. Остальные — приезжие из других регионов. Политика шанхайского правительства заключается в том, чтобы координировать численность и экономить территорию. Как сказал г-н Фу Цзихун, нельзя допустить, чтобы мегаполис расползался и дальше, забирая земли. Промышленность не должна наступать на сельское хозяйство, лучше всего, чтобы они развивались гармонично. По выражению высокопоставленного муниципального чиновника, «очень многие хотят жить в Шанхае, но не все это смогут. Мы намерены привлекать в наш город молодых, высокопрофессиональных и шагающих в ногу со временем специалистов».

(Окончание следует)

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.
Бишкек — Пекин — Ханчжоу — Учжэнь — Шанхай.






Добавить комментарий