Main Menu

Легенда о мемориале Таштар-Ата

Таштар-Ата — мемориальный (лат.) memorialis — памятный, памятное сооружение в честь какого-либо события) сакральный (священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу) комплекс, представляющий собой группу природных объектов и сооружений (горы, реки, ущелья, долины, леса, луга, природные образования и прочие объекты), на территории которых произошло какое-либо историческое событие. Комплекс расположен в горах Кыргызского хребта, на юге Аламудунского района Чуйской области в десяти километрах от Бишкека.

В мусульманской религии это место является мазаром, то есть обладающим сакральной силой, священным местом паломничества. Также к мазарам относятся предметы поклонения (кюмбёз, гробница, культовые сооружения, могила святого (авлии), надгробный камень, надгробный памятник, могила мусульманского «святого» (авлия)) и объекты поклонения (места, связанные с библейскими и кораническими пророками).

По природным характеристикам это место относится к географическим аномальным (лат.) anomalus — неровный; неправильный, необычный, ненормальный) зонам, то есть таким участкам местности, где природные характеристики Земли имеют другие показатели, отличающиеся от нормальных, особенно на границе аномального участка. Обычно в географических аномальных зонах преобладает положительная энергия, обладающая мощными восстанавливающими потенциалами. Такие места издавна считаются священными из-за мощного влияния на окружающую среду, и в них расположено большинство святынь. Если проследить историческую хронологию, то при смене культур и религий место оставалось одним и тем же. Новый храм строили на месте предыдущего.

Благоприятные зоны оказывают специфическое воздействие на организм и энергоинформационное поле человека. Это воздействие усиливает внутренние ресурсы человека. После пребывания в местах силы выявляется изменение энергетического статуса биополя, при котором организм начинает ускоренно восстанавливаться и исцеляться, активируются глубинные, не доступные в привычном состоянии слои психики, происходит значительное улучшение работы головного мозга в целом.

Гора Таштар-Ата как раз и является географической зоной с положительной энергией. Она расположена на стыке разных цивилизаций, на пересечении древних дорог. И именно здесь, по преданиям, холмы становились горами, уходя на восток мощными окрепшими грядами. Здесь начинается величайшая горная система Тянь-Шань.

С орографической точки зрения гора Таштар-Ата представляет собой три холма, окружающие долину, в центре которой находится огромный рукотворный курган из вековых округлых камней, который называется Горой Спасения. Она окутана тайнами и мистикой и имеет очень светлую ауру (биополе, энергетическое поле), которая генерируется скоплением камней и благотворно влияет на человека, поэтому сюда съезжаются паломники из разных стран мира в поисках очищения души. Так уж издавна повелось — страждущие, минуя труднопроходимые вереницы гор и равнины, подбирали круглые вековые камни, наговаривали на них свои беды и желания и складывали у этой глыбы в надежде, что сердце Таштар-Аты услышит их мольбу и спасёт от напастей. Отсюда и название — Гора Спасения.

Таштар-Ата представляет собой компонент сложно-составного имени (тюрк., кырг.) таш — камень + (кырг.) тар — аффикс множественного числа + (тюрк., кырг.) ата — при именах собственных отец, при именах географических указывает на святость места, дух-покровитель = дух — покровитель камней, святые камни.

В состав комплекса входят каменные ступени, куча камней, каменные балбалы, боярышник и кострище.

Каменные ступени идут от подножия плата к кургану и представляют собой вымощенную камнями-булыжниками лестницу из 365 ступеней. Она символизирует путь к внутреннему очищению. По легенде, с каждой ступенью человек, несущий наверх свой камень, становится ближе к избавлению от своих проблем.

Балбалы — каменные изваяния тюркского периода — на горе Таштар-Ата выступают в роли привратников. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, что же представляют собой эти каменные истуканы, высеченные древними мастерами: воплощение усопшего предка, олицетворение убитого врага или обычную коновязь. Этим изваяниям, разбросанным на огромной территории от Монголии до южнорусских степей, насчитывается от девяти до 15 веков. Балбал — древнее тюркское слово. Бал+бал — означает: бить, колотить, забивать. По мнению тюркологов, это слово означает «метки в виде обработанных каменных столбов, установленных вертикально в земле».

Боярышник — (кырг.) долоно; род деревьев или кустарников с очень крепкой древесиной, стойкий колючий долгожитель (возраст боярышника может достигать 400 лет); дерево, обладающее лечебными свойствами; является также атрибутом горы Таштар-Ата и считается у многих народов священным оберегом. Завязывая полоску материи на его ветвях, люди приобщаются к его силе и жизнестойкости и как бы закрепляют своё решение поменять жизнь к лучшему. Этот обычай сохраняется до настоящего времени у разных народов мира с разными вероисповеданиями.

Сооружённое вблизи Таштар-Аты кострище является местом, где, по преданиям, древние шаманы в своих ритуальных камланиях взывали к духам предков, прося избавить от нашествий чужеземцев или сберечь урожай от засухи, а скот — от болезней. Молились и о спасении душ, так как считалось, что огонь своим светом очищал разум молящихся. Кострище используется туристами и паломниками для сожжения в пламени какой-то своей вещи из прежней жизни. Это символически превращает в пепел память о неудачном прошлом.

История возникновения легенды о горе Таштар-Ата связана с проникновением ислама на территорию современного Кыргызстана в первой половине VIII века, с того времени, когда, по существующей в настоящее время легенде, в эти места с многочисленным войском и проповедниками ислама прибыл шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир), который, согласно преданию, был внуком пророка Мухаммеда и послан распространять ислам третьим арабским халифом Османом ибн Аффаном (575-656 гг.), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата. Именно в период его правления была завоёвана почти вся Средняя Азия.

Многие дореволюционные и послереволюционные исследователи истории и культуры народов Центральной Азии главной причиной широкого распространения ислама в Центральной Азии считают меч и насилие, а позднее и экономические методы. У мусульман предписанная Кораном священная война против иноверцев с целью распространения ислама называется джихадом — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру. Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война, или газават».

С началом распространения ислама по территории Кыргызстана многие жители начали принимать его как новую религию и жить по его канонам. Был среди них и один богобоязненный человек, имя которого в истории не сохранилось, и он в числе первых принял ислам и активно участвовал в предписанной Кораном священной войне против иноверцев с целью распространения ислама (газават). Он поменял своё имя на арабское и вступил в отряды джихадистов. В боях и сражениях против иноверцев он был несколько раз ранен и получил почётный титул гази. Но время шло, он стал часто болеть, отошёл от джихадистов и посвятил свою жизнь служению богу. Он часто молился и просил Всевышнего: «О Аллах, вознагради меня в несчастии моём и дай мне взамен нечто лучшее!» И бог услышал его и во сне через пророка Мухаммеда передал ему: «Если ты хочешь выздороветь, ты должен ежемесячно поднимать камень на самую высокую гору в вашем районе и там оставлять его. При этом ты должен читать молитву, которая применяется в исламе, если кого-то постигнет какое-либо несчастье: «Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджигуна! Аллахумма-джур-ни фи мусы-бати ва ахлиф ли хайран мин-ха!» (Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся! О Аллах, вознагради меня в несчастии моём и дай мне взамен нечто лучшее!).

И этот человек ежемесячно начал ходить к предгорью самой высокой горы, находил подходящий камень, поднимал на гору и складывал в кучу.

Вскоре об этом обете узнали многие окрестные жители и тоже с целью исцеления начали носить на эту гору камни, и куча росла с каждым годом. Здоровье этого человека значительно улучшилось, и он прожил долгую жизнь. За набожность и следование заветам Аллаха люди стали называть его Таштар-Ата (святой покровитель камней). А когда он умер, похоронили на этой горе, и её стали называть его именем.

С тех пор в народе пошла молва, что всякий, кто принесёт сюда свой камень, бывший немым свидетелем всех невзгод страждущего, и бросит его к камню — сердцу горы Таштар-Аты с молитвой о счастье и благоденствии, почувствует, как гармония и спокойствие наполнят его жизнь. Так вырос огромный рукотворный курган, напоминающий современникам о прошлом.

С момента создания ислама верующим было запрещено посещать могилы умерших, но с Х века культ святых и почитание могил начали быстро распространяться, что даёт возможность примерно определить период начала поклонения святому Таштар-Ата.

ГОРА ТАШТАР-АТА

Среди вершин и впадин
Кыргызского хребта
Всем страждущим известна
Гора Таштар-Ата.
Там на её вершине
Уж много лет подряд
В пирамидальной куче
Булыжники лежат.
Сюда как будто в Мекку
Паломники идут.
Из разных сёл, айылов
Проложен их маршрут.
Кто хочет исцелиться,
Тот должен камень взять
И по крутому склону
Наверх его поднять.
Святому поклониться,
Здоровья попросить
И у подножья склона
Деревья посадить.
Кто это всё исполнит
И выполнит завет,
Тот душу здесь очистит
Вперёд на много лет.

Примечание. В Тонском районе Иссык-Кульской области, в горах Терскей-Ала-Тоо также имеется гора Таштар-Ата, подтверждением чему является информация, приведённая в героическом эпосе «Манас». Сподвижники Манаса — сорок его воинов — построили на этой горе наблюдательный пункт и оттуда следили за продвижениями вражеских войск. С этой дозорной вершины вся округа от Оргочора до Чолпон-Аты была как на ладони и хорошо просматривалась. На вершине горы до сих пор можно видеть остатки каменного строения. Говорят, что оно было сооружено из сорока камней, за каждым из них когда-то скрывался один из сорока воинов Манаса. С тех пор на камнях остались углубления — следы отпечатков рук этих воинов.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий