Main Menu

В сезон дождей на озере Сиху

В сезон дождей на озере Сиху

В Китае — сезон дождей. Как и в Индии, и во многих других странах Восточной Азии в эту пору лета. Жаль. В том смысле, что не время для туристических экскурсий. Вода льется с неба сплошным потоком, затягивает окна автобуса снаружи серой пленкой и не дает толком рассмотреть великолепные сочно-зеленые пейзажи на отрезке пути примерно в 70 километров, разделяющем Бейджин и участок «Мутяньюй» Великой Китайской стены, которой предусмотрительные китайцы когда-то отгородились от набегов кочевников. «Бейджин» — так в эпосе «Манас» назван Пекин. По обе стороны мелькают деревеньки, ближе к «Мутяньюю» — справа и слева невысокие, поросшие деревьями и кустарниками горы, иногда попадаются оранжево-красные пагоды, зацепившиеся за относительно ровные выступы скал. Вдоль дороги много деревьев грецкого ореха с обилием зеленых плодов — урожай ожидается большой. Кстати, Китай занимает первое место в мире по объему выращиваемого грецкого ореха. Обращает внимание, что в крошечных сельских дворах на любой мало-мальски пригодной полоске земли крестьяне сажают кукурузу, она растет даже на площадках, где разворачиваются подъезжающие к Великой Китайской стене автобусы, — на свободных от бетона клочках. И это говорит о том, как ценят тут землю и возможность зарабатывать на жизнь.

В сезон дождей на озере СихуВ сезон дождей на озере Сиху…Очень рассчитывали, что дождь выкроит в своем расписании окошко, когда мы поднимемся на Стену, ан нет — рваные тучи, проползающие меж идеально ровных зубьев древнего оборонительного сооружения, не оставляют никакой надежды. Приходится вместе с остальными туристами — в основном европейцами и индусами — коротать драгоценное время в крепостных башенках. Впрочем, предусмотрительные китайцы и из дождя извлекают выгоду. В магазинчиках на подступах к Стене самый популярный товар — дождевики: и обыкновенные, в форме плаща, и необычные, каких у нас не встретишь, выполняющих роль плаща с капюшоном и одновременно чехла для мотоциклов и мотороллеров. Облачившись в такой, водитель защищает свою машину и корзину с покупками, которая зачастую закрепляется перед рулем.

В сезон дождей на озере СихуМотоциклы и мотороллеры — наиболее распространенный в Китае вид транспорта. Причем зачастую на них ездят мамы, доставляя в детский сад и школу детей, и весьма преклонного возраста люди. На улицах Шанхая нам встретилась бабушка в том возрасте, который уже трудно определить, но явно уже за 90 лет, с согнувшейся от старости спиной она сидела за рулем мотороллера, кузов которого был заполнен пакетами с огурцами. Видимо, бабушка работает доставщицей овощей.

…В Ханчжоу тоже дождь. Вот о чем действительно пришлось пожалеть. Ведь если на Великой Китайской стене до этого уже доводилось бывать, причем в ясный и, наверное, самый красивый там предзакатный час, то в Ханчжоу я приехала впервые. Это древний город, расположенный к юго-востоку от Пекина, в двух часах полета от него, на побережье Восточно-Китайского моря. В ХII-XIII веках, во времена династии Южная Сун, на протяжении почти полутора столетий Ханчжоу являлся столицей государства. Его считают родиной шелка, на расположенных поблизости холмах выращивают один из самых дорогих сортов зеленого чая “лунцзин”, удостоившегося почетного титула «Знаменитый чай Китая». Он так дорог потому, что состоит из двух самых верхних — молодых и нежных — листочков на макушке побега, и весь процесс изготовления, — включая сбор и обжаривание, осуществляется вручную, требуя большого мастерства.

В сезон дождей на озере Сиху В сезон дождей на озере Сиху В сезон дождей на озере Сиху

Ханчжоу — курортный город, на выходные, как нам рассказывали, сюда приезжают отдыхать со всех концов страны. Своими узкими, петляющими то вверх, то вниз каменистыми улочками он напомнил доолимпийский Сочи. Экзотические цветы, кустарники и травы создают причудливые композиции, изображая гигантских улиток, павлинов и драконов. На улицах и набережной, выходящей на озеро Сиху, растут непривычные для нашего глаза платаны — деревья, удивительные тем, что сбрасывают кору, как змея кожу. Оттого их стволы как будто закамуфлированы.

Ханчжоу не только курортный, но и промышленный центр — его называют городом тысячи китайских корпораций, в числе которых Geely («Джили») — одна из десяти крупнейших китайских автомобилестроительных компаний, которая, помимо прочего, в свое время выкупила 100% акций Volvo.

Семь лет назад в Ханчжоу проходила Международная олимпиада по астрономии, а сейчас он живет в ожидании саммита «большой двадцатки» — G20. Это самое значительное событие года для Ханчжоу. Несмотря на то что саммит назначен на 4-5 сентября и остается еще несколько месяцев, подготовка к нему чувствуется сразу при въезде в город — об этом говорят щиты и баннеры.

Транспортные пробки происходят чаще, чем обычно, все места в отелях заняты, поэтому нам забронировали номера в городке Учжэнь за полтора часа езды отсюда.

В Пекине
В Пекине

КНР, обладающий второй экономикой планеты и вступивший в свою 13-ю пятилетку, возлагает большие надежды на саммит. Эксперты этой страны считают, что, воспользовавшись шансом, Китай должен препятствовать снижению влиятельности крупнейших экономик на происходящие в мире процессы, а также серьезному расслоению внутри самой «двадцатки». Заместитель министра иностранных дел КНР Ли Хуэйлай, с которым у нас состоялась встреча перед отлетом из Пекина, акцентировал внимание на том, что ожидается всеобщее снижение экономического роста до 2020 года, поэтому на саммите необходимо определить сбалансированный устойчивый путь в будущее.

Нужно вместе искать возможности толчка мировой экономики, укреплять торговое сотрудничество, выработать программу шагов до 2030 года. Новая концепция развития, заложенная КНР в основу 13-й пятилетки, предусматривает инновационность, согласованность, экологичность, открытось и всеобщий доступ к достижениям. На этих же принципах должна строиться макрополитика «двадцатки».

Почему местом сбора G20 выбраны не столица Пекин и не экономический и финансовый центр страны Шанхай? На этот вопрос нам ответили, что руководство Китая стремится, чтобы регионы развивались равномерно, и что нужно привлекать мировое внимание к Ханчжоу, к его туристическому потенциалу. Возможно, предположили, причина заключается и в предпочтениях нынешнего главы КНР Си Цзиньпина — дело в том, что в 2002-2007 годах он руководил провинцией Чжэцзян, центром которой является Ханчжоу.

Чжэцзян — один из самых богатых природными ресурсами и экономически развитых регионов Китая. Здесь значительны залежи нефти и газа, на огромных площадях естественных акваторий разводят рыбу и другую морскую и пресноводную продукцию. Провинцию называют «сокровищницей флоры на юго-востоке Китая». Здесь произрастает более 3 800 известных видов растительности, более 50 из них взяты под охрану государством. Треть диких видов животных, охраняемых правительством, тоже обитает на территории провинции.

Главное сокровище Хуанчжоу, конечно, озеро Сиху, название которого переводится очень просто — Западное. К нему и устремляется поток отдыхающих, включая и нас.

Я уже сообщала в предыдущей публикации, что нас — 32 журналиста из 18 стран-участниц, наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС — пригласил в поездку Китайский комитет ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству.

В сезон дождей на озере СихуВ путешествии по стране нас сопровождали внимательные, предупредительные и прекрасные девушки — сотрудницы МИД КНР Цзян На, Тань Лу, Ши Чжао и сотрудница названного выше комитета У Мэнъин. В китайском правописании на первом месте указывается фамилия, потом имя. Каждое имя что-то означает. У мальчика оно символизирует храбрость, силу, ловкость и другие лучшие мужские качества, у девочек — красоту, одухотворенность, покой… К примеру, «На» — означает «красивая девушка», «Мэнъин» — «сон вокруг», «Лу» -«красивый камень»… Мэнъин родилась и выросла в другом курортном городке, расположенном на берегу Желтого моря. В Ханчжоу до нашего приезда она была с родителями лет пять назад зимой. Снег в эту пору здесь выпадает, но редко. На вопрос: какой курортный город красивее — Ханчжоу или ее родной? — она отвечает, что у каждого из них своя прелесть.

…На набережной Сиху, несмотря на непрекращающийся ливень, народу немало, включая и горожан. Во всяком случае, прогулочные катера отходят от берега полные. Много влюбленных пар, гуляющих под зонтами, настроены очень доброжелательно, увидев направленный на них объектив, с удовольствием фотографируются. Вопреки нашему ожиданию, берега Сиху — не пляжный песок, как на Иссык-Куле. Вообще, Сиху не для купания, а для созерцания и прогулок по нему на катере.

Поэтому его набережная — это газоны с платанами и ивами, бетонированная дорожка, столбики на цепях и причал, откуда уходят катера. Озеро, площадь которого составляет всего 3 километра в ширину и столько же в длину, лежит в чаше, с трех сторон окруженной горами, покрытыми лесами, персиковыми и сливовыми садами. Водную гладь в двух местах пересекают исторические дамбы, возведенные много веков назад двумя известными поэтами, которые в свое время правили в этом краю. Каменные дамбы причудливо изогнуты, по ним можно перебраться с одного берега на другой, а внизу, через арки, скользят катера. Пагоды среди зелени лесов, лотосовые пруды, уютные огни башенок, выступающих из водной глади и, видимо, выполняющих роль маяков в дождливую погоду и ночью… — все это озеро Сиху. Когда проплываем мимо башенок-маяков, один из попутчиков-китайцев достает из кармана и показывает нам купюру в один юань — оказывается, на ней изображено именно это место.

В сезон дождей на озере Сиху В сезон дождей на озере Сиху В сезон дождей на озере Сиху

Среди жителей Поднебесной есть поговорка, которую напоминают нам гиды: «На небесах есть рай, а на земле — Сучжоу и Ханчжоу». Пять лет назад озеро Сиху вместе с окружающими садами, храмами и мостами внесено ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия. Здесь у каждого уголка на берегу или среди водной глади есть свое романтическое название. К примеру, «Осенняя луна над Спокойным озером», «Золотые рыбки в Цветочной гавани» или «Тающий снег на сломанном мосту»… Мост, конечно, целый, просто на одной его половине снег тает раньше, и когда смотришь на него издали, то он кажется сломанным.

С каждым местом на озере или вокруг него связана какая-то легенда. Одну из них нам рассказала У Мэнъин. Это красивая и одновременно трагическая история о любви прекрасной девушки, которая в прошлом была Белой Змейкой, и студента по имени Сюй Сянь. Они встретились однажды, когда Белая Змейка прогуливалась по мосту через Сиху вместе со своей подругой Серой Змейкой, которая тоже путем совершенствования превратилась в красавицу. Чтобы испытать сердце юноши, Белая Змейка вызвала сильный дождь, и парень, пожалев ее, протянул ей свой зонт. Молодые люди полюбили друг друга. Они поженились, открыли аптеку и стали спасать людей с помощью волшебных лекарств. Однако злой, завистливый монах погубил девушку, превратив ее снова в змейку и заточив под пагодой Лэйфэна. Финал истории, как и в большинстве сказок, светлый: Серая Змейка выпила всю воду озера Сиху, опрокинула пагоду, и ее подруга вновь стала прекрасной девушкой.

По мотивам легенды снято кино, Мэнъин рассказывает, что в детстве любила его смотреть. В пагоду Лэйфэн может подняться каждый желающий и с ее высоты увидеть, как прекрасно озеро…

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.
Бишкек — Пекин — Ханчжоу.






Добавить комментарий