Main Menu

Решения Совета обороны

Президент Алмазбек Атамбаев подписал решения Совета обороны Кыргызстана «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики» и «О мерах по регулированию миграционных процессов в республике в современных условиях». Данное заседание Совета обороны состоялось 4 июля 2016 года под председательством главы государства.


«О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики»

Совет обороны отмечает, что система правоохранительных органов Кыргызской Республики, являясь одним из базовых факторов государственности, не отвечает современным вызовам и угрозам, в связи с чем требуется ее кардинальное реформирование в целях повышения эффективности обеспечения безопасности государства и общества.

Проводимые ранее реформы носили хаотичный по форме и поверхностный по сути характер, обусловленный сложившейся при прежних авторитарных режимах практикой госуправления в интересах узких политических групп в целях удержания власти и незаконного обогащения. Указанный подход привел к созданию политически зависимой системы правоохранительных органов, дисбалансу и рассогласованности в деятельности ее элементов.

Действующие институты принуждения — правоохранительные и судебные органы — нередко сами становятся катализаторами негативных проявлений. Эксперты отмечают их неэффективность, коррумпированность, вмешательство в предпринимательскую деятельность и неспособность минимизировать влияние криминала и организованной преступности.

Системные проблемы в правоохранительных органах повлияли на уровень правосознания граждан страны. У части общества выработалось устойчивое неприятие общепринятых норм права и их фундаментальных основ в качестве регулятора взаимоотношений. При этом нормы законов и действия институтов государства по установлению законных рамок и границ зачастую трактуются обществом как неприемлемые.

Совет обороны считает, что существующая система правоохранительных органов уже не отвечает требованиям и вызовам национальной безопасности, создает противоречия и конфликты как внутри самой системы, так и в обществе.

В сложившихся условиях и в целях обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики, дальнейшего укрепления правового режима государства необходимо, исходя из принципов и мер, заложенных в Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 годы и Указе Президента «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215, реализовать комплекс мер, направленных на преобразование действующей системы правоохранительных органов.

На основании вышеизложенного и в целях выстраивания системы правоохранительных органов, отвечающей требованиям обеспечения национальной безопасности, Совет обороны Кыргызской Республики решил:

  • принять к сведению доклад секретаря Совета обороны Кыргызской Республики Т. Джумакадырова по данному вопросу;
  • добрить комплекс мер по реформе системы правоохранительных органов;
  • рекомендовать Президенту реализацию настоящего решения путем издания Указа и образования рабочей группы Совета обороны по обеспечению реализации комплекса мер.

Рекомендовать Жогорку Кенешу при осуществлении законодательной деятельности:

  • в приоритетном порядке рассмотреть проекты законодательных актов, разработанных в рамках настоящей реформы;
  • пересмотреть находящиеся на рассмотрении Жогорку Кенеша проекты законодательных актов с учетом проводимой реформы системы правоохранительных органов, в том числе рассмотреть вопрос восстановления института возбуждения уголовного дела в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса;
  • изучить предлагаемые меры по реформированию системы правоохранительных органов с учетом необходимости изменений отдельных конституционных положений, касающихся вопросов функционирования национальной правоохранительной системы республики;
  • законодательно запретить любое вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов не уполномоченных на то правоохранительных органов.

Правительству:

  • в месячный срок обеспечить разработку и утверждение мероприятий по реализации комплекса мер;
  • в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с комплексом мер;
  • в срок до 1 октября 2016 года с учетом проводимой реформы проработать вопросы оптимизации штатной численности правоохранительных органов и предусмотреть перераспределение высвободившихся штатных единиц с учетом необходимости:
  1. оптимизации руководящих и иных должностей центральных аппаратов и областных структур в пользу усиления районных подразделений;
  2. сохранения в системе правоохранительных органов высокопрофессиональных и добросовестных кадров реорганизуемых и ликвидируемых правоохранительных органов и структур;
  3. усиления Государственной пограничной службы;
  4. передачи функций в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту в ведение Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел;
  5. передачи функций по борьбе с экономическими преступлениями в ведение Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при правительстве;
  6. передачи функций уголовно-правовой статистики в ведение Генеральной прокуратуры.

Также рекомендовать правительству оптимизировать существующие систему и порядок присвоения специальных классных чинов, воинских и специальных званий сотрудникам системы правоохранительных органов в целях приведения их в соответствие с установленными полномочиями, выполняемыми задачами, а также сокращения старших групп должностей, соответствующих воинскому званию «полковник» и ему равных; принять необходимые меры по финансовому и организационному обеспечению процесса реализации комплекса мер.

Органам государственной власти: ежемесячно представлять в секретариат Совета обороны информацию о ходе реализации комплекса мер.

Секретариату Совета обороны обеспечить: координацию деятельности и взаимодействие государственных органов в рамках реализации комплекса мер; контроль за исполнением настоящего решения.


«О мерах по регулированию миграционных процессов в республике в современных условиях»

Совет обороны Кыргызской Республики отмечает, что миграционные процессы в настоящее время служат не только инструментом перераспределения трудовых ресурсов, но и сферой, во многом определяющей тенденции в развитии межгосударственных отношений и внутреннюю ситуацию во многих странах.

Анализ миграционной ситуации в Кыргызстане свидетельствует о существенных проблемах системного характера, обусловленных практическим отсутствием полного контроля и учета как внутренней, так и внешней миграции и связанных с постоянно растущим числом прибывающих в республику иностранных граждан, что в определенной степени является следствием либерального национального законодательства. Но даже эти законодательные акты, в частности, Закон «О внешней миграции», постановления правительства «Об утверждении Положения о порядке регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики» от 2 мая 2008 года № 200 и «Об утверждении Перечня иностранных государств, на граждан которых не распространяется упрощенный визовый режим» от 7 февраля 2009 года № 87 не исполняются в должной мере.

Совет обороны обращает внимание госорганов на недопустимость ситуации, когда при 4 — 4,5 миллиона въезжающих ежегодно в республику иностранцев регистрируются всего 3% от их общего числа. В условиях использования новых нетрадиционных форм воздействия насильственного характера на страны в виде «гибридных» войн наличие значительного количества незарегистрированных иностранцев создает реальную угрозу национальной безопасности.

По данным Государственной службы миграции при правительстве, трудовую и предпринимательскую деятельность за пределами республики осуществляет свыше 700 тысяч наших граждан. Основное число трудящихся — мигрантов из Кыргызстана на конец 2015 года пребывает в Российской Федерации — 530 тысяч человек (по данным ФМС России), в Казахстане — 114 тысяч (по данным Департамента миграционной полиции МВД Казахстана), в Южной Корее — 15 тысяч, Турции — 10 тысяч человек. В их число надо включить и наших граждан, пребывающих в России нелегально, численность которых может достигать, по экспертным оценкам, 100 тысяч человек.

На фоне сложной социально-экономической ситуации, недостатка орошаемых сельскохозяйственных земель на юге республики и неразвитой системы ирригационных сооружений сохраняется поток внутренней миграции на север республики. В связи с этим Чуйская область и Бишкек стабильно пополняются внутренними мигрантами, в то время как остальные регионы теряют свое население. За годы независимости, по официальным данным, свое постоянное место жительства в республике сменили более 1,5 миллиона человек. По статистике, численность населения в столице в 2015 году достигала 970,5 тысячи человек, по экспертным оценкам — свыше 1,5 миллиона человек. В то же время мощности инфраструктурных систем Бишкека не в состоянии уже обеспечивать потребности значительно возросшего населения и требуют огромных капиталовложений для их реконструкции и расширения.

В результате роста населения за последние 5-10 лет накапливается критическая масса людей, которые не имеют земельных наделов для строительства индивидуального жилья. В 2005-м и 2010 годах это вылилось в самозахват земель вокруг Бишкека, в других местах и последующее незапланированное обустройство этих поселений на бюджетные средства.

Совет обороны Кыргызской Республики считает, что без принятия неотложных мер по подъему жизненных условий и экономики во всех регионах республики этот процесс продолжится. При этом проблемы доступа к услугам, которые законодательно связаны с местом жительства граждан, но не с местом пребывания, не решаются: меняя место проживания или жительства в целях поиска работы, они лишаются возможности реализовать право на получение базовых гарантированных услуг здравоохранения, образования, социальной защиты.

Особая проблема, требующая пристального внимания государства, — миграция из приграничных территорий. Наибольшее количество населенных пунктов, относящихся к приграничным территориям и испытывающих вышеперечисленные проблемы, находится в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях.

Принимая во внимание значительную роль миграционных процессов в социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности страны, Совет обороны Кыргызской Республики решил:

  • принять к сведению доклады вице-премьер-министра Г. Кудайбердиевой и председателя Государственной службы миграции при правительстве Б. Адылова по данному вопросу;
  • определить главным направлением миграционной политики государства на период до 2030 года значительное повышение занятости населения во всех регионах республики и сокращение внутренней и внешней миграции;
  • считать приоритетной задачей органов власти и управления Кыргызской Республики обеспечение развития экономики на приграничных территориях, в первую очередь в южных областях республики.

Рекомендовать Президенту и правительству привлечь долгосрочные льготные кредиты на реализацию ирригационных проектов, в первую очередь в приграничных областях.

Жогорку Кенешу и правительству — пересмотреть нормативную правовую базу и принципы внешних заимствований с учетом привлечения кредитных ассигнований к решению особо важных социально-экономических проблем.

Секретариату Национального совета по устойчивому развитию до 1 октября 2016 года на основе демографического прогноза до 2050 года и концепции регионального развития, разрабатываемых Министерством экономики, — подготовить демографическую политику государства на долгосрочный период.

Правительству:

  • в течение двух месяцев в рамках Координационного совета по вопросам миграции разработать и внедрить механизмы координации и взаимодействия между госорганами в рамках управления миграционными процессами, а также в целях выявления нарушителей миграционного законодательства и принятия соответствующих мер;
  • во втором полугодии 2016-го ускорить принятие нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в Порядок оформления и выдачи виз Кыргызской Республики, утвержденный постановлением правительства от 10 марта 2009 года №156, в части усиления контроля и упорядочения процессов их оформления и выдачи, в том числе введения электронной визы с учетом предложений Координационного совещания госорганов при Генеральной прокуратуре по устранению коррупционных рисков в системе внешней миграции;
  • ежегодно в соответствии с международными договорами и требованиями нормативных правовых актов Кыргызстана пересматривать структуру квот на привлечение иностранной рабочей силы в требуемых пропорциях между странами в интересах развития экономики республики и укрепления сотрудничества с отдельными из них с учетом необходимости обеспечения занятости местного населения и предусмотреть механизмы контроля за реализацией квот;
  • до конца 2016 года пересмотреть с учетом международного опыта условия получения права на жительство в Кыргызской Республике иностранными гражданами и внести соответствующее предложение в Жогорку Кенеш;
  • в третьем квартале 2016 года внести предложения по изменению порядка составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, направленные на выравнивание уровней развития регионов республики и инфраструктурного обеспечения миграционного роста населения отдельных из них;
  • в четвертом квартале 2016 года на основе внесения изменений в действующее законодательство определиться с механизмами предоставления преференций иностранным и отечественным инвесторам по реализуемым проектам в слаборазвитых регионах республики в целях обеспечения более высокой занятости населения;
  • до конца 2016 года рассмотреть вопрос создания специального фонда с привлечением заемных кредитных средств для поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • до 1 октября 2016 года разработать и принять к реализации Национальный проект развития приграничных территорий на период 2017-2023 годов в целях обеспечения их динамичного социально-экономического развития и закрепления на приграничных территориях населения;
  • до конца 2016 года с учетом демографического прогноза до 2050-го и демографической политики государства на долгосрочный период разработать и утвердить в установленном порядке концепцию миграционной политики Кыргызской Республики до 2030 года;
  • до конца 2016-го разработать и принять обновленную программу содействия занятости и регулирования внешней и внутренней трудовой миграции до 2021 года с учетом изменений в миграционной политике государства, импортозамещения и размещения госзаказов на отечественных предприятиях.

Государственному комитету национальной безопасности совместно с Министерством иностранных дел, Государственной пограничной службой, Государственной регистрационной службой при правительстве, Государственной миграционной службой при правительстве и Государственным комитетом информационных технологий и связи Кыргызской Республики в срок до 1 октября 2016 года завершить работы по внедрению Единой системы учета внешней миграции (ЕСУВМ) в целях систематизации и обеспечения эффективного миграционного контроля за счет формирования единого межведомственного информационного пространства по учету и контролю въезда (выезда) резидентов и нерезидентов на (с) территорию Кыргызстана.

Министерству иностранных дел:

  • до конца 2016 года подведомственным загранучреждениям провести информационно-разъяснительную работу о необходимости постановки на консульский учет граждан Кыргызской Республики, находящихся за рубежом, в том числе трудовых мигрантов;
  • до конца четвертого квартала 2016 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О внешней миграции» в части создания паритетной основы и применения принципа взаимности при прохождении обязательной регистрации в уполномоченных органах Кыргызстана иностранных граждан и лиц без гражданства во время их пребывания на территории республики.

Государственной регистрационной службе при правительстве, Министерству иностранных дел, Государственной пограничной службе и Государственному агентству по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве: к 1 февраля 2017 года создать автоматизированную систему персонифицированного учета населения, актов гражданского состояния и миграции населения (АСПУ); в четвертом квартале 2016 года разработать и внедрить механизмы координации работ по ведению точного учета и регистрации населения и недвижимости.

Министерству труда и социального развития, Государственному агентству по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве в двухмесячный срок определить механизмы обязательного оформления попечительства над детьми трудовых мигрантов в целях повышения ответственности родителей.

Министерству образования и науки:

  • рассмотреть вопрос о введении уроков труда в старших классах общеобразовательных учреждений для получения выпускниками рабочих специальностей наряду с аттестатами и внести в правительство соответствующий проект решения;
  • количество бюджетных мест на прием в вузы ограничить посредством госзаказа только по требуемым для социально-экономического развития республики специальностям.

Министерству внутренних дел, ГКНБ, ГПС, Госслужбе миграции при правительстве: в двухмесячный срок разработать совместную инструкцию о порядке выдворения иностранных граждан за пределы Кыргызстана и исполнения предписаний о выезде из республики и в установленном порядке внести на утверждение в правительство.

Генеральному штабу Вооруженных сил, Госкомитету по делам обороны и Государственной пограничной службе:

  • до 1 октября 2016 года разработать механизмы исполнения Закона «О внешней миграции» в части, касающейся временного ограничения выезда за пределы Кыргызстана граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, с утверждением соответствующего решения правительства;
  • до 1 ноября 2016 года разработать и утвердить соответствующим решением правительства методику ведения воинского учета призывников и военнообязанных, в том числе трудовых мигрантов, находящихся за пределами республики, с использованием IT-технологий, повышающих качество воинского учета.

Контроль за исполнением настоящего решения возложен на секретариат Совета обороны Кыргызской Республики.

Публикуется с незначительными
сокращениями.






Добавить комментарий