Main Menu

Тихий сон над водой (фото)

Учжэнь

Город Учжэнь, относящийся к той же, что и Ханчжоу, провинции Чжэцзян, богатой лесами и водоемами, отличающейся влажным тропическим климатом, находится между Ханчжоу и Шанхаем, в 140 километрах от последнего. Путь к нему лежит между залитых водой рисовых чеков, идеально ровных овощных плантаций, на которых крестьяне в широкополых шляпах трудятся даже в дождь, и мимо посадок платанов, кленов, других деревьев. Кстати, все молодые и среднего возраста деревья в Китае обязательно укрепляются подпорками в виде треноги — они помогают выстоять под ветрами и вырасти прямыми.

Если главное сокровище Ханчжоу — озеро Сиху, о котором мы рассказывали в одном из предыдущих номеров, то в Учжэне — его самая древняя часть, расположенная на воде. Местные власти сохранили этот район города, благодаря чему поток сюда туристов не иссякает. Подавляющее их большинство — жители страны. Иностранцев за весь день пребывания мы встретили двух-трех, видать, еще не проторили дорогу. Зато китайцы семьями и с друзьями приезжают отовсюду — катаются на лодках по неспешной зеленой воде, гуляют по узким, мощенным камнем кварталам, заглядывают в музеи и познают историю своего государства.

УчжэньИз-за городка на воде Учжэнь называют Венецией. Вообще, в Китае несколько Венеций. Но, как сообщает путеводитель, отличительная особенность учжэньской в том, что ее пересекает не множество каналов-улиц, а одна река, впадающая в Великий канал, а он — еще одно достижение китайской цивилизации, которое ставят вровень с Великой Китайской стеной. Водную магистраль прокладывали в течение двух тысяч лет, начали в VI веке нашей эры и в итоге соединили воспетые поэтами реки Хуанхэ и Янцзы и два крупных порта страны — Шанхай и Тяньцзинь. Канал несет свои воды на протяжении почти 1 782 километров, не считая ответвлений. По нему по сей день доставляется огромное количество грузов. Два года назад его тоже включили в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако вернемся в учжэньскую Венецию. У входа в нее встречает композиция из каменных скульптур, которая, видимо, призвана показать, как жизнь древнего поселения ремесленников была привязана к реке, — они таскают воду коромыслами, стирают, отжимают, просто любуются течением… Отсюда и начинается наше водное путешествие. Улица-река неспешно и неслышно скользит между двумя рядами строений. На берегу растет густой бамбуковый лес. Бамбук в Китае любят — из него производят много чего, начиная с весел для лодок, текстиля и заканчивая лесами вокруг строящегося здания. Поэтому сажают его везде где возможно. Даже на полоске земли в два локтя шириной между окнами нашего отеля в Шанхае и тротуаром мы видели прутья растущего молодого бамбука.

Доставка колотого льда в мешках
Доставка колотого льда в мешках

…Лодки, скользящие по Учжэню, представляют собой деревянные челны, между кормой и носом которых встроена кибитка для пассажиров. На борт берут до шести человек. Лодочники в спасательных жилетах (нам сказали, что глубина улицы-реки примерно три метра, водится в ней и рыба). Для безопасности пассажиров к бортам в качестве спасательных кругов привязаны шины от авто. Сами жители тоже передвигаются на лодках, но в других, без кибиток. Мы видели, как в них доставляется в мешках колотый лед. Нашего лодочника — мужчину средних лет — зовут У Жун Цзюань. Он рассказывает, что зарабатывает в месяц 3-4 тысячи юаней в зависимости от количества туристов. Маршрут занимает примерно 15 минут, за день выходит до 20 поездок. По словам Геннадия Кривошеева, российского журналиста-китаиста, который входит в нашу группу, это неплохой заработок в Поднебесной. Геннадий в общей сложности проработал в этой стране в качестве корреспондента 17 лет, хорошо знает ее жизнь и традиции, с удовольствием поглощает местные блюда и великолепно владеет китайским языком.

С обеих сторон улицы-реки — дома, которые, как нам сказали, построены еще в XVII-XIX веках. А вообще, самому городку больше тысячи лет. Дома преимущественно деревянные, двухэтажные, из досок, которые стали темно-вишневыми от сырости и времени. Стоят они на сваях и уложенных в несколько слоев каменных блоках. Крыши — из плотно пригнанных, как чешуя, пластин черепицы, живописно позеленевшей, как мох. Есть и каменные дома с искусной лепкой на фронтонах, наверное, они принадлежали более богатым людям. На балкончиках подвешены горшки с живыми цветами, в иных распахнутых двустворчатых окнах можно увидеть неубранную постель. Однако большинство домов, как нам сказали, необитаемы. Городок на воде давно превратился в музей.

УчжэньЗдесь проживает примерно 300 человек, которые в основном обслуживают туристов, — лодочники, уборщики улиц, продавцы лавок, смотрители музеев… В отличие от населения Хуанчжоу, местные фотографироваться не любят, отворачиваются от объектива. Видать, достали их праздные туристы, в которых они видят только источник заработка. В плотницкой мастер сосредоточенно обрабатывает доски. Работы ему хватает — нужно поддерживать городок в рабочем состоянии. Вернее, привлекательном для туристов. Какие-то детали домов реставрируются, какие-то меняются на новые, при этом их искусственно состаривают.

Честно говоря, от того что жизнь ушла из городка и сейчас он только играет роль жилого, становится не по себе. Просто бродить по узким, мощенным плиткой улицам и переходить с одной стороны улицы-реки на другую, пусть и по искусно перекинутым над водой каменным галереям, очень скоро становится скучно. Впрочем, рассказывают, что сюда любят приезжать творческие люди — поэты, художники… Селятся в хостелах или отелях и проникаются красотой для своих будущих творений.
Музей резьбы по дереву, музей сотни кроватей… — звучит увлекательно, однако это всего лишь экспонаты. Гораздо интереснее было бы увидеть, как все делается.

…В мастерской синей набивной ткани, судя по обозначенному в программке названию, обещали поделиться технологией ее изготовления. Немного поплутав по улицам городка, где невозможно заблудиться, мы набрели на спускающиеся откуда-то с неба, закрепленные на высоких стойках полотнища выцветшей на солнце синей и красной ткани. Неужели это и была мастерская?

УчжэньА вот мастерская китайской водки, видать, секрета из технологии не делает. На открытых площадках-складах стояло в два яруса множество плотно закрытых глиняных горшков. Нам сказали, что в них бродит отвар риса и дрожжей. Если водка готовится зимой, отвар стоит три месяца, если летом, — один. Потом его процеживают и вываривают в специальных печах. Тут же в деревянных коробочках стоят крошечные фарфоровые чашки — желающим дают продегустировать.

Чем известен Учжэнь, помимо своей Венеции? В прошлом году здесь прошла Всемирная конференция по управлению Интернетом, активное продвижение которого является одним из направлений 13-го пятилетнего плана, который выполняет Китай. На церемонию открытия конференции приехал сам глава республики Си Цзиньпин. В своем выступлении он призвал изменить действующие «неадекватные» правила, во власти которых находится Всемирная паутина: «Каждый должен придерживаться правил, а задавать их должны все страны, нельзя допускать кибергегемонии». От России в форуме участвовал премьер Дмитрий Медведев. Он поддержал Си Цзиньпина, предложив создать глобальную организацию по управлению Интернетом на базе ООН.
Конференция в Учжэне стала ежегодной. Китай придерживается своего правила равномерно развивать все регионы страны, привлекая внимание мира не только к главным городам страны, но и к глубинке.

…Уже вернувшись домой, в одной из газет, выходивших в свое время в Харбине на русском языке, я прочитала об Учжэне: «…тихий сон над рекой». Подмечено верно.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.
Бишкек — Пекин — Ханчжоу — Учжэнь.






Добавить комментарий