Main Menu

Родной любимый край

Кыргызстан, горы

У бизнеса нет ни национальности, ни границ. Капитал идет туда, где выгодно и есть необходимая инфраструктура, где можно получить прибыль. Мой собеседник Рафик ЗАГАНШИН — татарин, родился и вырос в Кыргызстане, экономист, инженер-строитель, живет в Бишкеке, имеет собственную строительную фирму.

Вместе рассуждаем о том, что бетон нынче у наших соседей-казахов дешевле, наш не выдерживает конкуренции. Местная строительная отрасль приходит в стагнацию, на последнем заседании правительства премьер-министр Сооронбай Жээнбеков потребовал от чиновников проведения сбалансированной политики, поддерживающей наших производителей.

С присоединением Кыргызстана к ЕАЭС строители не получили никакого облегчения, правда, общий кооперированный рынок сделал доступными замечательные по качеству российские товары, ввозимые на нашу территорию как комплектующие: они стали дешевле и по цене сравнялись с китайскими. Кыргызские стройфирмы имеют теперь возможность покупать российские сухие смеси очень хорошего качества.

Вместе с тем прошлогоднее вступление нашего соседа — Казахстана — в ВТО и последующее за ним временное снижение таможенных пошлин в торговле с третьими странами спровоцировали всплеск спекуляции — привычного явления при рыночной экономике. Но страдают предприниматели, работающие открыто и уплачивающие все налоги. Никогда не победишь конкурента, работающего в тени, в «черной» или «серой» экономике.

Рафик Заганшин утверждает, что спрос на строительство жилья в Бишкеке огромен, наступило лето, многие соотечественники принялись и за ремонт квартир. Так что работы хватает.


— Что такое, на ваш взгляд, патриотизм?

— Любовь к родине, к тому месту, где родился. Трудно описать, как это чувство возникает: школа, институт, коллеги по работе, чувство сопричастности к своей стране — все входит в это объемное понятие. «Патриа» в переводе с латинского означает «родина». Мы все граждане Кыргызстана, я, к примеру, родился в Таш-Кумыре. Помните, как в фильме «Щит и меч»? «…С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре». Это чувство совсем не связано с бизнесом, с деньгами. Это место, где родился, где прошло детство, где подружился с соседями, школьными друзьями, там всегда хорошо, чувствуешь себя дома. Для меня близки горы, в молодости занимался альпинизмом, в нашем краю не любить горный ландшафт — нонсенс!

Вспоминается, как во времена Советского Союза мы с другом Идрисом, узбеком по национальности, купив туристическую путевку, поехали путешествовать по Прибалтике. Возвращались назад, а когда пересекли границу с Беларусью, Идрис с облегчением сказал: «Вот мы и дома!».

— Как воспитывать патриотов своей страны?

— Никого воспитывать не надо, это чувство нельзя воспитать или навязать, оно само закладывается с детства. Особенно чувствуется родной дом, когда возвращаешься из-за границы. Прав был наш Президент Алмазбек Атамбаев, когда говорил: «…Вы будете счастливы лишь в своей стране, где родились, где работаете, где ваша семья».

С Кыргызстаном нас связывает невидимая, неощутимая, но крепкая нить. Родина — это не там, где все хорошо, где можно жить припеваючи. Недаром многие мигранты, пожив в благополучной Европе, возвращаются на родину, в свою привычную среду обитания, где чувствуют себя уютно.
Проживающий на Крымском полуострове мой партнер по бизнесу Нано Гасиношвили ликовал, когда Крым присоединили к России. «Мы вернулись на родину, — говорил тогда Н. Гасиношвили и угощал всех чудесным грузинским вином.

Если рассматривать патриотизм применительно к Кыргызстану, то у нас, к сожалению, нет сегодня идеологии, которая была когда-то в Советском Союзе, она-то и сплачивала людей.

— А что вы скажете по поводу межэтнических отношений? В Кыргызстане, как известно, проживают граждане 80 национальностей.

— Во всем мире требования бизнесменов к людям, которые работают на выстроенных капиталистами заводах, одни и те же: чтобы работник был честным, не воровал, с уважением относился к компании, которая его наняла, а главное — знал свое дело, был специалистом. Это общечеловеческие ценности. Ведь когда мы заболеваем, то ищем врача — он может быть любой национальности, главное, чтобы оказал профессиональную помощь.

Формация «капитализм» — сравнительно новая форма человеческого бытия. Она размывает классовость (в СССР был класс рабочих, крестьян, интеллигенции), а также клановость, родственность, национализм, так как опирается на личную выгоду, деньги. Доходами никто не хочет делиться, даже между родственниками зачастую возникают финансовые споры. Не зря и в семейных компаниях сегодня вводят корпоративное управление.

Капитализм возводит специалиста на высшую ступень почета и уважения. В Европе гордятся своей толерантностью, но там не переходили от социализма к капитализму. Владимир Ильич Ленин в свое время провозгласил право наций на самоопределение. Что получилось? Сегодня всюду, где нации воспользовались своим правом на самоопределение, неизбежно возникают «горячие точки».

Я привык с детства жить в интернациональной среде, моими товарищами были люди разных национальностей и вероисповедания, в нашей дружбе это не играло никакой роли и было не важно. Ценилось главное: какой от тебя толк? Капитализм сводит к нулю и такое сугубо личное понятие, как вера, какой бы она ни была: мусульманской или православной, христианской.

В Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании самая высокая социальная защита граждан. Почему? Развитая экономика позволяет достойно относиться к человеку, его запросам, в том числе и в старости.

Социализм, в котором мы недавно жили в нашей общей большой стране, и коммунизм, который так и не построили, по сути, красивая мечта, сказка, в которую так хотелось верить. Может, мечта и сбудется через 2-3 тысячи лет, кто знает? В основе этих общественных формаций отсутствовала личная выгода; куда это привело, знаем хорошо: к развалу Союза, «великого и могучего».

Чтобы построить новую экономику, изменить сознание наших граждан, необходимо время. А многие мечтают встать с утра — и все вокруг тебя честные, умные, помогают и заботятся друг о друге и т. д. Я не верю в такую благодать, нужно трудиться и трудиться.

— Кыргызстан — единственная страна в Центральной Азии, где властвуют демократия, парламентаризм. Правильной ли дорогой мы идем? Многие высказываются за президентско-парламентскую форму правления…

— Убежден: мы развиваемся в нужном нам направлении. Демократия — вещь сложная и неоднозначная. Выборы проходят по партийным спискам. Мы часто лично не знакомы с кандидатами на высокие посты. Это раньше, в глубокой древности, при выборе греческих сенаторов демократические принципы неуклонно соблюдались. Города в те времена насчитывали всего 2-3 тысячи жителей, из них — половина женщин, которые не имели права голоса. Вычеркните из этого списка детей, рабов, останется не так много мужчин, которые знали друг друга.

Живем сегодня в условиях политической конкуренции, многопартийности, и это хорошо. Теоретически. А практически — надо до нее еще дорасти, идти не напролом, а поэтапно, по мере готовности общества, людей. В Саудовской Аравии, к примеру, совсем недавно женщинам разрешили голосовать, пройдет время — и представительниц прекрасного пола в этой арабской стране станут выбирать во властные структуры. Нам смешно рассуждать об этом, ибо Кыргызстан — светское государство, у нас при выборах в партиях есть квоты на женщин, молодежь, национальные меньшинства. В этом мы действительно демократическая страна, которой можно гордиться. И очень молодая, рождаемость с каждым годом увеличивается.

Молодые всегда бунтари, у них есть силы совершать поступки. Пусть ошибочные. Британский премьер-министр Черчилль говорил: «Умный человек — всегда в молодости революционер, а к старости — консерватор». То есть он обязательно должен пройти все ступени развития, чтобы приобрести житейскую мудрость.

— Вернемся к строительной отрасли. Как долго, по-вашему, будет продолжаться стагнация? Ведь очередь на улучшение жизненных условий не сокращается.

— А мы уже пошли вверх. За четыре месяца текущего года строительство жилых домов в Бишкеке увеличилось на 1%, немного, конечно, но, если сравнить с таким же периодом 2015 года, когда мы были в минусе почти на 2%, успех очевиден.

Вопросы задавала Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий