Main Menu

Коррупция: линия атаки

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ

На протяжении первых двадцати лет независимого Кыргызстана не раз объявлялись «войны» коррупции, сводившиеся через непродолжительное время к банальной показушной кампании. Действующая тогда система государственного управления и силовые структуры в частности не могли, да и не хотели противостоять распространению коррупции в стране, поскольку сами погрязли в мздоимстве и воровстве, включая высшие эшелоны. В 2011 году появились реальные предпосылки для борьбы с этим злом и главная из них — политическая воля нового руководства страны очистить Кыргызстан от коррупционного беспредела. Его метастазы поразили практически все сферы жизнедеятельности, угрожая национальной безопасности государства и ставя под сомнение успех социально-экономических преобразований. Как точно тогда отметил Президент Алмазбек Атамбаев, «коррупция уже достигла таких масштабов, что если сейчас ею не заняться, у нас не будет государства».

За последние пять лет в стране ни одному вопросу не уделялось столь пристального внимания со стороны ее руководства, как борьбе с этим позорным явлением. И позитивные подвижки в этом направлении не заставили себя долго ждать. Ее результаты положительно оценила авторитетная международная организация Transparency International, отметившая в «Индексе восприятия коррупции» значительный прогресс Кыргызстана, усилившего антикоррупционные тенденции на 14 позиций и переместившегося с 150-го на 136-е место.

Какие конкретно механизмы и инструменты применяются для эффективной борьбы с коррупцией и каково реальное положение дел на этом фронте сегодня? На наши вопросы мы попросили ответить члена рабочей группы Совета обороны КР по противодействию коррупции доктора юридических наук Кайрата ОСМОНАЛИЕВА.


— Кайрат Медербекович, расскажите, пожалуйста, о первых шагах борьбы и ее основных тактических направлениях.

— Вспомним 2011 год. Став главой государства, Алмазбек Атамбаев объявил решительную войну коррупции, подкрепляя ультиматум конкретными делами. Уже в декабре того же года по его инициативе в структуре органов национальной безопасности создается Антикоррупционная служба, призванная жестко и последовательно бороться с самыми одиозными проявлениями коррупции. Здесь вполне уместно вспомнить и программное заявление Президента на заседании Совета обороны 30 января 2012 года: «Неприкасаемых в стране не будет, вор должен сидеть в тюрьме!». Затем была принята Антикоррупционная стратегия, включающая в себя соответствующие планы и мероприятия на долгосрочную перспективу по ее реализации и ряд других нормативно-правовых актов, усиливающих существующие механизмы борьбы с коррупцией, в том числе обновленный Закон «О противодействии коррупции». По нему почти полностью подверглась изменениям глава 30 Уголовного кодекса (должностные преступления) в плане ужесточения уголовной ответственности за вымогательство и другие коррупционные деяния. В этом же направлении претерпели изменения Законы «О государственной службе», «О декларировании доходов» и Трудовой кодекс. Таким образом в стране была заложена основа прогрессивной нормативно-правовой базы по противодействию коррупции. Главные полномочия в борьбе с ней глава государства возложил тогда на Антикоррупционную службу ГКНБ, вручив ей определенный карт-бланш.

— Многие эксперты и специалисты в сфере безопасности называют этот период первым этапом: борьба велась преимущественно карательными методами, АКС стала задерживать и сажать коррумпированных чиновников любых рангов и уровней…

— Совершенно правильно, все только начиналось. В плане борьбы с коррупцией особенно запомнился V созыв нашего парламента. В отношении депутатов были возбуждены десятки резонансных уголовных дел, 14 народных избранников привлекли к уголовной ответственности, некоторые из них получили реальные сроки наказания, как, например, Нариман Тюлеев, впервые в истории независимости страны осужденный по статье «Коррупция» за организацию устойчивых коррупционных связей. Запомнились также громкие задержания высоких чиновников ряда государственных органов, министерств и ведомств. К тому времени активизировала в этом направлении свою деятельность Генеральная прокуратура, которая в соответствии с Законом «О противодействии коррупции» наделялась полномочиями координационного органа по реализации государственной антикоррупционной политики. При ГП были образованы Координационное совещание и экспертный совет при нем для аналитического сопровождения борьбы с коррупцией, председателем которого является ваш покорный слуга. На результат начали работать антикоррупционные структуры милицейской системы, налоговой, таможенной служб и другие, в какой-то мере соревнуясь между собой. На мой взгляд, пик борьбы с коррупцией пришелся на 2013-й и 2014 годы. Отмечу, что положительных результатов в этом удалось достичь в условиях стабильного социального спокойствия посредством правильного сочетания политических, организационных, правовых и других мер. И в этом, несомненно, большая заслуга главы государства, давшего большой импульс продуманной и последовательной антикоррупционной политике.

— Как показала практика, эскалацию коррупции невозможно остановить, даже пересажав всех чиновников с нечистыми руками и совестью. Наибольшая опасность ее кроется в девальвации духовных ценностей, норм морали, права и общественного мнения, и тут только карательные методы не помогут…

— …Точкой отсчета второго этапа борьбы можно назвать Указ Президента от 2013 года «О мерах по искоренению политической и системной коррупции», содержащий принципиально новые направления противодействия ей. Теперь уже упор делается на выявление и пресечение коррупционных зон и рисков в государственных органах, в которых, по мнению населения и общественности, наблюдается самый высокий уровень коррупции. Этим занимается рабочая группа при Совете обороны КР, в целом осуществляющая контроль за реализацией антикоррупционной стратегии. По состоянию на апрель 2016 года мы провели анализ в более 20 госорганах и для каждого из них разработали детализированный план либо срочных, либо пошаговых мероприятий по устранению условий для коррупции. Подчеркну, что эти планы имеют формат обязательного исполнения, потому что бороться с ее последствиями все равно что воевать против ветряных мельниц. Но, к сожалению, не все руководители госорганов работают на должном уровне.

— А если конкретнее?

— Фактически провалена работа по демонтажу коррупционных схем и устранению рисков в Госагентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Сфера деятельности Агентства поражена коррупционными метастазами, о чем свидетельствует большое количество уголовных дел, возбужденных в отношении его сотрудников. Самое интересное, что в прошлом году рабочая группа при Совете обороны признала неудовлетворительной работу этого ведомства по реализации антикоррупционных мероприятий. В апреле текущего года, проведя предварительно мониторинг коррупционной ситуации в Агентстве, мы вновь заслушали на своем заседании его руководство и опять та же картина — «жирная двойка» за провал внутриведомственной антикоррупционной политики. Скажу больше, независимые эксперты вообще отказываются работать с руководством этого госоргана — оно или делает вид, что не понимает, в чем заключаются мероприятия по искоренению «серых» схем, или просто саботирует их рекомендации.

Еще одна из самых проблематичных сфер энергетика. Когда было Минэнерго, мы вплотную занялись выявленными в нем коррупционными зонами и даже разработали соответствующий детальный план по их демонтажу. Но закончить работу не успели: министерство преобразовали в энергохолдинг. В результате благие намерения реформировать энергетическую систему страны, сделать ее эффективной и устойчивой остались только на бумаге, а коррупционный «воз» просто-напросто перекочевал из одного ведомства в другое. Правда, еще при Минэнерго мы способствовали снижению потерь электроэнергии (читай — хищений), 1% от которых составляет около 90 млн. сомов. В целом надо признать, что реформы в энергетическом секторе окончательно забуксовали и необходимо принимать кардинальные меры по их продвижению, в том числе отказаться от посредников-поставщиков, имеющих коррупционные интересы. Если говорить о других госструктурах, проваливших работу по демонтажу коррупции, то не последнее место в перечне занимает таможенная служба, также получившая «неуд». Именно это стало причиной того, что ее руководителя повторно не назначили на должность при формировании в апреле нового состава правительства.

— Кайрат Медербекович, сегодня даже самые упертые скептики признают, что в стране идет целенаправленная и последовательная борьба с коррупцией. Результаты, как говорится, налицо: создается атмосфера неприятия, чиновники уже стали бояться открыто брать «на лапу», опасаясь неотвратимости наказания, и так далее. На ваш взгляд, какие еще стратегические направления должны быть реализованы, чтобы еще сильнее ослабить коррупционную «удавку»?

— Они отражены в Антикоррупционной стратегии государства и уже претворяются на практике. Назову некоторые из них. Это дальнейшее снижение роста коррупционных проявлений в органах государственной власти и управления, в правоохранительных, фискальных органах и других силовых структурах, обеспечение их открытости и прозрачности, а также создание благоприятных условий для развития бизнеса, экономики и инвестиционной привлекательности республики. Большая роль отводится консолидации усилий всех ветвей власти и общества в целом. Эффективность противодействия ей заключается в упреждении, своевременном воздействии на причины и условия. Добавлю к сему борьбу с легализацией преступных доходов. Да, это сложные преступления. Но есть международный опыт их расследования, нашим правоохранительной и судебной системам необходимо взять его на вооружение и научиться выявлять, «замораживать» и изымать незаконные активы от коррупционных преступлений в пользу государства. В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что одним из ключевых элементов успешной борьбы с коррупцией является поддержка общества, гражданского сектора и всех граждан, не равнодушных к судьбе страны.

Интервью взял
Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий