Main Menu

Анатолий Адали: «Я — артист. В другой профессии себя не представляю»

Анатолий Адали - это сценический псевдоним Тулкунджана Ахмадалиева

Известному и любимому актёру, народному артисту республики Анатолию Адали исполнилось 75 лет. К этому событию добавилась ещё одна юбилейная дата — более полувека беззаветного служения Мельпомене, в том числе 35 лет в Государственном национальном русском театре драмы имени Чингиза Айтматова. На счету Анатолия Курбановича более сотни разнохарактерных ролей, больших и малых. И каждая была для него целой жизнью, уже не его, а героя, которого он играл. Актёрская карьера Анатолия Адали началась на подмостках драматического театра в Чимкенте, а сегодня он продолжает срывать аплодисменты на отечественной сцене.

Анатолий Адали — это сценический псевдоним Тулкунджана Ахмадалиева. Родился он в семье офицера в городе Маргелане Узбекской ССР. Ему не было и года, когда отец погиб на фронте. И детство маленького Тулкунджана было таким же, как и у всех детей военного и послевоенного времени. Мама хотела, чтобы сын пошёл по стопам отца, да и мальчишке нравились военная форма и погоны. Но судьба вносила коррективы в его жизнь.

Из сапера в актёры

После окончания школы юношу ждали повестка из военкомата и три года службы в Западной Белоруссии в войсковой части, которая занималась разминированием снарядов, оставшихся после Великой Отечественной войны. Если юноша мечтал о военной карьере, то суровые солдатские будни оказались далеки от романтики. До демобилизации оставалось несколько месяцев, когда старший сержант Тулкунджан Ахмадалиев задумался, а чем же он будет заниматься на гражданке? Кадровым офицером быть ему расхотелось. И тут вмешивается в жизнь его величество Случай.

— В журнале «Советский экран» на последней странице я случайно прочитал объявление, что киностудии «Узбекфильм» требуются молодые актёры, — вспоминает Анатолий Курбанович.

— Решил написать туда письмо с просьбой принять меня в актёры. Из киностудии, куда ежедневно приходят сотни писем, мне ответили. Прошло более 50 лет, а я до сих пор помню текст: «Молодой человек, чтобы стать киноактёром, надо хотя бы окончить Ташкентский государственный институт театрального искусства. На всякий случай мы даём адрес института». Эти несколько строчек так вдохновили меня, что я тут же написал письмо в институт. Откуда мне прислали вызов и перечень — подготовить стихи, монолог и этюд. Что такое этюд, я не знал. Пошёл к подполковнику — заместителю командира по политической части. Он мне объяснил так:

— Этюд — это атрибут художников, они его носят под мышкой.

— Боже ты мой, — подумал я. — В школе-то не любил рисование, а там нужно ещё и уметь рисовать! Но отступать было поздно. Меня отпустили на экзамены с условием, что если поступлю в институт, то служба в армии для меня закончится, а если нет, придется возвращаться в часть.

Мой друг Шухрат

— Не помню, где я откопал стихи индонезийского поэта Агама Виспи, и, пока ехал в поезде, выучил его самое длинное стихотворение о войне, — с улыбкой рассказывает Анатолий Курбанович. — В Ташкент приехал за два дня до начала первого тура. Пришёл на экзамен в военной форме, она мне очень шла. Поправил ремень и с выражением начал: “Стихотворение индонезийского поэта Агама Виспи”. Все удивленно посмотрели на меня. О таком поэте там явно никто никогда не слышал. На второй или третьей строфе профессор уснул. А я так вдохновенно декламировал, что не заметил, как стукнул кулаком по столу. Профессор открыл глаза и спросил: «Этюд готов?». Я честно признался: мол, не знаю, что такое этюд, но замполит сказал, что его художники под мышкой носят, и, к сожалению, этот самый этюд я не успел купить.

Вы бы слышали, какой в зале раздался хохот. Смеялись преподаватели, члены экзаменационной комиссии, старшекурсники и выпускники института, которые пришли посмотреть на абитуриентов. Что во мне увидел профессор, не знаю, но я был допущен на второй тур, где меня попросили станцевать андижанскую польку. Я спросил: «А «цыганочку с выходом» можно?». Закончил танцевать под бурные аплодисменты присутствующих и крики «браво».

Третий тур я уже не сдавал. В год моего поступления, впервые руководство вуза решило «разбавить» русскую группу абитуриентами другой национальности. Вот мы и попали туда: я и ныне известный киноактёр Шухрат Иргашев. Мы познакомились с ним на вступительных экзаменах, подружились и вместе жили в общежитии. Он высокий, красивый, внешне чем-то напоминал Вячеслава Тихонова, в которого были влюблены все женщины бывшего Союза. На втором курсе его пригласили на съёмки художественного фильма «Нежность». После этого Шухрат стал очень популярным. Его называли “узбекским Тихоновым”. А я со второго курса, то есть с 1966 года, начал вести дневник, куда записывал все интересные события. Наши пути с Шухратом разошлись после окончания института, но дружба с годами становилась только крепче. А получилось так. Мы оба получили направление на киностудию «Узбекфильм». Шухрат остался, а мне мой педагог посоветовал идти в театр, напутствуя: «Если ты будешь нужен кино, оно тебя найдет». Шухрат Иргашев недавно был здесь, приезжал на мой юбилей.

Театральные будни

Дебют Анатолия Адали состоялся в Чимкенте, ныне Шымкент, сразу с главной роли пастуха-афганца. Спектакль был поставлен по одноименной повести местного автора. Мать пастуха играла знаменитая драматическая актриса Айшет Магомаева под псевдонимом «Кинжалова» — мама Муслима Магомаева. Она помогала молодому актёру осваивать театральное мастерство. Незаметно они подружились.

— Айшет Ахметовна была гениальной актрисой в прямом смысле этого слова, — подчеркнул народный артист.

Псевдоним

Как у всех актёров, у Анатолия Адали была мечта сыграть Хлестакова — героя комедии Н. Гоголя «Ревизор». Анатолий Курбанович в студенческие годы готовил эту роль для дипломной работы. Но стушевался перед экзаменационной комиссией, в которую входили известные мэтры театрального искусства, и не смог до конца раскрыть образ Хлестакова. В Ижевске режиссёр сразу предложил ему заветную роль. Смущало его только имя и фамилия актёра. По мнению режиссёра, оно не вписывалось в афиши.

— Может быть, тебе играть под псевдонимом? — предложил он молодому актёру. Тот не возражал. Немного посидев и подумав, из Тулкунджана (Толика) и фамилии Ахмадалиев режиссёр придумал яркий и звучный псевдоним — Анатолий Адали.

Местное СМИ уже опубликовало анонс, что театр драмы открывает театральный сезон пьесой Н. Гоголя «Ревизор» и в главной роли Хлестакова Анатолий Адали. Но в размеренную жизнь Анатолия Курбановича вновь вмешивается Случай. Его приглашают во Фрунзе. Дилемма «быть или не быть Хлестакову» решилась в пользу выгодного предложения. Адали приходилось играть разные роли, но роль Хлестакова так и осталась не сыгранной.

Три года назад председатель Союза театральных деятелей Армении, художественный руководитель ереванского ТЮЗа режиссёр Акоп Казанчан прилетел в Бишкек, чтобы поставить здесь спектакль «Король Лир». На главную роль — короля Лира — был утверждён народный артист республики Анатолий Адали, а шута — заслуженный артист Болот Тентимышов.

— Акоп Казанчан оказался гениальным режиссёром. Пятиактную пьесу он сумел поставить так, что спектакль шёл всего полтора часа. Мы понимали друг друга с полуслова. Поэтому все сопереживания короля Лира я сумел донести до зрителей. Хотя в реальной жизни Бог миловал меня и ничего такого не было.

Тайны старого дневника

Жизнь каждого человека, как роман, — бывает и трудно, и интересно. А собственный роман — это память, запечатлённая на бумаге. Бережно хранит свои дневники Анатолий Курбанович. Старые, с пожелтевшими страницами, они исписаны мелким аккуратным почерком и хранят всё, что так дорого его сердцу: незабываемые встречи, события связанные с театральной жизнью, и, конечно же, премьеры спектаклей.

Особую роль Анатолий Адали отводит людям, ещё при жизни ставшим легендой. Студентом Тулкунджан Ахмадалиев, будущий народный артист Кыргызской Республики Анатолий Адали, совершенно случайно оказался в компании с лауреатом Государственной премии СССР композитором Арамом Хачатуряном, приехавшим в Ташкент на премьеру спектакля «Спартак». Арам Ильич рассказывал собравшимся о встречах с американским киноактёром Чаплиным, главой католической церкви Папой Римским, американским писателем Эрнестом Хемингуэем и много других историй. Незабываемыми были встречи с одним из лучших режиссёров детского кино Роланом Быковым, актёром и певцом Владимиром Высоцким, актёром театра и кино Иннокентием Смоктуновским, с которым он даже сыграл в одноименной пьесе Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Адали играл первого, а Смоктуновский второго секретаря крайкома партии. Чтобы посетить мастер-класс, ему приходилось прятаться в “боковом кармане” драмтеатра (помещении для смены декораций), потому что во время репетиций великого танцовщика Махмуда Эсамбаева никого на неё не пускали. А у оперной певицы Елены Образцовой Адали даже жил некоторое время. Но это только малая часть того, чем поделился народный артист; какие еще тайны хранятся в его дневниках, знает только он сам.

— Анатолий Курбанович, откуда вы черпаете вдохновение?

— Из своего отношения к работе и любви к профессии.

— Если бы судьба дала шанс изменить жизнь, что бы изменили?

— Ничего. Абсолютно не жалею, что связал жизнь с этой профессией. Себя в другой уже не представляю.

— Что значит счастье?

— У меня есть любимая работа. Я счастлив в кругу семьи, где все живы и здоровы. Это и есть счастье, а ещё счастье — когда видишь аптеку и проходишь мимо неё.

— В заключение поделитесь творческими планами на будущее.

— Я нахожусь в том возрасте, когда что-то планировать очень сложно. Сегодня я самый пожилой актёр в театре, но востребован.

* * *
Народному артисту республики Анатолию Адали посвящается…

Да. Я — артист и сцены, и кино.
Вся жизнь моя — сплошное искушение.
Сегодня — царь, а завтра в домино,
Я к музам поступаю в услужение.
Вживаюсь в образы всех тех,
Давно уже почивших в бозе.
Всё ради зрительских утех —
Любовь, страдания и слёзы.
Лет тридцать пять на этой сцене,
Здесь сотни сыгранных ролей.
Я в этом храме Мельпомены
Играл шутов и королей.
Играл любовников коварных,
Профессоров и подлецов,
Пижонов, торгашей базарных,
Несчастных, брошенных отцов.
Сменяют мизансцены сцены
Я вновь шекспировский герой.
Но у богини Мельпомены,
Навечно остаюсь слугой.

Текст и стихи Нурии ШАГАПОВОЙ.
Фото Анатолия АДАЛИ.

Р. S. Коллектив редакции газеты «Слово Кыргызстана» присоединяется к многочисленным поздравлениям актеру с пожеланиями оставаться любимым Мельпоменой и зрителями.






Добавить комментарий