Main Menu

Хотим ли ты и я войны?

Название этой статьи многие читатели «Слова» сочтут несколько странным и будут, пожалуй, правы, потому что такой вопрос у нас никем и никому не задаётся, так как ответ на него может быть только один, давно известный всем и каждому.

Никто из наших соотечественников никогда не был сторонником войны, разумеется, такой, какая имеет явно захватнический характер. Как свидетельствуют не столь уж отдалённые минувшие сто лет, кыргызстанцы последовательно, год за годом, проявляли себя, действовали и продолжают действовать как истинные люди мира.

В силу ряда благоприятных внешних и внутренних факторов это драгоценнейшее на свете качество беспрепятственно врастало в их сознание и образ жизни и стало теперь таким же естественным и жизнестойким, как и те свойства, какими может одарять человека только всесильная природа. На протяжении многих десятилетий оно надёжно выполняет своё великое предназначение.

Однако в мировом человеческом сообществе не перестают происходить такие серьёзные процессы, которые всё настойчивее стучатся в наши двери и требуют внесения существенных дополнений в давно устоявшиеся и ставшие у нас неприкосновенными взгляды и суждения.

С тяжёлым чувством огорчения мы видим, что сегодняшнее положение в мире отличается такой неустойчивостью и таким ростом числа очагов напряжённости, опасных провокаций и кровопролития, что уже ни отдельным странам, ни регионам, ни другим крупномасштабным объединениям и союзам невозможно оставаться в стороне от разбухающей угрозы мировой катастрофы.

Действительно мировой и действительно катастрофы, если помнить, что сегодня нигде и никто не может дать ни малейшей, даже декларативной, гapaнтии, что кто-то где-то не призовёт себе на выручку ядерные боеголовки.

И получается, что без достижения новых организационно-политических сдвигов во всём комплексе мер, обеспечивающих сохранение мира на Земле, рассчитывать не только на долговременную безмятежную жизнь народов, но и на их реальное выживание никак не приходится.

…Год назад все кыргызстанцы, как и другие народы бывшего Советского Союза, с особым, чрезвычайно ёмким чувством, вобравшим в себя и глубокую признательность, и гордость, и единство, и печаль, отметили 70-ю годовщину разгрома фашистской Германии.

Я принадлежу к тому поколению современников, для которых Великая Отечественная война была не отдалённым, ушедшим в историю событием, а таким «близким», что напрямую обрушило на наши ещё не окрепшие детские плечи всю тяжесть своих чёрных удушливых крыльев.

В числе 90 тысяч воинов нашей республики, отдавших в боях с врагом свои жизни, были и мой родной брат и четверо родственников, которых я, будучи школьником, успел узнать и воспринимал в качестве живых ориентиров.

90 тысяч! О, если бы это были сухие цифры!

Мы знаем, что каждый кристально чистый и предельно честный защитник-патриот, а они все без исключения были именно такими, подкошенный пулей или разрывом гранаты, был на веки вечные лишён всего самого ценного и самого прекрасного, что от рождения предназначено человеку.

Он уже никогда не мог созерцать распахнутый перед ним необъятный солнечный мир, его потрясающие многообразные проявления, не мог участвовать в добрых человеческих делах, радоваться общению и взаимопониманию с близкими, видеть первую улыбку и первые шаги своего малыша, не мог испытывать неописуемое счастье любить и быть любимым.

Всё это отняла у него проклятая война. Но кроме неисчислимых смертей на фронтах она обрушила неизбывное горе на многие тысячи тех, кто не участвовал в сражениях, а был близок и дорог павшему герою.

Для достижения своих чёрных целей агрессор и сегодня открыто и нагло использует весь страшный потенциал уничтожения невинных людей. Массовые расстрелы, концентрационные лагеря, окружение городов и сёл, создание для задержанных и пленных условий, не совместимых с жизнью, — всё это приносит людям такие беды, потери и страдания, каким невозможно дать равнозначного словесного определения.

Недавно я ознакомился с новым капитальным изданием — Ежегодником рукописного отдела Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. Книга посвящена 70-летию Победы и на 540 страницах печатает дневниковые записи оказавшихся в блокаде ленинградцев.

Листая страницу за страницей, я поражался изложенным фактам и обливался слезами. То, что содержится в дневниках, настолько страшно, что кажется неправдоподобным и решительно отторгается всем моим существом.

Десятилетняя ленинградка Женя Рыбина в своём первом блокадном дневнике сообщает содержание записки, вывешенной на стене магазина: «Меняю декадную карточку на собаку для еды». На этой же странице Ежегодника цитируется другая запись: «В ноябре 1941 года в городе не стало собак, кошек и крыс — их съели». Тут же напечатаны строчки:

«Жила у нас рыжая кошка Муся. Пришёл к нам дворник и говорит бабушке: «Давай свою Муську, я возьму себе только лопаточку, а тебе всё остальное». Она не согласилась. Бабушка Поля и её любимая Муся умерли в одну ночь».

В Ежегоднике многие страницы свидетельствуют о потрясающем мужестве, стойкости и патриотизме блокадников, обо всём том, что давало им силы выстоять и не позволить гитлеровцам покорить прославленный и неповторимый Ленинград.

Читать без волнения дневниковые записи невозможно ещё и потому, что они сразу погружают читателя в трогательную атмосферу истинного единства и дружбы советских народов. Сразу вспоминается родной Кыргызстан, который воспринял блокаду Ленинграда как cвою собственную беду.

Немедленно были предприняты практические шаги. Большие группы детей-сирот, доставленных из Ленинграда, были окружены во Фрунзе вниманием и заботой, учились, взрослели и становились на ноги. Многие из них достойно провели здесь всю жизнь, приняв 75 лет назад не на бумаге, а всем сердцем киргизское гражданство.

Наши соотечественники хорошо помнят героико-трагичную эпопею блокады. В Бишкеке, в парке Победы, воздвигнут прекрасный памятник беспримерной стойкости ленинградцев. И в солнечные дни, и в хмурую непогоду на нём светятся чеканные слова Ольги Берггольц, поэтического символа защитников города: Живы! Выстояли! Победили! Тогда выстояли, тогда победили!

А завтра? А послезавтра?

Размышляя о войнах, об их безмерной пагубности для народов, я пришел к мысли о необходимости перехода всех государств к новой эре — эре, которая полностью исключала бы войны из всего комплекса международных отношений.

При всей «живучести» войн, они тем не менее не являются абсолютно неизбежными. Они не заложены природой в человечество, как землетрясение в нашу планету, они являются, таким образом, исключительно «продуктом» людей.

И если это так, а это именно так, то перед народами открывается необъятное поле деятельности по сооружению неодолимого заслона мировой катастрофе. При всей тяжеловесности этого заслона возведение его вполне реально.

Прежде всего следует осуществить комплекс мер международного масштаба. В их числе — неотложное внедрение в мировое общественное сознание непреходящей ответственности народов за сохранение мира на Земле.

Положительных результатов в этой части можно ожидать только тогда, когда люди будут ясно понимать, что такое война. После 1945 года сменилось несколько поколений, которые о современных войнах имеют довольно смутное представление, почерпнутое из множества пустопорожних фильмов, не имеющих ничего общего с действительностью.

Ничем нельзя оправдать и тот печальный факт, что уровень передачи знаний в учебных заведениях по истории, в частности о войнах, крайне низок. Считаю необходимым включить в учебные программы школ отдельный предмет — “Война”.

На уроках по “Войне” должны изучаться не отдельные конкретные войны одной страны против другой, а корневые вопросы войны как явления в жизни народов, факторы, её порождающие, причины продолжительности, пути и средства их предупреждения. Люди, к примеру, должны хорошо знать, что такое мировая война, чем она отличается от гражданской, какова роль в их развязывании и завершении других государств и международных организаций.

Я ожидаю, что с этим моим предложением согласятся не все соотечественники, имеющие прямое отношение к системе образования. Но разве это не странно, что знания по той же зоологии, химии или геологии более важны, чем те, какие напрямую связаны с колоссальными бедами народов и проблемами межгосударственных отношений и вообще сохранения рода человеческого?

Далеко не все возможности используют и наши СМИ в распространении знаний о войне как о недопустимом средстве разрешения споров между государствами.

Мне могут возразить, отметив, что и республиканские, и региональные, и межгосударственные, и частные средства массовой информации только и делают, что с утра и до ночи сообщают о военных конфликтах, то в одной, то в другой части планеты, о человеческих жертвах и разрушениях. И это действительно так.

Однако стоит нам чуть-чуть внимательнее присмотреться и прислушаться к сообщениям СМИ, как мы сразу обнаружим их существенную недоработку.

Вместо того, чтобы использовать конкретные, идущие в настоящее время войны как базу для растолковывания общих закономерностей и тенденций, тех черт и сторон, что свойственны всем вооруженным конфликтам, сообщения ограничиваются лишь изложением происходящего. И получается, что вместо мощнейшей силы, препятствующей возникновению войн, СМИ остаются всего лишь их холодными регистраторами.

Огорчительно, что явную несостоятельность проявляют политические и общественные деятели международного уровня в части их отношения к мирному сосуществованию государств и борьбе народов за мир. Кто мне ответит, почему эти по своему значению священные понятия отодвинуты далеко на задворки общественного сознания? Разве могут практические действия народных масс, решительно выступающих за стабильность в мире, выйти из моды или отработать свой срок? Они всегда востребованы и настолько значимы и принципиальны, что относятся к разряду «Быть или не быть».

Гораздо больше радостей народам мира могла бы принести Организация Объединённых Наций и её Совет Безопасности. Созданная 71 год назад эта авторитетная и уважаемая организация так и не стала полновластным органом, решительно и правомерно пресекающим действия агрессоров.

Скорее всего это происходит потому, что ООН не наделена надлежащими полномочиями и не располагает необходимым количеством специалистов для оперативного рассмотрения возникающих проблем. В интересах мирового содружества необходимо безотлагательно приступить к рассмотрению этих вопросов.

Я понимаю, что изложенные здесь предложения чрезвычайно важны, но так же и неожиданны. И тем не менее претворение их в жизнь вполне реально. Нужны только несгибаемая политическая воля, негасимая сыновняя любовь к своей Родине и глубокое понимание непростого положения в мире.

Аркадий БИТЮКОВ.






Добавить комментарий