Main Menu

Коррупция: Разведка боем

По уровню коррупции Кыргызстан занимает 164-е место среди 183 государств мира. Почти четверть республиканского  бюджета  —  около  24 млрд. сомов — теряется в коррупционных схемах. По данным социологического опроса, проведенного компанией Prromotank HQA, 89 процентов отечественных предпринимателей считают, что коррупция за последний год выросла или осталась на таком же уровне, как и в предыдущие годы. Неутешительные цифры дают основания утверждать, что это явление — одно из самых существенных препятствий для развития страны, ее экономики и привлечения инвесторов. Начав жить с чистого листа после апрельских событий, новая власть и общество в целом столкнулись с громадными завалами хитросплетенных коррупционных схем, доставшихся в наследство от двух семейно-клановых режимов. Действующая на тот момент система государственного управления и правоохранительные структуры в частности не могли, да и не хотели противостоять распространению коррупции в стране, поскольку сами погрязли в мздоимстве, включая высшие эшелоны. Сегодня появились реальные предпосылки для борьбы с этим злом. И одним из первых шагов в этом направлении стал Указ Президента Алмазбека Атамбаева о создании в составе ГКНБ структуры, предназначенной жестко и последовательно противодействовать коррупции. Наш корреспондент беседует с первым заместителем председателя Государственного комитета национальной безопасности КР — директором Антикоррупционной службы Бектеном Сыдыгалиевым.

— Согласен с вами. Условия для борьбы с коррупцией сегодня более чем благоприятные. В первую очередь это политическая воля руководства страны. За все двадцать лет суверенитета было предпринято множество попыток обуздать и изжить коррупцию за счет создания антикоррупционных структур. Но работа их носила декларативный характер. Не было главного — твердой и решительной позиции руководителей государства. Как результат метастазы коррупции поразили практически все сферы жизнедеятельности страны.
— Бектен Качкыналиевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о целях и задачах новой службы.
— Они заключаются в организации работы по предупреждению, выявлению и пресечению, а также расследованию коррупционных преступлений в отношении лиц, занимающих политические и высшие административные государственные должности, работающих в правоохранительных, судебных органах, руководителей учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из государственного бюджета страны либо в уставном капитале которых имеется государственная доля.
Любая государственная инициатива должна поддерживаться конкретным и продуманным алгоритмом действий. Вот и в нашем случае только при таких условиях антикоррупционная стратегия будет эффективной. В короткие сроки нам предстоит решить задачи по оперативному и следственному обеспечению АКС, организовать масштабную аналитическую работу по определению причин и условий распространения коррупции, выявлению изощренных коррупционных схем подкупа.
— Вы считаете правильным, что служба сформирована в структуре ГКНБ?
— А где же ей еще быть? Она создана в ведомстве, которое обладает наиболее серьезными ресурсами, в том числе профессиональными.
— Как формировалась Антикоррупционная служба? Были какие-то проблемы при подборе сотрудников и что уже удалось сделать?
— Мы провели некоторые организационно-штатные изменения в структуре комитета, объединив два управления: экономической безопасности и противодействия наркобизнесу и оргпреступности. Вывели всех сотрудников за штат и начали тщательный отбор в первую очередь руководящего состава службы. Предпочтение отдавалось кандидатам, достигшим эффективных результатов работы, имеющим высокие личные качества, прошедшим специальную подготовку на Высших курсах ФСБ России. В свою очередь начальники управлений и отделов сформировали оперативный состав службы. На все это ушло десять дней. Параллельно с этим заканчиваем разработку положения — главного нормативно-правового документа, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность АКС. Мы понимаем, что несовершенные и неработающие законы могут похоронить любую антикоррупционную инициативу, поэтому подготовили и направили в Совет обороны и Жогорку Кенеш свои предложения по совершенствованию законодательной базы, адаптированной к задачам Антикоррупционной службы.
Без ложного стыда отмечу, что за короткий срок удалось набрать определенные рабочие обороты, в частности, проанализирована ситуация в республике по линии противодействия коррупции, выявляются уязвимые места в различных сферах, наиболее подверженных этому явлению, перепроверяется информация о фактах злоупотребления со стороны должностных лиц и высокопоставленных чиновников. Очень полезен в этом отношении опыт развитых стран, где антикоррупционная практика приносит эффективные результаты. Изучением его мы тоже сейчас занимаемся.
— Вот об этом подробнее, пожалуйста…
— В Сингапуре принятый в 1989 году закон о коррупции наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых чиновник, уличенный в коррупционных деяниях, не может внятно объяснить. Одновременно с этим были ужесточены меры уголовного наказания за преступления коррупционного характера, повышена независимость судебной системы, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. В этой стране на государственном уровне проповедуется принцип меритократии (получение работы чиновниками с учетом их опыта, знаний и профессиональных навыков). Путь наверх по карьерной лестнице открывается перед умными, прогрессивно мыслящими и способными гражданами. Главная же идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррупционных действий.
— Что-то мы с вами далеко ушли…
— Давайте поближе. Возьмем, например, Грузию, когда-то одну из самых коррумпированных республик СНГ. Ее опыт реформирования государственного управления наиболее подходит Кыргызстану. Начали здесь с преобразования силовых органов и дебюрократизации экономики. Полностью сократили малоэффективные учреждения, служившие рассадниками коррупции, значительно уменьшили чиновничий аппарат, ужесточили меры наказания за вымогательство и дачу взятки. В СМИ была развернута широкая РR-кампания и проведена разъяснительная работа, власти объясняют обществу, в чем состоит смысл изменений, и призывают гражданское общество к активной деятельности по расследованию коррупционных преступлений. О высокой эффективности антикоррупционных реформ свидетельствует тот факт, что практически за последние четыре года Грузия по уровню коррупции переместилась на 64-е место из 183 стран. Понятно, что положительный опыт антикоррупционной борьбы в этих и других государствах нельзя скопировать для Кыргызстана в таком виде, как он есть, так как имеются ментальные и экономические различия. Но общая стратегия борьбы с коррупцией представляет для нас большой интерес, а определенные формы и методы будут взяты нами на вооружение.
И все-таки, Бектен Качкыналиевич, на ваш взгляд, есть ли у коррупции в нашей стране свои национальные особенности?
— Наше уникальное государство — предмет исследований многих ученых Евросоюза. Один из них — шведский политолог Йохан Энгваль. Я с интересом ознакомился в переводе с его работой «Государство как инвестиционный рынок — аналитическая база для понимания политики и бюрократии в Киргизии». Исследование шведа иллюстрирует, увы, реальное положение вещей в системе государственного управления Кыргызстана. По мнению ученого, госслужба в нашей стране — это инвестиционный рынок, государственная должность — инвестиционный объект, так же, как на финансовых рынках либо на рынках недвижимости, которые будут приносить неофициальные доходы, то есть желание занять государственную должность имеет вполне определенную цель — извлечение прибыли. Главным фактором при назначении на большинство государственных или политических должностей являются деньги. А номенклатурные связи открывают путь к обогащению с использованием административного ресурса.
Я уже отмечал, что сегодня наблюдается искреннее желание руководства страны сломать сложившуюся десятилетиями такую порочную практику, и в этом одну из ведущих ролей будет играть Антикоррупционная служба ГКНБ. Мы понимаем, что  граждане ждут от нас громких резонансных результатов, чтобы через определенное время мы озвучили наиболее значимые исследования и разработки. Поспешность в этом деле может только помешать реализации главных задач, поставленных перед нами главой государства. Для нас не  самоцель  пересажать огромную армию коррумпированных чиновников, главное — предупреждение коррупционных деяний и соответственно их выявление для обеспечения экономической и политической безопасности страны.
— Такое чудовище, как коррупция, голыми руками не возьмешь. Как обстоят дела с материально-техническим оснащением службы?
— В этих вопросах встречаем полное взаимопонимание со стороны главы государства, правительства и Жогорку Кенеша. Ощущаем постоянную поддержку председателя ГКНБ Ш. Атаханова, принимавшего непосредственное участие, будучи вице-премьером, в разработке антикоррупционных мер по поручению тогдашнего премьер-министра, а ныне Президента Алмазбека Атамбаева. Утвержден бюджет службы, в самое ближайшее время будем обеспечены всем необходимым для эффективной деятельности АТС, в том числе спецоборудованием и специальными техническими средствами.
— До назначения директором АКС ваша работа в органах нацбезопасности была связана с внешней разведкой…
— Я отдал ей 18 лет. Работал в контрразведке. Антикоррупционная служба для меня совершенно новый участок работы и в то же время близкий по характеру прежней службы. Для выявления коррупционных схем всегда пригодятся профессиональные навыки разведчика и знания специфики методов борьбы с коррупцией. Приобрести их можно только в процессе практической работы, не забывая и о глубоком изучении этого явления. Будем учиться.
— Деятельность АКС будет тайной или все-таки в какой-то мере открытой и прозрачной для простых граждан?
— Мы возлагаем большие надежды на их поддержку. Никому еще не удавалось в одиночку сломать хребет злу. На этой неделе запустим собственный сайт, где граждане могут не только ознакомиться с нашей деятельностью, но и обращаться по фактам злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц. В этих целях в круглосуточном режиме уже работает телефон доверия 66-00-20. Кроме того, в столице открываются приемные АКС для работы с заявителями. Специально созданные группы будут глубоко проверять и анализировать любую информацию независимо от характера ее содержания. Поддержке и доверию со стороны населения будем уделять особое внимание. Мы также готовы к диалогу с профессионалами, изучающими проблемы противодействия коррупции, и со всеми неравнодушными людьми, которые искренне хотят помочь и представить свои предложения по эффективным направлениям деятельности вновь созданной службы. Главное для нас — оправдать ожидания людей в твердом побуждении освободить их от коррупционной удавки и в целом всю страну.

Сергей СИДОРОВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий