Main Menu

Пойми и защити

В одном из последних номеров нашей газеты мы  рассказывали о недавно открывшемся в столице Центре помощи детям. Напомним, что это служба специального реагирования для малышей и подростков, пострадавших от любого вида насилия и жестокого обращения в семье, школе, на улице.  Они  могут обратиться в него как самостоятельно, так и  по инициативе родителей.  Здесь им  оказывают психологическую помощь, обеспечивают правовую защиту и  реабилитацию, проводят консультации родителей. Кризисное учреждение работает в сотрудничестве с социальными службами, правоохранительными органами, организациями здравоохранения. Открыть первый в республике центр, соответствующий всем международным стандартам, помогли фонд ЮНИСЕФ и мэрия города.

Центр находится в черте города, в восточном крыле СШ № 14, мы без труда добрались туда. Переступив порог, были приятно удивлены. Светлое просторное помещение, очень современно оборудованное, много игрушек. Есть отдельные комнаты для оказания психологической и юридической помощи. Больше всего поразила сенсорная комната, предназначенная для психологической реабилитации.
Сенсорная комната — это организованная особым образом и с учетом медицинских и психологических рекомендаций среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на базовые чувства: зрение, слух, обоняние, осязание и вестибулярные рецепторы.

По словам директора Снежаны Салтановой, дети, пережившие насилие, находятся в состоянии тревоги. Окружающий мир представляется им опасным. Очень важно вернуть ребенку чувство стабильности и защищенности. В сенсорной комнате созданы условия, в которых он получает положительные эмоции, здесь с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Сочетание занятий в сенсорной комнате с работой психолога дает положительные результаты. Лично я видела такое впервые, честно признаться, не ожидала, что в наших кризисных центрах, как правило, очень ограниченных в средствах, может быть такая комната.
Следом нам показали игровую комнату. На первый взгляд она выглядит так, будто предназначена исключительно для забав:  все очень красиво обставлено, множество разных игрушек. Но, как оказалось,  за  ребятами через невидимое стекло могут наблюдать. Как рассказала нам Снежана, таким образом опытные психологи могут выявить, подвергался ли он насилию. Такая экспертиза особенно может помочь в случае с малышами. Ведь, подвергнувшись сексуальному насилию, они не могут рассказать об этом, потому что просто не понимают, что именно с ними произошло.
Также через односторонне прозрачное стекло родители могут наблюдать, как психолог работает с их детьми,  учатся приемам общения и методам воздействия, помогающим ребенку избавиться от  последствий  насилия, скорректировать поведение, гармонично развиваться.
Мы попросили Снежану Салтановну рассказать о детях, которым помог и помогает сейчас центр. Вот эти истории.

Ребенок без документов
Нам поступил сигнал, что ребенок подвергается физическому насилию. Вместе с сотрудниками социальной защиты и милиции  выехали по месту его проживания. Десятилетний мальчик жил вместе  с молодым человеком 23 лет, которого называл отцом. Оказывается, несколько лет назад семья этого молодого человека  взяла его на воспитание. Это не было оформлено документально, мать ребенка просто написала объяснительную, в которой указала, что не может его содержать и потому отдает. И несколько лет мальчик жил в приемной семье по такому «документу». Позже его  перевезли в столицу, он стал учиться в школе, и тогда возникли серьезные подозрения, что ребенок подвергается насилию.
Когда мы приехали, то увидели  на лице малыша  следы побоев. Он сам изъявил желание, чтобы его забрали у обидчика.  До выяснения всех обстоятельств мы устроили мальчика в детский приют. Психологическое обследование показало, что он  систематически подвергался психологическому и физическому насилию. Сейчас данным делом занимается прокуратура. Мальчик будет получать психологическую реабилитацию в центре.
Примеров насилия над детьми в семье масса, но этот является ярким примером  их незащищенности  и недостаточного внимания со стороны государства, общества. Ведь малыш много лет проживал в чужой семье не только без документов, но и подвергался издевательствам. И мало кому было до этого дело. Вот это вызывает сильную тревогу.
Нельзя молчать
Сексуальное насилие на всем постсоветском пространстве часто остается безнаказанным, потому что его факты скрывают. Во-первых, насильники часто внушают жертве чувство вины, манипулируют ее сознанием, и в большинстве случаев ребенок не рассказывает об этом близким родственникам. Дети  вообще держат все в себе или  делятся своей трагедией со случайными людьми. Часто жертва насилия боится, что в случившемся обвинят ее. А во-вторых, у нас таких вещей очень стыдятся. Бывает, матери, боясь мести мужа, закрывают глаза на факты насилия в отношении своих детей.
Однажды в сводках ГУВД мы увидели информацию о том, что задержан насильник, который совершил преступные действия в отношении свой падчерицы. Связавшись с матерью 12-летней девочки, мы предложили свою помощь. Надо сказать, что мать тоже получила тяжелейшую психологическую травму: случившееся явилось для нее  неожиданностью,  ребенок молчал, хотя насильственные действия совершались неоднократно.
Насильник осужден на длительный срок.  Девочка нуждается в длительной реабилитации, наши психологи будут работать, чтобы привести ее в нормальное состояние. Дело в том, что, если такие дети не пройдут психологическую реабилитацию под наблюдением опытных психологов, последствия будут крайне негативными.

Опасная школа
Рэкет в школах приобретает угрожающий характер.
Примеров, к сожалению, много. Девочка 13 лет стала жертвой  вымогательства денег и избиений, кроме этого, ученики старших классов изнасиловали ее. В результате — тяжелые психологические и физические травмы, предстоит долгое лечение.
Мальчик того же возраста тоже испытал на себе все ужасы рэкета, подвергся издевательствам, пыткам. Его мать обращалась за помощью в правоохранительные органы и  учебные учреждения, однако адекватных мер не последовало. И только когда к делу подключились правозащитные организации, дело сдвинулось с мертвой точки. Длительная работа психологов центра помогла подростку преодолеть последствия насилия.
В борьбе не только с рэкетом, но и с любым видом насилия в школе есть одна большая сложность: дети терпят все издевательства до последнего, так как пожаловаться или, как они выражаются, настучать, чревато, по их мнению,  еще более страшными последствиями. Особенно это касается мальчиков. В подростковой среде существуют свои законы и правила, и дети очень неохотно пускают туда взрослых, будь то родитель, учитель — к старшим они относятся с недоверием. Это огромная проблема, ведь если бы взрослые обладали знаниями и навыками, помогающими обнаружить первые признаки морального или физического насилия у детей,  таких страшных последствий, о которых говорилось выше, можно было бы избежать.
До недавнего времени руководство школ часто скрывало факты рэкета и издевательств, так как в случае их обнародования учителям грозили репрессии вплоть до увольнения. Но сейчас ситуация меняется, связано это с тем, что специалисты, работающие с детьми, государственные чиновники наконец-то стали понимать, что если и дальше будут придерживаться позиции — ничего не знаем, не видели, быть такого не может, то последствия могут быть страшными. Случаи убийств среди детей есть, и это действительно вызывает ужас. Можно смело сказать, что государство сегодня повернулось лицом к проблемам детей. Образовательные учреждения, органы милиции, лечебные организации и НПО совместно разрабатывают программы по противодействию и профилактике рэкета и других видов насилия.Мы все должны мобилизовать силы, ведь один в поле не воин, и только совместными усилиями можно добиться результата. Хорошим началом можно считать программу «Школа без насилия», заимствованную из Сербии. По ее правилам,  в школе создается служба примирения, очень важно, что в решении проблем принимают участие сами дети. Пока такие службы работают только в четырех учебных заведениях в различных районах республики, но после того как ее доработают с учетом особенностей нашей страны, она будет внедрена во всех общеобразовательных учреждениях.

Сильный на слабого
В нашем обществе  распространено ошибочное мнение, что физическое наказание — чуть ли не самый эффективный метод воспитания детей. Однако многие родители бьют их не из жестокости, а от того, что не знают правильных методов. В разговоре с мамами и папами  можно часто услышать такую фразу: «Меня тоже били, но я же вырос достойным человеком, создал семью, имею хорошую работу».
Задайте этим людям вопросы: «А это было справедливо? А если бы  вас били на работе,  например, за не вовремя сданный отчет».
Нравится ли вам, когда на вас кричит начальник, когда вами манипулируют сослуживцы?».
Вся проблема в том, что у нас не воспринимают детей, как личностей. Если бы каждый взрослый поставил себя их место, было бы по-другому. Родителей нужно учить. Центр помощи детям планирует организовать обучающие тренинги, на которых  родителям расскажут, насколько пагубно влияют на детей все виды насилия, и предложат изучить альтернативные методы воспитания.

Анна САРАЖИТИНОВА.

Фото: Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий