Main Menu

«Не в кильватере и не в тени»

О планах и надеждах — Сапар ИСАКОВ, заведующий отделом внешней политики, заместитель руководителя аппарата Президента

Визитная карточка


Сапар Исаков родился в 1977 г. во Фрунзе. Среднюю школу окончил в Оше. За его плечами — Высшая школа дипломатии и международного права Международного университета Кыргызстана. Магистр международного права.
Трудился преподавателем в МУКе, затем прошел путь от атташе до заведующего отделом в МИДе. В 2007 г. возглавил отдел международного сотрудничества аппарата правительства. С августа 2010-го заведовал отделом внешней политики администрации Президента.
На нынешней должности — с 7 декабря.
Имеет дипломатический ранг «Чрезвычайный и Полномочный  Посланник Кыргызской Республики». Доцент кафедры международного права КРСУ.

— На одном из информационных сайтов недавно обвинили новые власти Кыргызстана в том, что их «приоритеты во внешней политике пока размыты и туманны». Мол, до сих пор ни МИД, ни парламент, ни избранный Президент  не озвучили  концепцию этой политики.
Какие  ключевые задачи  вы перед собой ставите? В каких областях предстоит «перезагрузка»? На сотрудничество с какими странами  делается ставка?
— Действующая Концепция внешней политики нашей страны была утверждена 10 января 2007 года, и за пять минувших лет в стране и в мире произошли кардинальные перемены. Сегодня с учетом трансформации формы государственного правления и роста национального самосознания необходимо приблизить внешнюю политику к чаяниям и нуждам простых людей, обеспечить достойную защиту прав и интересов наших соотечественников за пределами республики. Нам предстоит обновить международный имидж Кыргызстана и выработать механизмы «гуманизации» внешней политики, чтобы она отвечала требованиям и ожиданиям  народа.
Переосмысление общей ситуации вокруг государства не предполагает коренных изменений внешнеполитического курса. Основные его элементы и акценты отражены в предвыборной платформе и программных выступлениях главы государства, в коалиционном соглашении парламентского большинства и будут реализовываться правительством. Не хотел бы повторять эти тезисы и выделять какие-то отдельные страны, об этом было сделано немало заявлений.
Формирование новой системы национальной внешней политики должно отражать интересы и ответственность  политических сил государства на всех уровнях, групп интересов, бизнес-структур, гражданского общества, органов местного самоуправления и отдаленных территорий.
Также важно отметить, что все области республики и более 80% районов являются приграничными. Поэтому краеугольным камнем внешней политики должно стать в первую очередь обеспечение национальной безопасности.
— Известный российский эксперт, координатор проекта «Иран: вчера, сегодня, завтра» Игорь Панкратенко заявляет, что такие страны, как Кыргызстан и Таджикистан, с их карликовыми ВВП (около $4,5 и   $6,8 млрд. соответственно) «обречены на отсутствие собственной внешней политики и следование в кильватере тех, кто сильнее». Вы согласны с этим утверждением?
— Нет. Мировая структура экономики, геополитики, стремительное развитие региональных и глобальных интеграционных процессов демонстрируют, что страны взаимосвязаны и во многом зависимы друг от друга.  Другой вопрос, насколько мы эффективно и на опережение используем внешнюю политику для достижения стратегических целей и решения проблемы развития республики. Уверен,  рентабельность внешней политики возможна только на основе взаимовыгодности, равного партнерства и встречных усилий.
Во внешнеполитической сфере в последний период сделано немало. МИД  осуществляет колоссальный труд, и широкой общественности это не всегда заметно. Поэтому нам предстоит усилить информационно-разъяснительную работу и активно освещать  позитивные примеры в дипломатической сфере.
— Выбранный для первого официального визита  в ранге  Президента Алмазбека Атамбаева адрес (Турция) дал основания некоторым СМИ предположить, что  он решил «изменить» другому своему визави — властям России — и сконцентрироваться на расширении евро-азиатской географии.
Это так?
— Хотелось бы отметить, что данное утверждение некорректно как по форме, так и по содержанию. Прошу обратить внимание, что 19-20 декабря 2011 года Президент Алмазбек Атамбаев уже совершил свой первый зарубежный визит в Россию. Это была запланированный визит, и российская сторона отнеслась к нему подобающим образом. Последующая поездка  в Турцию носит двусторонний характер и отражает динамичный рост наших взаимоотношений. Позитивный пример сотрудничества между Россией и Турцией, активные контакты и обмены визитами между ними на высшем уровне подталкивают нас также искать новые формы и подходы к сотрудничеству с официальной Анкарой. Вслед за Россией мы создали с Турцией аналогичный механизм сотрудничества — Высший совет по стратегическому  сотрудничеству.
— Обращаясь к   Президенту Абдуллаху Гюлю, Алмазбек Атамбаев назвал его «старшим  братом». Если следовать этой классификации, то какое место в ней отводится теперь России?
— Отношения между кыргызским и турецким народами всегда носили братский характер, и этот аспект находил свое отражение во всех политических документах, заключенных между нашими странами на протяжении 20 лет с момента установления дипломатических связей. Это также прослеживается и в отношениях Турции с другими тюркоязычными государствами. Всем известно, что у нас общие исторические корни, традиции и схожесть языков,  входящих в тюркскую группу. Действительно, Алмазбек Шаршенович называет Президента Турции Абдуллаха Гюля «старшим братом», а тот в свою очередь — «дорогой брат». Поэтому  обращение «старший брат» следует понимать, исходя из особенностей языков тюркской группы, где старших по возрасту людей называют байке, агай, ака, ава или аби. Кстати, на тех же саммитах в СНГ главы государств обращаются к друг к другу зачастую неформально, не проецируя и не противопоставляя свои личностные отношения к суверенным странам.
— Президент, находясь в Турции, не раз подчеркнул, что отношения между нашими  странами выходят в иную, практическую плоскость, в ближайшее время к нам приедут представители турецких компаний, ворочающих десятками миллиардов долларов. Вы могли бы назвать несколько проектов, которые задумывается здесь осуществить? В той же горнорудной промышленности или авиационной?
— Глава государства в своем выступлении на церемонии инаугурации отметил, что «…мы должны добиться, чтобы наш  Кыргызстан превратился в райский уголок для инвесторов и предпринимателей». Следуя этой цели, во время визита в Турцию он провел ряд встреч с представителями крупного бизнеса в области переработки сельскохозяйственных культур, производства безалкогольных напитков, горнорудной промышленности, автомобильных и гражданских авиационных перевозок. Турецкая сторона   заинтересована  в открытии своего нового банка в Кыргызстане с большим инвестиционным портфелем. У трех  крупных бизнес-ассоциаций — Союза торговых палат и бирж Турции, Конфедерации промышленников и предпринимателей Турции и Кыргызско-Турецкого делового совета — есть желание  инвестировать свои капиталы в экономику Кыргызстана.
Говорить о конкретных крупных проектах пока преждевременно, так как предстоят еще подготовительный и переговорный процессы. Это и будет обсуждаться на заседании Кыргызско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое состоится в Бишкеке  в апреле текущего года. Глава государства  дал  поручения правительству  определить и конкретизировать дальнейшие совместные действия.
Вместе  с тем общеизвестно, что главными условиями  создания привлекательного инвестиционного климата являются стабильность и безопасность в стране, прозрачность работы судебных и фискальных органов.
— Яркая и эмоциональная речь  Алмазбека Атамбаева в парламенте Турции вызвала большой интерес на родине. Что он имел в виду, заявляя, что «и сейчас в мире много сил, желающих зла тюркским народам». Кому нужно, чтобы, цитируем Президента, «исчез с карты мира Кыргызстан?»
— Радует, что речь главы государства перед турецкими депутатами вызвала большой резонанс и позитивные отклики среди общественности. Полагаю,  если внимательно прочитать выступление, то можно  получить достаточное представление об изложенных взглядах и оценках.
— Будут ли по-новому строиться отношения с Узбекистаном?
Пару лет назад эксперт  Института общественной политики Валентин Богатырев утверждал, что существует по меньшей мере десяток факторов, требующих поставить нашего юго-западного соседа на ключевое место во внешнеполитической стратегии. То есть не Россию, не США, не Китай, а именно Узбекистан. Оттуда идет к нам природный газ; основным рынком сбыта производимой у нас на юге продукции являются регионы Узбекистана; через него мы могли бы получать иранскую нефть и туркменский газ; только узбекские ранние овощи и фрукты могут составить конкуренцию китайским на бишкекских базарах; население юга могло бы отправляться поездом в Россию и Казахстан транзитом через Узбекистан и т.д. и т.п.
— Вопреки сценарию «управляемого хаоса» во время июньских событий, двум странам удалось избежать конфликта и выдержать испытание на прочность.
Произошедшие перемены в нашей стране создают предпосылки для «перезагрузки» кыргызско-узбекских отношений в русле конструктивного сотрудничества. Необходимо создать  новый морально-психологический и экономический климат доверия. Позитивный импульс, исходящий в последний период из официального Ташкента, вселяет уверенность в поэтапном и последовательном продвижении двустороннего сотрудничества.
К примеру, по данным Нацстаткома КР, объем товарооборота между нашими странами за 9 месяцев     2011 г. составил $143,5 млн. и по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 47,3%, экспортировали мы товаров на  $68,7 млн.  (рост в 2,4 раза),  импортировали на  $74,8 млн. (увеличение на 8,6%). Эти показатели свидетельствуют, что торгово-экономические отношения постепенно нормализуются и наращиваются после спада в 2010 году.
— Какие конкретные шаги будут предприняты для «перезагрузки» отношений с этой страной?
— Конечно, в первую очередь требуют решения актуальные вопросы. Такие, как делимитация и демаркация государственной границы,  имущественные споры,  водноэнергетическое и приграничное сотрудничество, практическая реализация совместных проектов в сфере транспорта и коммуникаций. Необходимо возобновить деятельность совместной межправительственной комиссии и наладить прямые межведомственные контакты.
— Международные эксперты предрекают, что в качестве одного из детонаторов обстановки в Центральной Азии может  быть использован прежде всего водный вопрос. Более того, это будет одной из важнейших проблем столетия, и не только Центральная Азия окажется перед угрозой отсутствия доступа к необходимым запасам воды. Поэтому нам советуют предложить миру свой вариант решения проблемы. И этот опыт позволит предотвратить не один жестокий конфликт.
Какие действия намерена предпринять кыргызская сторона, чтобы наконец договориться с соседями по региону о  взаимовыгодном совместном использовании трансграничных водных ресурсов?
— На всех уровнях, как в двусторонних форматах, так и многосторонних, Кыргызстан неоднократно заявлял о готовности к конструктивному диалогу  об их эффективном использовании. Как известно, наша республика обладает значительными запасами водных ресурсов, которые являются основой  энергетики, мы находимся у верховья горных рек, от которых зависит экономика соседних стран. В настоящее время Кыргызстан фактически продолжает выполнять взятые на себя обязательства по поставкам  им воды в весенне-летний период.
Сохранность ледников и источников чистой воды является общим долгом и ответственностью всех стран по течению рек.
Очевидно, для устойчивого использования водноэнергетических ресурсов Центральной Азии необходимо выработать  взаимоприемлемый экономический механизм сотрудничества. Именно взаимная выгода является основой долгосрочного межгосударственного сотрудничества в водноэнергетической сфере и сбалансированного развития региона в целом.
— Сразу после президентских выборов Алмазбек Атамбаев сделал громкое заявление о том, что в 2014 г. в соответствии с обязательствами  американская военная база должна быть выведена с территории «Манаса». Это заявление было воспринято в некоторых зарубежных СМИ как сигнал к торгу. Не изменится ли мнение нового руководства страны о судьбе транзитного центра?
— Центр транзитных перевозок является перевалочным узлом Международных сил содействия безопасности и служит в качестве основного перегрузочного пункта для персонала и груза, следующего маршрутом в Афганистан и обратно. В последнее время  в связи с известными событиями в Пакистане значение и нагрузка на «Северный коридор» значительно увеличились.
Вместе с тем в 2014 году срок действия соответствующего соглашения по ЦТП истекает. Поэтому сейчас изучается вопрос о дальнейшем сохранении транзитного потенциала международного аэропорта «Манас» и об использовании созданной инфраструктуры в качестве гражданского объекта. Участвовать в формировании этого «хаба» может любой инвестор — хоть российский, хоть западный.
— Если не считать военную базу, наше сотрудничество с США ограничивается благотворительными акциями с их стороны (включая поставки оборудования, подарки детворе, помощь по линии ЮСАИД и т.п.), а также учебой наших студентов и стажировкой преподавателей в Америке. Будут ли расширяться границы этого партнерства? И вообще, чем мы можем быть интересны США, кроме как «объект, занимающий геополитически важное географическое положение»?
— В первую очередь необходимо отметить высокий уровень двусторонних кыргызско-американских отношений и значительную интенсификацию связей и сотрудничества после  апреля 2010 года, подтверждением чего являются многочисленные визиты высокопоставленных представителей США в КР. США являются для Кыргызстана одним из основных государств-доноров, оказывающих широкомасштабную финансовую и техническую помощь. Ее общий объем начиная с 1992 г. составил порядка $ 1 млрд. Был сделан существенный вклад в общие усилия по стабилизации ситуации и восстановлению юга республики.
9-10 июня 2011 года в Вашингтоне состоялись первые Ежегодные политические консультации между США и Кыргызской Республикой на уровне министров иностранных дел, в ходе которых обсуждены  все аспекты двусторонних отношений. В частности,  поддержки парламентской демократии, судебно-правовой реформы, региональной стабильности и безопасности, образования и культурных обменов, прав человека, экономического развития и торговли.
25 октября 2010 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между правительствами КР и США по поддержке экономических реформ и управления Фондом экономического развития. США выделяют Кыргызстану в течение двух лет $20 млн.  в форме грантовых средств для развития рыночной экономики и роста частного сектора. Управление фондом будет осуществляться совместным комитетом из трех уполномоченных представителей от  каждой стороны.
Новым элементом сотрудничества стал совместный трехсторонний проект КР, РФ и США по поставке авиатоплива в Центр транзитных перевозок в аэропорту «Манас». Это уникальный проект, он не имеет аналогов в мире.
Таким образом, кыргызско-американские отношения получили новое измерение и выходят на новые грани сотрудничества.
— Спасибо за интервью.

Кифаят АСКЕРОВА.






Добавить комментарий