Main Menu

Здоровье начинается с чистых рук…

11Причем не только в прямом, но и в переносном смысле, считает мой собеседник — министр здравоохранения Кыргызстана Талантбек БАТЫРАЛИЕВ. За годы независимости мы не только сумели почти до основания разрушить выстроенное в советское время здравоохранение, считает Талантбек Абдуллаевич. Сейчас уже развился теневой нелегальный бизнес на бесконтрольности и коррупционных схемах вокруг отечественной медицины. Подобно зловредной плесени эта паутина неучтенных доходов не дает развиваться в стране здравоохранению мирового уровня, убежден министр. Надо  менять систему организации в здравоохранении, чем он и намерен продолжить заниматься, находясь на своем посту.

     — Талантбек Абдуллаевич, проехавший по самым отдаленным уголкам Кыргызстана «Караван здоровья» получил весьма высокую оценку наших сограждан. А что еще планируется делать в области профилактической медицины?
— Спору нет, это было весьма успешное движение, но меня как главу министерства «Караван здоровья» больше интересовал с точки зрения проблем здравоохранения. Несмотря на то, что я благодарен людям за их позитивные отзывы, я говорил с ними о препятствиях, с которыми им приходится сталкиваться при получении лечения. Я сам видел в разных регионах острую нехватку медицинских кадров, необходимой аппаратуры, зачастую полуразрушенную и несоответствующую требованиям инфраструктуру учреждений здравоохранения. Так что я больше думал о том, как создать лучшие условия, что необходимо сделать, чтобы люди получали самые лучшие современные медицинские услуги.
Надо отдать должное тому, что за последние пять лет многое было сделано действующей властью для восстановления отечественной медицины. Построены новые ФАПы, больницы. К примеру, завершено строительство новой клиники в Сузаке на 50 коек, хирургического отделения на 25 коек в Сопу-Кургоне Алайского района, инфекционного отделения в Араванской территориальной больнице на 40 мест, нового здания больницы в Суусамыре с необходимым оснащением. Много еще строится в Нарыне, в Иссык-Кульской, Баткенской, Джалал-Абадской, Чуйской областях, в Чон-Алае, Кара-Кульже и т.д.
Для нас стала важным событием прошлогодняя договоренность Президента страны с руководством Катара, где Алмазбек Шаршенович договорился о выделении грантовых средств на приобретение пяти мобильных поликлиник. Это крайне важно для нашего горного края. Такие медицинские автомобили, оснащенные самым сложным диагностическим оборудованием, смогут не только быстро добраться, обеспечить население отдаленных населенных пунктов точным исследованием, но и провести необходимое лечение, если необходимо — прямо по месту жительства пациента. Это сэкономит людям время и колоссальные затраты на лечение.
Вся необходимая документация по приобретению таких мобильных клиник уже нами подготовлена, мы провели положенные в таких случаях парламентские процедуры. Но это не повод успокаиваться, конечно.
     — Ваши коллеги часто говорят о том, что профилактика в медицине имеет едва ли ни большее значение, чем лечение…
— Совершенно неоспоримый факт. И, к сожалению, мы в Кыргызстане фактически потеряли профилактическую медицину. Нам необходимо ее теперь восстановить. Об этом сказано и в стратегическом документе Минздрава, рассчитанном на период до 2020 года. Но любая госпрограмма требует финансирования. Хотя иногда профилактику болезней можно сделать и без затрат, скорее правильным подходом к своему здоровью.
Например, каждому человеку сегодня очевидно: чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, меньше есть. Ну, или хотя бы не переедать. Наша национальная традиция устраивать дорогие пышные застолья на всякого рода тоях, ашах, свадьбах уж точно здоровья не добавляет! Не говоря уже о том, что кыргызстанцы готовы влезать в долги, брать кредиты, чтобы блеснуть таким праздником по поводу… При этом потратить куда меньшие средства на профилактические меры, своевременное медицинское обследование своего организма не хотят. Пока не прижмет по крайней мере… Так ведь?!
И это тоже одна из мер профилактики — уважать свое тело, ухаживать за ним, чтобы оно исправно и долго вам служило. Медики не зря говорят, что даже самая современная, технически оснащенная медицина способна помочь человеку сохранить свое здоровье лишь на 15%. Остальные 85% зависят от усилий самого пациента.
     — Но вы меня извините, я не припомню за многие годы, чтобы Минздрав проводил в стране такие целенаправленные информационные кампании, нацеленные на пропаганду здорового образа жизни и сбалансированного здорового питания, например.
— Совершенно верно, потому что даже для таких мер необходимы какие-то средства. Не говорю, что огромные. Но нынешняя система распределения средств катастрофически дефицитна в здравоохранении, да и зачастую расходуется совершенно нерационально.
Вот скажу вам для примера, мы остро нуждались в распространении информации через СМИ о вакцинации от кори, но так не смогли привлечь ни одно из них без огромных денег, которые они запрашивали. Я их не сужу, они тоже сами зарабатывают на жизнь, но нам же надо попасть в прайм-тайм. Прививки — мера, направленная на сохранение здоровья каждого, и, наверное, Минздрав должен получать в таких ситуациях какое-то преимущество, поддержку со стороны государства, СМИ. Такого рода жизненно важная информация должна быть государственной политикой, а не просто коммерческой рекламой.
Так что профилактика — мера крайне необходимая, но она должна быть поставлена на уровень государственной политики. Лучше потратить средства на превентивные меры, чем потом тратить во много раз больше на лечение болезней. И здесь важно межсекторальное, межведомственное взаимодействие, чтобы донести до людей, до детей, молодежи культ здоровья. Да элементарно помочь родителям научить детей содержать руки и тело в чистоте. Заставить местные власти обеспечить школьников и дошколят чистой (по медицинским понятиям) водой, теплым и чистым туалетом и т.д.
Я недавно вернулся из командировки в Литву. Обычно я бегаю по утрам. Меня удивило, что там в шесть утра и стар, и мал — все уже на улице. Каждый занимается физкультурой. Кто-то бегает, прыгает, делает зарядку, кто-то играет в подвижные игры на улице. Даже очень маленькие дети. Но ведь 20 лет назад мы жили с этими людьми в одной стране, и такой культуры движения у них тогда тоже не было. Они сумели и условия создать, и население свое убедить в преимуществе здорового образа жизни.
     — Вы упомянули об ограниченности средств, затрачиваемых на здравоохранение. Что здесь делать? У нас уже больше трех лет есть закон о государственно-частном партнерстве, который и имел целью привлечь средства в социальный сектор, есть ли его плоды уже?
— Знаете, Президентом перед нами поставлена совершенно четкая задача: несмотря на всю ограниченность бюджетных средств, нам необходимо обновить, если надо, заново отстроить всю инфраструктуру отечественного здравоохранения, опираясь как на внутренние, так и на внешние инвестиции.
Конечно, во время глобального экономического кризиса, казалось бы, найти инвестора куда сложнее… Но! Как мы нуждаемся в инвесторах, точно также и инвестор нуждается в нас. У богатого человека (условно говоря) всегда есть средства, которые ему необходимо куда-то выгодно вложить. Таков закон денег: если они не работают, не растут, не приносят прибыли, они обесцениваются. Так что найти инвестора — это всегда только задача создания оптимально выгодных условий для вложения капитала!
     — А именно?
— Первое — это политическая стабильность, второе — мир, и третье — это выгодные условия для вложения средств, гарантии. Первые два условия благодаря огромным усилиям народа и власти Кыргызстана у нас есть. И это неоценимое достижение! А вот третье еще необходимо целенаправленно создавать. Нам надо убрать все, даже самые малейшие барьеры и препоны, которые могут препятствовать привлечению инвестиций в нашу страну, как и излишний контроль фискальных и правоохранительных структур.
     — А они у нас большие? Препоны…
— К сожалению… Я вам откровенно признаюсь, что закон о ГЧП, который вы упомянули, в том виде, в котором он принят, не будет работать никогда! По той простой причине, что в нем есть ряд недоработок. Как человек, 25 лет проработавший за рубежом, я могу сказать, что этот документ, по всей видимости, создавался людьми, никогда не работавшими и не знающими, как функционирует медицина в условиях капитализма.
Ну например, инвестор приходит и готов вложить средства. Ему нужна земля, он получает ее в аренду на год с ежегодной пролонгацией. Скажите, будете вы вкладывать 5-6 млн. долларов, если вам аренду под строительство соцобъекта надо будет ежегодно продлевать? Нет, очевидно, никто не захочет рисковать такими деньгами.
Или, к примеру, пакет документов, процедур (изучение, согласование, тендеры, технико-экономическое обоснование проектов) может занять в среднем 6-7 месяцев. Это очень долго!
Алмазбек Шаршенович прямо так и оценил такие нормы закона: «Это коррупция». Надо менять эти условия, надо сделать все, чтобы люди хотели и не боялись ввозить к нам свой капитал, зарабатывали у нас и помогали нам поднимать Кыргызстан.
Более того, я убежден, что в наших условиях мы должны дать налоговые послабления для каждого, кто готов вкладывать средства в социальный сектор, только в этом случае у нас будут ресурсы для развития социальных услуг и объектов, в том числе в здравоохранении. И пусть таких проектов будет много, тогда зародится здоровая конкуренция среди них, тогда качество услуг будет высоким. Это тем более важно сделать, если частный сектор готов работать по проекту государственных гарантий. В этом случае он должен получать максимум преференций.
     — То есть, как я понимаю, Минздрав планирует в этом плане ряд законодательных инициатив?
— Совершенно верно.
— И все же скажите, можно назвать хотя бы один проект на условиях закона о ГЧП, который появился у нас?
— Да. К примеру, в Бишкеке в 12-м микрорайоне в 2012 году была построена современная диагностическая клиника. Это на 100% внешние инвестиции, порядка 12 млн. долларов. Сначала они хотели построить такие центры во всех регионах Кыргызстана в партнерстве с Минздравом, но поняли, что у нас это сделать бюрократически очень сложно. Тогда они арендовали землю и построили центр в столице. Я знаю, что у них уже есть контракты на обслуживание ряда областных больниц на десятки миллионов долларов.
Но надо, чтобы таких центров было много, в том числе обслуживающих и областные клиники. Тогда у нас не будет дефицита специалистов, умеющих работать на ультрасовременном оборудовании.

     — Не могу не задать самый животрепещущий вопрос министру: так у нас все-таки платная в стране медицина или бесплатная? По-моему люди уже и не понимают, в чем разница между ними…
— А вот вы домой вызываете сантехника или электрика, вы ему платите? В условиях капитализма не может быть бесплатной медицины. Конечно, очень бы хотелось, чтобы социальная защита населения была для него бесплатной. Но я не знаю ни одну страну в мире, даже самую богатую, которая может себе позволить такую роскошь — 100% бесплатное здравоохранение.
Другой вопрос — она должна быть доступной каждому, людям с самыми разными доходами: низкими, средними и высокими. В нашей стране государство берет на себя львиные расходы на содержание здравоохранения. Огромная часть этих средств идет на заработную плату, но и та, как вы знаете, у врачей совсем не отвечает жизненным запросам. Значит, мы как-то не так тратим эти средства?!
Вот тут и должно бы прийти на помощь социальное страхование. Но у нас в стране с этим дела обстоят плачевно. Из всего, почти 6 млн., населения Кыргызстана только 20% — это работающие люди, из них только 2% — плательщики социальных страховых взносов. Это совершенно мизерное число! Как показывает мировой опыт, чтобы страховые отчисления хоть немного ощущались, они должны составлять минимум 5% от числа работающих людей. Я уже не говорю о том, что необходимо развивать частное социальное страхование. И деньги должны следовать за пациентом, где бы он не находился, тогда не будет приписок и коррупции в этой сфере. Это должна быть масштабная система на уровне всей страны, куда население страны отчисляет средства на свою защиту. Только в этом случае собранный капитал способен развивать здравоохранение на мировом уровне.
Поймите, кыргызской медицины не существует, есть только медицина международного класса, соответственно оснащенная с реестром стандартизации услуг, лекарств, манипуляций. Тогда появляется и профессиональная ответственность, растет качество оказываемых услуг, происходит поступательное развитие отрасли.
Вот вам простой пример из нашей реальности. В Оше государственная больница на 800 коек, неподалеку частная клиника — на 1 200. Первая не заполнена даже наполовину, у второй нет свободных мест. И, заметьте, такого потока жалоб, как в муниципальной клинике там нет. Я уже не говорю о заработной плате персонала частной больницы, — она не сопоставима с госучреждением… Условия для равной конкуренции должны быть созданы в любой системе и медицина не исключение, если мы хотим иметь высокий сервис и качество.
Единственное, что необходимо обеспечить Минздраву и профессиональным ассоциациям: это контролировать качество оказываемых услуг! Здесь контроль должен быть неусыпным и жестким, чтобы не позволять врачу поступать противоправно и непрофессионально.
     — Вы сейчас сказали о стандарте медуслуг, как к этому прийти?
— Знаете, наши люди привыкли к тому, что лекарства они покупают также свободно и не задумываясь, как хлеб. Загляните в домашнюю аптечку любого кыргызстанца и найдете там массу ненужных, просроченных лекарств. Но препараты, назначенные непрофессионально, могут нанести куда больший вред здоровью, чем даже их отсутствие…
Так не должно быть! И так не происходит нигде в цивилизованных странах. Мы уже получили поддержку власти и инициируем создание национальной базы лекарственных средств, медицинской техники и медицинских услуг. Поясню это, потому что даже не все чиновники понимают, о чем идет речь. Это он-лайн система, которая в режиме реального времени должна отслеживать все, что касается здоровья наших сограждан: и лекарства, и аппаратуру, и автопарк, находящийся на службе здравоохранения.
Например, если речь идет о лекарственных средствах, его история должна идти за препаратом с момента его поступления на таможню государства до его употребления пациентом. Все: стоимость, сроки годности, условия и адрес хранения, назначение, по какому поводу, осложнения и т.д. Так давно делается во всех развитых странах. Нельзя бесконтрольно и бессистемно принимать и назначать препараты!
Я уже не говорю о другой стороне такой доступности почти всех лекарственных средств у нас. Нередко бывает, что врачи назначают целую кучу лекарств, и никто сейчас не даст гарантии, что делают они это не за бонус фармкомпаний.      Ведь по закону врач не понесет за это никакой ответственности.
Мы ежегодно тратим порядка 250-300 млн. сомов на списание устаревших, просроченных препаратов. Это огромные деньги на ветер! Так что нам необходимы государственно утвержденные стандарты того, какие препараты при каком заболевании можно назначать, а какие — нет.
То же самое касается и оборудования, автопарка. У нас есть случаи, когда на давно списанные машины якобы приобретались запчасти, комплектующие, бензин. Разве можем мы и дальше при дефиците бюджета позволять себе такую бесхозяйственность?!
     — А сложно и затратно ли создать такую национальную он-лайн базу?
— Не сложно и совсем не затратно. Мы уже ее практически подготовили.
Вы знаете, сколько необходимого медицинского оборудования простаивает у нас годами. Вот был недавний случай, когда в течение полутора лет два рентгеновских аппарата после ремонта пролежали на складе в Бишкеке. Их попросту не забирали областные и районные клиники… Наисовременнейшее наркозное оборудование два года не забирали в Нарын, а такого аппарата даже в столице не было.
Такая система он-лайн покажет все факты подобной бесхозяйственности и позволит системно бороться с бесконтрольностью, беспорядком во всей системе здравоохранения.
     — Проект уже получил одобрение?
— Власти? Да! Но невидимого сопротивления таким системным мерам наведения порядка очень много. Дело в том, что существовавшая все эти годы откровенная безответственность породила многомиллионный бизнес вокруг нашего здравоохранения. И те, кто кормится с него, конечно, не захотят расставаться с легко приходившими в их карман дармовыми доходами, сделанными на жизнях и здоровье людей. Теневая организационная система здравоохранения породила немало таких паразитов и коррупционеров. Им, конечно, проще снять с поста Батыралиева, чем позволить ломать систему коррупционных доходов.
Да и вообще систему менять трудно всегда…Честно признаюсь, что очень нуждаюсь в этом плане в поддержке кыргызстанцев. В том, чтобы массово менять свое отношение к собственному здоровью, к тому, чтоб сограждане поддержали порядок, поняли, что без законодательной ответственности врачей за лечение, за назначения, которые они делают, за препараты, которые они выписывают, мы не сможем получить эффективное здравоохранение. А значит мы все, как один, должны стоять за порядок, законность и профессионализм в нашей медицине.
Знаете, я много лет проработал за рубежом, и с тех пор, как я стал министром, меня часто спрашивают: «Привыкли уже?». Кыргызстан — моя родина, но я все равно не хочу привыкать к существующему здесь положению вещей в здравоохранении. И я чувствую свою обязанность, ответственность сделать все, чтобы построить в своем Отечестве медицину по мировым стандартам. Не бороться с каждым отдельно взятым нерадивым врачом, а создать такую систему, где неэффективно, непрофессионально работать станет просто не выгодно, невозможно. Могу только добавить, что у меня есть для этого первое и главное условие: политическая воля и поддержка первых лиц страны. Уверен, что и кыргызстанцы меня поддержат. Тогда, казалось бы, почти невозможное, как говорится, станет нашей реальностью…

Интервью взяла
Чинара АСАНОВА.






Добавить комментарий