Main Menu

Вектор образования: доступность, качество, конкурентоспособность

Снова засентябрило за окном… На клумбах и у домов заполыхали разноцветьем астры, а Земля взяла курс в сторону коротких дней и холодов. И как всегда в эту пору в школах, колледжах и вузах Кыргызстана «включились» одновременно «светильники знаний». Начался новый учебный год.
Что же нового ожидает в нем и тех, кто зажигает светильники, и тех, кто пришел в классы и аудитории пополнить свой интеллектуальный багаж?
Об этом наша беседа с министром образования и науки республики Эльвирой САРИЕВОЙ.

1     — Прежде всего, позвольте и вас поздравить со стартом нового учебного года. Впрочем, пока у школьников и студенчества длились летние каникулы, в подведомственной вам сфере шла напряженная работа по подготовке к нему, поскольку, как справедливо заметили вы на съезде работников образования, в последние десятилетия мир меняется с невероятной скоростью, а значит, устаревают и знания. Какие изменения в области образования предприняты, что намечено на ближайшее время и перспективу? 
— Начну с первого направления в нашей работе — школьного образования. Мы провели в начале года тестирование знаний учащихся и пришли к неутешительным выводам, обнаружив тенденцию падения их уровня. Это стало толчком к усилению работы в части развития преподавательского состава в школах и полного обновления обучающих программ.
     — Сколько бы технических новшеств не появлялось в школах, все равно главной фигурой в них остается учитель. Не так ли? И потому, став взрослыми, мы никогда не забываем свою первую учительницу, храним в душе глубокую благодарность ей. Но это в том случае, если повезло на встречу с человеком, любящим детей и выбранное дело. 
— Действительно, от личности учителя во многом зависит дальнейшая судьба маленького человека. Особенно это касается начальных классов. Если ребенок попадает к не очень хорошо работающему педагогу, он автоматически отстает на 40% по знаниям от того, кто учится у более опытного. Поэтому первым шагом программы министерства по повышению статуса профессии, мотивации педагогов на труд стало увеличение им заработной платы. Для учителей начальной школы, так как именно они помогают ребенку заложить фундамент обучения, она поднимется на 80%. Для большинства других — на 50%. Повышение произойдет прежде всего за счет увеличения в два раза стоимости одного преподавательского часа. Надеемся, что эта мера не только улучшит финансовое положение учительства, изменит его социальный престиж, но и скажется позитивно на общем качестве образования.
     — Вы правы, это решит во многом и проблему нехватки кадров в школах, и ориентацию молодежи на специальность педагогика, но, согласитесь, нужна еще и мотивация на качественный труд учителю…
— А это и есть наш второй шаг. К нам обратились учителя с просьбой вернуть категории, отмененные в 2013 году для того, чтобы дать молодым равные наряду с опытными педагогами финансовые возможности. Немало было и жалоб со стороны родителей на то, что дети получают в некоторых школах некачественное преподавание. У нас существовал разрыв между тем, как мы готовим в вузах и средних профессиональных учебных заведениях преподавателей, и тем, что мы требуем от них в школе. В связи с этим мы и решили внедрить стандарт профессии, установить квалификационные требования к учителям.
     — Когда стартует аттестация?
— С января 2016 года.
     — Эта процедура будет обязательной для всех или добровольной? И на какой результат вы рассчитываете?
— Каждый учитель, который работает в школе и считает себя опытным (является наставником, разрабатывает новые методики или просто качественно ведет уроки), имеет право подать заявку на вторую, затем первую и высшую категории, получить таким образом надбавку к зарплате.
А на какой результат направлены нововведения, понять несложно. Это выбор самых лучших в профессии, мотивация для начинающих, поскольку стандарт нацелен не только на получение надбавок, но и на продвижение по карьерной лестнице. Соответственно аттестация даст нам и понимание того, как следует улучшать квалификацию учителей. Мы намерены формировать новый центр ее повышения, который будет работать с региональными представительствами совместно с ключевыми вузами, готовящими кадры для школ, чтобы всю армию учителей подготовить к работе по единому стандарту.
     — В чем суть реформы содержания образования?
— Те замеры знаний школьников, которые мы провели в первой половине года, показали, что содержание нашего образования в школах, то есть те предметы и стандарты, которые мы даем (количество часов, качество преподавания), не соответствуют тем требованиям, что существуют не только в мире, но и в нашей республике с точки зрения заказчика. А ими являются родители, высшая школа, предприниматели, государство. Поэтому по инициативе нашего министерства был принят новый государственный образовательный стандарт. Подробно ознакомиться с ним все желающие могут на сайте правительства и министерства. Это такая рамка, которая предполагает утверждение нового базисного учебного плана. Сетка отражает количество предметов, которые изучаются в нашей школе с первого по одиннадцатый классы и сколько часов отводится на каждый из них.      Часы мы сокращать не будем, но есть предметы, что стоят в расписании всего один раз в неделю, и ребенок, конечно, забывает за этот срок пройденное. В связи с этим некоторые предметы будут объединяться. Наш обновленный стандарт предполагает их разработку по шести категориям: языковая, естествознание, искусство и т.д.
С момента их принятия потребуется полное обновление содержания школьных учебников, разработка, апробация и массовое тиражирование которых планируются в ближайшие два года. В рамках этих стандартов будут разрабатываться новые учебники.      К сожалению, в последние четыре года не отслеживалось, в каких школах и какими пользуются. На нынешнее 1 сентября обеспеченность ими по республике составила 78%.
Для того чтобы у каждого ученика появилась возможность пользоваться учебной литературой в электронной, бесплатной версии, утверждены двух- и трехсторонние форматы договора между авторами, издательствами и министерством о последующей передаче нам авторских прав. Уже сегодня на открытом репозитарии образовательных ресурсов выставлены учебные пособия, авторы которых дали согласие на их размещение.
     — Большинство школ в стране построено еще во времена Советского Союза и нуждаются в капитальном ремонте, а то и реконструкции. Значит, здания эти небезопасны. 
— Совместно с МЧС, Госархстроем и при поддержке ЮНИСЕФ было проведено полное инженерное обследование по оценке безопасности школьных зданий и детских садов. Оказалось, по республике более 80 объектов образования требуют усиления, реконструкции, капитального ремонта или нового строительства, являясь опасными в случае чрезвычайных ситуаций. С целью решения проблем министерством разработана программа «Безопасные школы и дошкольные образовательные организации в Кыргызской Республике на 2015-2024 годы». Согласно ей, не менее 200 зданий школ и 80 детских садов намечается обновить. Только в этом году будут построены и открыты 66 новых школ вместо аварийных. А в 100 школах предполагается провести капитальный ремонт.
Таким образом мы снимем болевые точки в этом году и будем планомерно решать остальные.
     — А что изменится в организации школьного питания, о чем много говорилось в течение прошлого учебного года?
— Российским институтом питания проведена большая работа по анализу здоровья ребят начальной школы, существующих сельхозпродуктов и финансовых средств. В итоге разработано меню более 60 блюд и напитков, и на этот год мы планировали перевести 300 школ на этот формат горячего питания.
При поддержке международных партнеров переоснащены современным оборудованием столовые 333 школ. При помощи местных органов самоуправления и родительского сообщества еще в 455 введено полноценное питание, т.е. мы в два раза увеличим показатель, доведя цифру до 80%, 788 школ.
Хотелось бы довести цифру охвата горячим питанием до 100% по всей стране, но не хватает мебели, кухонного и холодильного оборудования, посуды, отсутствуют в некоторых школах водоснабжение и канализация, а в штатном расписании — единицы поваров, кухработников и медсестер.
     — Несколько слов о нововведениях в жизнь вузов…
— Многие студенты, переходящие из одного вуза в другой, испытали на себе, что в этом случае приходится какие-то предметы пересдавать или сдавать заново потому, что в вузах разный подход в преподавании. Скажем, юристов в одном вузе готовят совсем не так, как в другом. В связи с этим рабочая группа разработала и были утверждены стандарты: 56 — для специалитета, 142 — для бакалавриата, 142 — для магистратуры. Они помогут упорядочить содержание обучения в вузах, создавая равные условия и требования для студентов.
Планируем провести и оптимизацию в части специализации в спузовской системе. Если колледж, например, сельскохозяйственного направления, то предлагать абитуриентам он должен только соответствующие профилю специальности.
Еще один момент, касающийся вузовской жизни. В сентябре и январе простым педагогам высшей школы добавляем зарплату в среднем от одной до двух тысяч в месяц. Далее будет проводиться аккредитация. Ранее она уже была прописана в законе, но не проводилась из-за отсутствия нормативных актов. Сейчас мы эту работу завершаем, и вскоре начнется новая волна аккредитации образовательных программ вузов.
     — Расскажите, каким образом решается вами проблема недостаточности детских садов. Группы во многих из них в столице переполнены. В некоторых, делились родители, дети спят по двое в одной кровати. А неохваченные дошкольным образованием ребятишки приходят в школу неподготовленными, так как не у всех родителей есть время и финансовая возможность посещать специальные центры.
— Нами разработана и внедрена программа предшкольной подготовки для всех детей страны в возрасте 5,5-7,5 лет. Она рассчитана на один год обучения и осуществляется на базе школ с 1 сентября. Это полный цикл обучения в 32 недели. Так что в нынешнем году впервые все ребятишки дошкольного возраста пройдут его по 480-часовой программе, то есть нулевой класс.
Считаю большим успехом нашу работу по возвращению зданий бывших детсадов. Вместе с Фондом госимущества и Генпрокуратурой нам удалось вернуть 119 непрофильно используемых зданий, что составляет 72% от их общего количества. В этом году открываются двери 51 помещения в школах для дошкольных образовательных организаций кратковременного пребывания.
Мы обратились с просьбой к управлениям местных сообществ в селах и нашли понимание и заинтересованность у них. В итоге открыт 161 новый детский сад, в которых гарантирована и заработная плата сотрудникам.
Важной частью в решении проблем с наличием мест в детских учреждениях стало упрощение лицензирования для открытия частных детсадов, что только за полгода обеспечило прирост на 52%.
     — За небольшой отрезок времени в должности министра вам удалось заметно изменить и спланировать на улучшение ситуацию во вверенной области. Будем ждать реализации всех программ и проектов. Удачи вам!

Беседу вела
Тамара НЕШКУМАЙ. 

 

 






Добавить комментарий