Main Menu

Биометрия. Выборы. Электорат

Близится день выборов депутатов в Жогорку Кенеш. 19 сентября официально завершается сбор биометрических данных для включения в списки избирателей и истекает срок подачи формы № 2.
На самые острые вопросы по биометрии отвечает сегодня вице-премьер-министр Тайырбек САРПАШЕВ.

1     — Сколько людей в базе избирателей?
— На вечер 7 сентября — 2 миллиона 610 тысяч. А раньше в базе ЦИК было 2 миллиона 635 тысяч избирателей. По всей республике по различным причинам не сдали биометрические данные 100 тысяч человек, которые массово сейчас сдают. То есть количество находящихся в республике избирателей составляет 2,7 миллиона. В России живет полмиллиона кыргызстанцев, в других странах — до 150 тысяч человек (из них в США — порядка 15-20 тысяч человек, в Казахстане — 50-60 тысяч, в Италии — около 15 тысяч, в Германии — до 15 тысяч человек и т.д.).
Теоретически избирателей может быть 3,2-3,3 миллиона. Но нужно учитывать, что проживающие за рубежом кыргызстанцы неактивно голосуют и сдают биометрические данные.  Мы понимаем, что многие не могут сдать по объективным причинам: работают целыми днями, живут на окраине.
     — Есть ли прогнозы по явке избирателей? Каково ваше личное мнение?
— Думаю, что полтора миллиона человек точно придут.
     — Как устраняются проблемы, возникающие при подготовке к выборам? В частности с тем, что аппарат не считывает отпечатки пальцев?
— Проблема работы операторов на избирательных участках сейчас одна из ключевых. Например, созвонился с Кадамджайским районом, где за день пришли проверить себя в списках и проидентифицировать 255 человек, из них один прошел по ПИН, так как его не смогли идентифицировать по отпечаткам после пяти попыток.  В другом районе из 220 избирателей у 20 не могли снять отпечатки.  Оборудование и программа у всех одинаковые, значит причина в опыте операторов.      Они не всегда правильно говорят, как нужно ставить пальцы на считывающий аппарат, и с утра не всегда верно вводят пароль, заходя в систему. Уверен, что в ближайшие дни эта проблема решится.
     — А как следует правильно ставить пальцы? 
— Мы решили так. Левая рука у большинства людей задействована меньше, поэтому рекомендуем проходить идентификацию левой рукой. Из всех пальцев наименее активен обычно безымянный. Если он не считается, то советуем ставить большой палец, потом — мизинец. Следовательно, в таком случае больше вероятность того, что подушечки стерты.
     — Сколько же примерно в Кыргызстане может быть человек, чьи отпечатки пальцев не считываются?
— В начале сентября — около 5%, но их количество уменьшается по мере увеличения опыта операторов. Неделю назад по всей стране началась акция «Проверь себя в списках».  В эти дни операторы смогут отточить свои навыки, чтобы не теряться в день выборов.
     — Существует, наверное, и проблема в том, что некоторые избиратели по прописке находятся в базе одного УИК, но по адресу давно не живут?
— Да. Например, в Оше в понедельник, 7 сентября, на участки пришли 2 238 человек, чтобы проверить себя в списках. Из них 75 — до сих пор не сдали биометрию, их направили в пункты приемов. Около 200 избирателей не нашли себя в списках, так как имеют сельскую прописку. Их направят в дополнительные УИК. Но таких к дню выборов станет мало, потому что ежедневно сверяются списки.
Есть такие, которые голосовали по одному участку, но теперь по указанному в паспорте адресу оказались зарегистрированы в другом УИК. Такие выявляются на месте. Например, девушка жила в одном селе, выйдя замуж, переехала в другое. При проверке на УИК заполняется форма № 2, поэтому она сможет проголосовать по участку, где теперь проживает.
Пока, по нашим подсчетам, 3% населения не находят себя в списках. Эта проблема связана с тем, что раньше такие люди голосовали по дополнительному списку.  Но число таковых резко сократится перед выборами, потому что сейчас ежедневно по стране себя проверяют примерно по 30 тысяч человек.
     — Написать заявление о том, что человек голосует на участке не по прописке, необходимо обязательно до 19 сентября?
— Да. Надо прийти на участок, расположенный ближе к месту проживания, написать заявление, его работники заполнят форму № 2. Если отправляетесь, например, в командировку в регионы, то написать заявление и отдать его тоже нужно на участок, где вы планируете голосовать 4 октября.
Специально для избирателей, которые работают в Бишкеке и Оше без городской прописки, открыты 46 дополнительных участков. Из них 39  расположены в Бишкеке, остальные 7 — в Оше. Чтобы проголосовать в столице, они должны прийти в один из 39 дополнительных участков и заполнить форму № 2.
     — Есть ли факты, когда  граждане сдали биометрические данные, но их нет нигде среди избирателей?
— Да,  4 400 человек (0,02% от всего количества избирателей) не нашли свой участок. При сдаче биометрических данных эти люди не указали точный адрес, только название города или район. Мы знаем их фамилии — настолько у нас точная система. Заказали в типографии 50 тысяч листовок, где названы все эти фамилии, раздадим их по всем УИК, чтобы если эти люди придут на участок, то их зарегистрировали на определенный УИК.
     — Есть неудобство в том, что избиратели долго проходят идентификацию?
— На прошлом тестировании мы проверили 170 тысяч человек. Сейчас ожидаем проверку более миллиона, которые в течение действия акции «Проверь себя в списках» придут на избирательные участки. Уже видно, что один человек тратит от 7 до 20 секунд на саму идентификацию.  На всякий случай закладываем одну минуту. Из этого расчета видим, что за день один аппарат может пропустить 350 человек.
     — Сколько аппаратов будет стоять на каждом участке?
— На каждые 500 избирателей, имеющихся в списках, должен стоять один аппарат. Следовательно, если на каком-то УИК записаны 2 000 человек, то там будет стоять 4 аппарата, независимо от явки избирателей.
     — Насколько возможен сбой техники?
— Теоретически возможен. Но программа написана талантливыми отечественными программистами. Они постоянно отслеживают всю систему и быстро устраняют неполадки. Например, на днях из 468 участков по Ошской области был 21 сбой. После перезагрузки компьютера все устраняется.  У нас не было случаев, которые бы препятствовали или остановили процесс.
     — Возможны ли нарушения в пользу провластных партий? Партии выражают беспокойство, что «карусели» возможны. Например, если по прописке избиратель зарегистрирован в одном УИК, потом написал заявление, что проголосует в другом районе. В итоге биометрические данные одного человека окажутся в двух участках. Прокомментируйте.
— Это технически невозможно. Если вы пишите заявление, что будете голосовать на другом участке, то система отключает избирателя там, где он был ранее. Следовательно, если человек придет в день выборов на участок, где был прописан изначально, то его там уже не будет именно на этих выборах.
Даже если пофантазировать и допустить ситуацию, что вы сдали биометрические данные в Оше, Кара-Балте или в Бишкеке, а такие случаи были, то база записывает одно лицо, которое идентифицирует по отпечаткам пальцев.
     — В каждый избирательный участок отдадут базу с избирателями, которые там зарегистрированы. Я могу оказаться в базе в двух УИК?
— Вы будете или там, где прописаны, или там, где, написав заявление, вы оказались. Данные для каждого УИК загружаются с одной центральной базы. Находясь в базе как один человек, вы можете попасть в базу только одного УИК без каких-либо раздвоений.
Аппарат работает как калькулятор. Не может же на калькуляторе при умножении 2 на 2 получиться ответ 5. Вот с системой, которая будет работать на выборах, такая же ситуация.
     — Как технически база данных с избирателями попадает на избирательные участки?
— На компьютер, закрепленный за каждым УИК, из центральной базы избирателей закачивается база с теми, кто закреплен за конкретным участком. Потом вносится индивидуальный пароль, компьютер запечатывается. Уже на самом избирательном участке только по паролю можно ее открыть. Никаких съемных карт памяти не используем.
     — Есть ли у вас предположения, какие возможны конфликты в день выборов? Может ли правительство предпринять превентивные меры, чтобы количество скандалов сократить?
— Возможность конфликтов минимальна. У нас 2 374 избирательных участка. Может случиться, что какой-нибудь оператор неправильно загрузит пароль или что-то подобное. Теоретически это может привести к тому, что участок откроется чуть позже. Но все вещи исправимы. У нас будет дополнительный специалист, который приедет на место и быстро разберется.  Первое тестирование выявило много ошибок, теперь такого уже нет.
Правда, партии могут пойти по пути подкупа избирателей. Но это уже не относится к подготовке процесса.
     — Возможно, что избирателя идентифицируют, а талон, который он обменивает на бюллетень, не распечатается?
— Исключено.
   — В достатке ли оборудования, бюллетеней?
— Всего хватает.
     — Когда будут готовы дополнительные УИК в Бишкеке и Оше?
— К 29 сентября.

Паспорта 1994 года

     — Можно или нельзя голосовать с паспортами образца 1994 года? Внесите ясность.
— Из 94 тысяч человек, у которых оставались такие паспорта еще летом, 66 тысяч их поменяли после объявления акции Госрегистрационной службой. Остались 28 тысяч, многие из которых сдали биометрические данные.
Что касается соблюдения законодательства, то в законе о выборах говорится: голосовать можно, используя только ID-карту и общегражданский паспорт. Мы обратились в ЦИК, чтобы там разрешили голосовать обладателям паспортов образца 1994 года, потому что он является общегражданским. Но в нем отсутствует ИНН. Поэтому в срочном порядке дали задание Соцфонду, чтобы всем обладателям таких паспортов вклеили данные об ИНН.

ЦИК является нормотворческим органом. На ближайшем заседании должна рассмотреть просьбу правительства. Надеемся, что этим избирателям дадут возможность проголосовать. Официального решения нет, но понимание уже есть. Почти уверен, что оно будет принято.
     — Не считаете ли вы, что это станет поводом для скандала и исков в суд?
— Думаю, нет. Потому что паспорт образца 1994 года, по сути, является общегражданским.

День выборов.
Подсчет голосов

     — Допустим, проблему с качеством работы операторов вы уладили. Но все равно найдутся избиратели, чьи отпечатки не считываются по физиологическим причинам после пяти попыток. Например, подушки пальцев обожжены, стерлись за годы работы на заводе. А если вообще у человека нет пальцев?
— Тогда оператор берет паспорт и сличает пришедшего человека с фотографией. Если он ранее сдавал биометрические данные, то на экране все равно высветится его фотография, высветится ИНН (ПИН). Таких можно будет идентифицировать по фотографии. Наблюдатели увидят на экране фотографию на желтом фоне.
Оператор вобьет ПИН и, нажав на кнопку, распечатает талон. В таком случае отдельно составляется акт о том, что избиратель голосует по ПИН.
     — Как технически будет вестись подсчет голосов?
— Утром урну откроют, чтобы показать, что там нет бюллетеней, и закроют. Потом будет печататься отчет. Он окажется нулевым — в нем будет зафиксировано, что в урне нет бюллетеней. После закрытия избирательного участка в 20.00 сначала аппарат распечатает предварительные результаты голосования: такую длинную бумажку, где будет указано количество бюллетеней и кто за кого проголосовал. Эти данные автоматически появятся на табло в ЦИК.
После этого урны открывают, и потом происходит ручной подсчет. Если вдруг разница будет в 2-3 бюллетеня,  тогда оригиналом считается ручной подсчет. Большой разницы быть не может.
     — Из-за чего могут возникнуть разночтения? Если на каждом участке по 2-3 бюллетеня будет разница, то по республике наберется уже несколько тысяч.
— В бюллетене напротив названия каждой партии изображены достаточно крупные квадраты, куда нужно поставить галочку. Обязательно нужно не выходить за края квадрата, не делать росчерков. Если избиратель вышел за края, то аппарат будет считать бюллетень испорченным.
При этом нельзя пользоваться своей ручкой. На избирательных участках имеются специальные маркеры, которые считываются автоматически считывающей урной.
Надо ставить только галочки, а не крестики или другие рисунки.
Если будут такие недочеты, то комиссия все равно увидит, за какую партию проголосовал избиратель. Поэтому оригиналом считается ручной подсчет голосов.
     — Какие еще есть механизмы контроля?
— Есть еще третий фильтр при подсчете голосов. Так, операторы, которые занимались идентификацией пришедших на участок избирателей, печатают отчет, где указано, сколько человек пришло, сколько получило талон о прохождении идентификации и избирательный бюллетень.
Важно, чтобы число идентифицированных людей совпадало с количеством розданных бюллетеней и бюллетеней в урне. Конечно, такое может быть, что избирателей больше, чем бюллетеней, если он его порвал или не положил в урну, а с собой забрал. Но главное — чтобы их не было больше!
Есть еще один очень важный инструмент контроля прозрачности выборов. После того, как все проголосовали, ГРС в течение 10 дней вывешивает на каждом УИК данные о том, кто пришел на выборы и кто не пришел на выборы.
Окончательные данные все равно публикует ЦИК.
     — Если нельзя ускорить подсчет и ЦИК может несколько недель подводить окончательные итоги, то зачем тогда автоматически считывающие урны, которые сразу выдают данные?
— В урну нельзя бросить два и более бюллетеня. Аппарат может принять только один.
     — Как партии могут следить за ходом голосования?
— В течение дня аппарат выдает только количество проголосовавших и не печатает данные о том, кто за какую партию голосовал.
     — Зачем растянули по процедурам процесс оспаривания итогов голосования? Раньше можно было сразу обратиться в суд, теперь нужно сначала в УИК, потом в ТИК, далее — в ЦИК и только потом — в суд?
— Это установлено законодательством, поэтому вопрос к депутатам. Правительство отвечает за то, чтобы на участках был свет, транспорт для персонала, бюллетени доставлены на места, чтобы были электронные списки и все сдали биометрические данные. Наша обязанность — провести актуализацию списков и передать их в ЦИК. Организация выборов тоже на правительстве.
Но если высказать свое личное мнение, то, видимо, так можно оперативно решить какие-то вопросы, чтобы долго не тянулись судебные процессы. Вспоминаю выборы 2000 года в парламент. В Законодательном собрании — нижней палате парламента — нас было 60 депутатов, 45 — в Собрании народных представителей. Из них, по решению суда, то есть без победы на избирательных участках, избраны 22 человека. Работа же ЦИК более прозрачна.
     — Наблюдатели раньше следили за «каруселями» и вбросами бюллетеней? За чем им теперь следить?
— Теперь они должны утром удостовериться, что в считывающих урнах нет бюллетеней, посмотреть на распечатанный нулевой отчет, удостоверяющий это. Также будет распечатан отчет операторами, что никто не приходил на избирательный участок для идентификации.
Потом весь день они должны смотреть на экран, установленный около оператора, к которому избиратели подходят, чтобы пройти идентификацию.
Что они видят на экране? Когда избиратель ставит пальцы для считывания отпечатков, то его фотография и данные о нем появляются на экране. Если он первый раз пришел голосовать на участок 4 октября, то экран загорится зеленым. Если вдруг он решил проголосовать повторно на этом участке, то экран загорится красным. Этому человеку не выдадут талон.
В конце дня наблюдатели получат отчет аппарата о том, сколько человек  проголосовало, там же будет указано, как распределились голоса.
     — Грядет массовое передвижение граждан… Отдельные кандидаты в депутаты, чтобы набрать определенное количество голосов и в будущем оказаться выше в списке, просят родных и знакомых проголосовать именно на том участке, где этот кандидат активно проводит предвыборную кампанию. Следовательно, соратники напишут заявление в УИК о том, что будут голосовать на участке, откуда, допустим, родом кандидат в депутаты. Насколько массово такое явление?
— Теоретически оно возможно. О массовости же его можно будет говорить только после 19 сентября, когда официально завершится сбор биометрических данных для включения в список избирателей и истечет срок подачи формы № 2.

Подготовила
Тамара НЕШКУМАЙ.



« (Previous News)



Добавить комментарий