Main Menu

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ГАРАНТ НЕЗАВИСИМОСТИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ. История в цифрах, фактах и перспективах

24 года назад — 31 августа 1991 года — внеочередная сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла Декларацию о государственной независимости. С этого дня ведется отсчет новейшей истории страны.

Заметим,  после развала СССР все республики, входившие в его состав, стали независимыми. Однако процессы глобализации, происходившие тогда в мире, впрочем,  как и сейчас, привели к осознанию, что любая, даже самая независимая  страна, какой бы развитой она ни была,  не способна в одиночку решать проблемы выживания в мировом сообществе. Существующий миропорядок зиждется на интеграционных процессах, обеспечивающих экономическое, политическое, культурно-гуманитаное взаимодействие и  обусловлено такими важнейшими факторами, как инвестиции капиталовложений, аккумулирование материальных ресурсов, развитие нравственных ценностей и идеалов. Неслучайно уже 21 декабря 1991 года, то есть через несколько месяцев после обретения суверенитета,  11 бывших союзных республик, в том числе и наша страна, учредили Содружество Независимых Государств. Неизбежность данной интеграции была продиктована тесной взаимосвязью практически всех сфер жизнедеятельности субъектов СНГ. Проще говоря, на тот момент экономики этих стран не могли существовать друг без друга, а без базисных основ, как мы знаем, невозможно решение  других жизненно важных  задач — укрепление и развитие суверенитета, обеспечение национальной безопасности, решение социальных вопросов, политическая стабильность.
Долгое время, вплоть до сегодняшнего дня, СНГ является  одной из традиционных организаций многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве, оказывает позитивное воздействие на сохранение большинства традиционных связей, продолжает играть стабилизирующую роль, обеспечивая решение проблем  в различных сферах сотрудничества государств-участников.
Параллельно устанавливались связи Кыргызстана с другими странами мирового сообщества. Кстати, в числе первых независимость нашей родины признали Турция, Китай, Россия, Германия, США. В настоящее время почти со ста странами мира мы имеем дипломатические отношения. 2 марта 1992 года на четвертой сессии Генассамблеи Кыргызстан был принят в члены ООН и получил площадку для диалога с  мировой общественностью. В этом же году мы вступили в   ЮНЕСКО — организацию, занимающуюся сохранением и развитием мирового культурного наследия, с которой сейчас тесные,  взаимовыгодные связи. Не лишне напомнить, что широкомасштабные празднования тысячелетия эпоса «Манас» в 1995 году прошли под эгидой этой организации. А в 2000 году ЮНЕСКО оказала многостороннюю помощь в проведении 3000-летия южной столицы Кыргызстана — города Оша. В настоящее время Кыргызстан является полноправным членом 40 мировых организаций, в том числе и финансовых — Международного валютного фонда, Всемирного банка, Азиатского банка развития. Осенью 1998 года первой из  стран СНГ  Кыргызская Республика принята во Всемирную торговую организацию.
1996 год был ознаменован проведением знаменитого Шанхайского форума, организованного главами Казахстана, России, Китая, Кыргызстана и Таджикистана.  На нем  рассматривались  проблемы сохранения стабильности в Центральноазиатском регионе и борьбы против международного терроризма. В 2001 году, после вступления в эти ряды Узбекистана,  «Шанхайская пятерка» получила новое название -Шанхайская организация сотрудничества. В июле 2005 года в проходящем в Астане пятом саммите ШОС  впервые принимали участие представители  Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. Именно тогда Президент  Нурсултан Назарбаев поприветствовал гостей словами, которые никогда прежде не использовались в подобном  контексте: «Лидеры государств, сидящие за этим переговорным столом, являются представителями половины человечества».  Как мы знаем, 10 июля нынешнего года членство в ШОС расширилось, к организации присоединились Индия и Пакистан.  Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что это самое большое международное объединение  на Земле:  общая  площадь стран,  входящих в ШОС, составляет более 34 млн. км, то есть 60% территории Евразии; совокупная  численность населения —  3 млрд. 40 млн. человек, что является половиной  населения планеты.  Касательно экономической составляющей  заметим, что  одна только экономика КНР — вторая в  мире  по номинальному ВВП, первая —  по ВВП в паритете покупательной способности. Кстати, Кыргызстан в этой солидной компании не затерялся — у нашей страны в ШОС сильный голос и крепкие позиции.
Кстати,  ШОС это  не военный блок, в отличие, например,  от НАТО или открытых регулярных совещаний по безопасности, таких как АРФ АСЕАН.  Эта организация  занимает, так сказать,  промежуточную позицию и имеет огромный спектр задач. Главными  являются  укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве  государств-членов, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
Здесь нелишне напомнить, что возведение ЛЭП «Датка — Кемин» и подстанции 500 кВ «Кемин», которую на днях сдали в эксплуатацию, было бы невозможно без реальной финансовой помощи нашего большого соседа по ШОС — Китайской Народной Республики, выделившей через «Энсимбанк» 389,8 миллиона долларов. Как утверждают отечественные энергетики, «Датка — Кемин» создаст внутреннее энергетическое кольцо в Кыргызстане мощностью 500 кВ, что позволит увеличить надежность электроснабжения городов и сел страны, обеспечить потребителей бесперебойной электроэнергией. Лимиты и ограничения навсегда уйдут в прошлое, и это реальный результат интеграции. И это не единственный проект, реализуемый (или уже реализованный) у нас при содействии КНР, перспективы в этом плане огромны.
Совсем недавно, как мы знаем, Кыргызстан стал действительным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС).  Путь к нему был долог и сложен.  Формально эта история началась   24 сентября 1993 года,  когда 12 государств бывшего Советского Союза (Украина как ассоциированный член) подписали  договор «О создании Экономического союза». Однако эта организация по сути так и не сложилась. Жизненная логика подсказала: если в масштабе СНГ не получается,  нужно пробовать в рамках государств, готовых идти на экономическое сближение. И вот в январе 1995 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали соглашение «О Таможенном союзе», к которому через  год присоединился и Кыргызстан.  Тогда  же  утверждается положение «Об интеграционном комитете Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики», которым предусматривалось создание единого экономического пространства с функционированием общего  рынка товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, развитием  транспортных, энергетических и информационных систем.  Из этой консолидации в июне 2001 года возникло Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), которое можно считать правопреемником Таможенного союза образца 1996 года. Основные задачи нового содружества сконцентрировались в области внешнеторговой и таможенной политики. Это совершенствование режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, введение согласованной системы преференций, выработка единой  позиции государств-членов в отношениях с ВТО и другими международными экономическими структурами, введение валютного регулирования и контроля, создание эффективного платежерасчетного механизма, обеспечение экономической безопасности на границах ЕврАзЭС, их обустройство и укрепление, борьба с контрабандой и другими таможенными правонарушениями. Было конкретное намерение создать качественно новый, более    дееспособный  Таможенный союз с последующим переходом в Единое экономическое пространство.
Что касается Евразийского экономического союза, то договор о его создании подписан 29 мая 2014 года, то есть совсем недавно. Документ этот достаточно объемен, и в нем регламентируются буквально все отрасли взаимодействия — макроэкономическая и валютная политика, энергетика, транспорт, аграрный сектор, трудовая миграция… И вот с 12 августа сего года наша страна является полноправным членом ЕАЭС.  Понятно, что  конкретная выгода от данного интеграционного шага  проявится не сразу —  экономическая состоятельность и параметры стран-участниц настолько различны, что координация их займет определенное время. Этот срок определен — до 2025 года. Однако нельзя не замечать, что  при вступлении в ЕАЭС наша страна уже получила немало преференций и средств на поддержку. К слову, Армения, вступавшая в Евразийский союз  параллельно с нами, имела куда более скромные условия. Как заявил по этому поводу доцент Армянского госэкономуниверситета Армен Григорян: «Нам пришлось брать европейские кредиты и обустраивать всё на эти средства. И мы пошли на такой шаг, потому что  уверены: обустройство таможенной инфраструктуры и лабораторий — в наших интересах».
Он же, кстати, на одной из пресс-конференций  пытался  убедить местную аудиторию из «сомневающихся», что плюсов от вступления страны в интеграционное объединение гораздо больше, чем минусов.  Особенно с учётом того, что почти все издержки по модернизации контрольно-пропускных пунктов и обустройству лабораторий, призванных впоследствии  сертифицировать местную продукцию, давая ей беспроблемный выход на общий рынок, берут на себя наши партнёры.  И это действительно так — реальным наполнением интеграционных процессов в экономическом смысле является помощь Кыргызстану со стороны Российской Федерации. Осуществляется она непрерывно. В последний период  валютные вливания очень серьёзны — даже несмотря на сложное положение самой РФ. И сейчас стоит задача всю эту немалую финансовую помощь, адресованную на организацию  инфраструктурных проектов, максимально эффективно и быстро освоить, чтобы реализовать шансы,   предоставленные нам вхождением в ЕАЭС.
Известно, что у этого процесса есть немало противников как внутри страны, так и за ее пределами. Они, кстати, были всегда — все 24 года независимости. Впрочем, жизнь показала, что плакаться о «плохой жизни» и критиковать действующую власть для так называемых оппозиционеров своего рода работа, за которую они получают  в твердой валюте. Но, как говорят на Востоке, собака лает, а караван идет.
Кстати, убойный аргумент для этой категории сограждан:  буквально на днях опубликован отчет Всемирного экономического форума, подготовленный совместно  с компанией Mercer,   о развитии мирового человеческого капитала — The Human Capital Report — 2015.  Это ежегодное глобальное исследование, в котором  страны ранжируются по индексу человеческого капитала. Он учитывает уровень жизни, грамотности, образованности, долголетия населения — всего 46 показателей. Так вот, Кыргызстан занял 44-е место в этом рейтинге с индексом 71,82 балла.  А всего рассматривалось 124 страны. Для сравнения: Россия в этом списке на 26-м месте. Казахстан — на 37-м, США — на 17-м, Китай — на 64-м, Индия — на 100-м месте. Замыкают список африканские страны — Йемен, Чад и Мавритания. Ну а первые места заняли Финляндия, Норвегия и Швейцария.  Так что не все так плохо, господа.  А будет еще лучше, если не вставлять палки в колеса, а  добросовестно реализовывать  шансы,  предоставляемые нам интеграционными процессами.
Как мы знаем, на этой неделе в Чолпон-Ате проходит  Второй экономический форум «Иссык-Куль — 2015»,  в котором принимают участие представители делового сообщества и госорганов КНР, России, Чехии, Южной Кореи, Турции.  По единодушному мнению участников, форум стал хорошей платформой для сотрудничества между странами-участницами. В  этом году встреча нацелена на углубление и стимулирование взаимного сотрудничества. В частности, обсуждаются темы инвестиционной привлекательности страны в целом и отдельным блоком — Иссык-Кульской области с ее большими рекреационными возможностями. По итогам форума ожидается подписание нескольких десятков соглашений. В том числе и с КНР, с которой уже сегодня реализуются глобальные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, транспорта… Имеются реальные намерения по созданию Экономического пояса  Шелкового пути. Кстати, эта тема будет обсуждаться на предстоящей встрече  Алмазбека Атамбаева с Си Цзиньпином в Пекине. Интеграционные процессы продолжаются, и в этом реальные перспективы независимого Кыргызстана.

Татьяна ПОПОВА.

 






Добавить комментарий