Main Menu

Главная артерия города

Еще в 1878 г. землеустроителем Николаевым была составлена первая схема генерального плана тогдашнего Пишпека. Он был одаренным человеком, грамотно увязывал направление рек Ала-Арча и Аламедин, текущих со стороны гор на север, движение воздушных масс, приносящих прохладу. Учитывая эти природные факторы, Николаев правильно сориентировал расположение улиц города и его бульваров.


Главной осью в меридиональном направлении была Бульварная улица — ныне бульвар Эркиндик. В широтном направлении была Гражданская (ныне пр. Чуй). На этих двух артериях и размещался городской центр. Эту схему утвердил генерал-губернатор Колпаковский.
Первые зеленые посадки на Бульварной улице были проведены в 1902 году горожанами методом субботника. Это был первый, наверное, субботник в тогдашней Российской империи.
Город тогда со своей малоэтажной застройкой утопал в зелени. Он занимал в то время по озелененной площади на одного человека 3-е место в мире! Первым обладал город Вашингтон.
В общем, вся капитальная застройка г. Фрунзе была сосредоточена на этом бульваре, который вскоре получил имя Дзержинского.
С бульваром связано много исторических моментов. Жители Дзержинки — столичная элита. Где-то в конце 50-х годов мэром столицы был Койбагаров — любящий и знающий город, деловито руководящий им. Он много сделал для того, чтобы Фрунзе был действительно одним из красивейших в Средней Азии.
Городу везло на руководителей: Терентьев, в советское время Фирсов, Койбагаров, Сыдыгалиев… Тогда люди относились ответственнее к облику столицы, пресекались все нарушения, а нарушителей наказывали.
Так вот, как-то председатель горисполкома Койбагаров собрал перед праздником 1 Мая творческую интеллигенцию. Вопрос стоял о благоустройстве и застройке столицы. Я был также приглашен как председатель Союза архитекторов. Разговор шел острый и деловой. Среди присутствующих был и патриарх кыргызской поэзии Аалы Токомбаев. Он выступил с интересной идеей и коснулся бульвара им. Дзержинского, который на тот период был не в лучшей форме. Токомбаев высказал ряд предложений по его реконструкции и обновлению. Собранию понравились предложения. В заключительной речи Койбагаров, как председательствующий, высказал, что необходимо серьезно заняться этим бульваром, что надо сделать из него «ворота города», чтобы не краснеть перед жителями и гостями столицы, а идею Токомбаева воплотить в жизнь, сделав бульвар музеем искусства и культуры под открытым небом.
Через какое-то время Киргизгипрострой получает задание на проект благоустройства и застройку бульвара. Работу поручили мне и архитектору Альбанскому, который в то время был главным архитектором города. Мы с воодушевлением принялись за выполнение задания. Альбанский хорошо знал культуру Киргизии, еще до войны он продолжительное время жил и работал здесь.
Мы с ним поставили перед собой задачу — создать в городе такое место, которое отражало бы культуру, национальные традиции республики, чтобы оно было просветительским, в котором бы раскрывалась и история кыргызского народа…
Вначале мы задумывали все сделать на базе классического искусства, античных форм, римских форумов, совместить все с известными мировыми работами в скульптуре. С этими первыми набросками мы направились к Аалы Токомбаевичу. Жил он тогда в 2-этажном доме, поблизости с бульваром, по улице Южной, в котором ныне музей Токомбаева. Мы его дома тогда не застали. Он отдыхал на Иссык-Куле. Немного позже я встретил его, и мы с удовольствием прошлись по бульвару от привокзальной площади. Токомбаев внимательно выслушал меня и, несмотря на хорошее настроение, раскритиковал наше решение в пух и прах. И еще добавил: «Что вы тащите космополитические идеи, греческих и римских героев и богов, что, у нас своих героев не хватает?! Не тратьте время, а за основу решения выберите батыра Манаса и остальных персонажей из эпоса. В композицию каскада включите древние балбаны, наскальные рисунки, а также элементы народно-прикладного искусства».
Все советы Токомбаева мы приняли и приступили к проектированию. Изменилась в основном декоративная часть. По центральной аллее бульвара решили пропустить канал-каскад с изменяющимся профилем в плане. Где-то он переходил в зеркальную гладь воды, отражая в себе малые архитектурно-скульптурные формы, в других местах превращался бы в небольшой водопад, за счет уклона местности. В дальнейшем можно было бы решить это с подсветкой. Начало канала-каскада намечалось от привокзальной площади с водоема с фонтанами, а конец — в районе кинотеатра «Ала-Тоо». Напротив бывшей Красной чайханы планировали открытое водное пространство с фонтанами, трибуны с эстрадой для оркестра, который бы вечерами играл для горожан…

Закончить проект мы не смогли из-за начавшейся в то время в стране борьбы с излишествами в архитектуре и строительстве. Кстати говоря, в связи с этой кампанией пострадали многие постройки. Так, со здания Министерства сельского хозяйства на городской площади была снята богиня. В 2000 году ее восстановили, но в карикатурном виде, с нарушениями масштаба и пропорций классического строения, и она  больше напоминала фанерный киоск. Также, на стоящем радом здании бывшего гидромелиоративного техникума укоротили башенный шпиль. Пострадали многие объекты столицы.
Наш проект остался в эскизном исполнении, и его дальнейшая судьба мне неизвестна. По-моему, он остался у архитектора Альбанского. Единственное, что воплотилось из того проекта, это построенный позже павильон газвод  рядом с кинотеатром «Ала-Тоо». Его разработал как раз Альбанский. Прекраснейшее архитектурное произведение малых форм, где четко выражены черты национальной культуры, колорит, цвет, мастерски выполнен  орнамент…
В перестроечные годы здание стало приходить в ветхость из-за отсутствия ремонта и ухода. Нынешней власти города надо бы обратить внимание на это сооружение и провести реставрацию, ибо мы можем потерять памятник архитектуры. Необходимо и вот что: на привокзальной железнодорожной площади возвести скульптуру батыра Манаса, летящего на коне на юг, в сторону гор. Этот монумент стал бы визитной карточкой столицы. Тут был воздвигнут памятник М.В. Фрунзе, т.к. город носил его имя. Я полагаю, что когда поэт Токомбаев предлагал свою идею, то думал о том, что в будущем этот бульвар мог бы носить имя Манаса. А может, его думы и дальше шли? Ведь город за одно столетие переименовывался несколько раз. Первоначально был Пишпеком, потом в честь полководца Фрунзе, ныне третье название, причем какое-то беззвучное, не привносящее пафоса. Как бы красиво и звучно произносилось среди всех столиц мира название Манас. Хорошо бы закрепить и утвердить это имя на веки веков. И на этом поставить точку.

Е. ПИСАРСКОЙ,
профессор, заслуженный архитектор республики.






Добавить комментарий