Main Menu

ХЛЕБНЫЕ СТРАСТИ

Как оценить развитие государства? Поисками новой модели демократического общества, адекватной нынешней эпохе с ее революционными сдвигами? Или, может быть, по отношению к культуре, информированности людей, простым человеческим истинам? На практике получается, что вот с этим у нас большая проблема. Одно отношение иных деятелей к хлебу чего стоит.

Америки не открыть, если рассказывать о том, какие сюрпризы попадаются в этом продукте первой необходимости. Впрочем,  Управление торговли, услуг и защиты прав потребителей не сидит сложа руки.   На основании соответствующего распоряжения мэрии была создана специальная комиссия, состоящая из  сотрудников Управления защиты прав потребителей, работников санэпидстанции и райадминистраций. Эта комиссия ежеквартально проверяет пекарни, мини-пекарни, тандырные цеха лепешечников рынков  города. Выводы неутешительны.
Первое. Известно, что цены на муку выросли. Так вот, некоторые предприимчивые товарищи первоначально покупали муку по старым ценам, а хлеб начали продавать по новым, получается, завышенным.  А это уже нарушение существующего  законодательства. И такие случаи неединичны.
Второе. В некоторых пекарнях не выдерживается санитарное состояние. Работников набирают неизвестно откуда, без санитарных книжек. В Управление торговли даже поступала жалоба, что в хлебе обнаружили презерватив! Вот это пекари у нас! Хлеб — это так, второе дело, а первое?
Третье. Известны многочисленные случаи нарушений технологии выпечки. Вместо йодированной соли используется дешевая, купленная на рынках. Мука не просеивается, поэтому попадаются различные инородные тела. А в летний период — тараканы, мухи и прочая живность. Некоторые наши предприниматели вообще считают, что хлеб — это мука, соль и дрожжи. Перемешали, выпекли, продали. Это ведь легкие деньги, какая уж там калькуляция-малькуляция. И всякого рода сортность.
Не всегда хлеб завернут в целлофановую упаковку. Порой нет элементарного ценника. Поэтому покупателям непременно следует, прежде чем брать, сначала поинтересоваться у продавца, когда был привезен этот продукт. Это ведь товар скоропортящийся. На дорогих хлебобулочных изделиях, продающихся в супермаркетах, обязательно должна быть маркировка с указанием срока изготовления, названия, веса, цены, адреса производителя. Еще один момент. Продавцы иногда идут на такую хитрость — вчерашний хлеб выкладывают на прилавке ближе к покупателю, а свежий — подальше. Но эту уловку наши граждане уже раскусили. А ведь поставщики обязаны в случае нереализации  продукта обменять его на новый, чего в большинстве случаев не делается. Сколько примеров того, когда дорогой хлеб, старательно нарезанный, на следующий день просто невозможно есть. Сама была свидетельницей того, как в пакете с булочками летали мушки. Указав на это дело продавщице, поразилась тому, как она сначала убрала этот пакет, а потом положила на место, видимо, в расчете, что какая-нибудь бабушка все равно купит.
Отдельная история — тандырные цеха, лепешки. В основном все торгуют без документации, в этих цехах где спят, там и месят. Впрочем, такие факты общеизвестны.
Ну и что делать? На этот вопрос Мира Оразбекова, начальник Управления торговли, услуг и защиты прав потребителей, ответила так:
— Все это говорит о том, что, пока есть спрос, будет и предложение.  Пока люди  не научатся уважать себя, свое здоровье, из-за  экономии двух-трех сомов так и будет продолжаться. А это чревато последствиями. Мы сейчас боремся со стихийной торговлей: лепешки — это та же стихийная торговля. Вот эти грязные лотки на рынках. Но есть и граждане, которые одну лепешку потрогают, положат обратно, за другую берутся. А это уже отсутствие элементарной культуры. Взять те же китайские товары. Люди сначала покупают, а потом жалуются, что они некачественные. Так завозят, потому что покупают! Каждый бы человек подошел, поскандалил, поспорил, и продавец бы еще подумал, а стоит ли ему  это ввозить или продавать. То есть с этим надо бороться сообща. Не только мы, защитники потребителей, не только контролирующие организации, но и все сообща, все граждане. Только так можно навести порядок в нашем городе. Мы накладываем штрафные санкции, санэпидстанция закрывает. Но у нас очень много подпольных пекарен. Конечно, с нашей стороны должны быть более жесткие меры и более высокие штрафы. У нас ведь самый большой штраф — пять тысяч сомов. А что  для предпринимателя эти деньги? Естественно, мы работаем с парламентом на эту тему. Пока ждем. Но и сами граждане должны нам помогать, больше возмущаться, обращаться к нам. Потому что мы приезжаем с проверками по каждому конкретному случаю обращения людей. Пусть граждане больше пишут нам заявления. Пока на данный момент это все.
Есть известная пословица «Хлеб — всему голова». Значит, такая у нас голова, раз до сих пор не принят закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил торговли и санитарных норм. В тюрьму сажать надо, а не штрафом и закрытием пугать. Сегодня закрыли, а любители легкой выручки завтра в другом месте откроются. Ну а нам только и остается, что требовать разные сертификаты соответствия, побольше скандалить и названивать в Управление торговли, услуг и защиты прав потребителя.
А мне вот однажды повезло. В пакете с макаронами обнаружила серебряную сережку с бриллиантиками! Побольше бы нам таких нарушителей, чтобы еще золотишко, а то и денежки подкидывали. А пока получается точное соответствие известному слогану «Помоги себе сам!».  Телефон, по которому можно звонить и жаловаться, — 59-49-32.

Алла ВЖЕСИНСКАЯ.






Добавить комментарий