Main Menu

Приемная семья — убежище «проблемных» детей

В январе премьер-министр провел совещание с главами министерств и ведомств. Шел разговор о жестоком обращении с детьми. Премьер задал министрам вопрос из ряда социологических: «Что происходит с нашим обществом? Почему оно дошло до такой степени беспредела, когда маленькие граждане страны подвергаются насилию со стороны своих близких?» 

И, не надеясь на вразумительный ответ, продолжил: «Ежегодно фиксируется порядка тысячи преступлений в этой сфере, но всем понятно, что это вершина айсберга. Сложность в том, что насилие совершают самые близкие родственники. 90% пострадавших детей — из неблагополучных семей. Например, это дети трудящихся мигрантов, которых оставляют родственникам. Социальные работники должны иметь базу данных неблагополучных семей, относящихся к группе риска. Нам следует немедленно начинать масштабную работу и не прекращать ее, пока такие случаи происходят. Если такое продолжится, мы не сможем называться цивилизованным государством. Это позор для нашего народа».
1     Бесспорно, ребенок, оставляемый родителями на попечение родственникам, для некоторых кровных дядей и тетей — лишний рот, досадная помеха. Его присутствие раздражает. А у особо озабоченных родственников вызывает сексуальный интерес. Но, кроме семейного насилия, жестокому обращению подвергаются и дети, живущие в резиденциальных учреждениях, где они находятся постоянно или временно в отрыве от семьи.
По информации главы ОФ «Лига защитников прав ребенка» Н. Турдубековой, в Кыргызстане в 2013 году совершено более тысячи насильственных действий в отношении детей. Она считает, что «в первую очередь жертвами насилия становятся дети, которые содержатся в учреждениях закрытого типа. К ним относятся детские дома, специальные организации, религиозные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей».
Но есть ли семьи, где нежданный маленький гость чувствует неподдельную заботу и ласковые руки людей, прикосновение которых не вызывает страх, боль и слезы. Они, к счастью обездоленных детей, есть. Это приемные семьи. Обычная семья добровольно на договорной основе, пройдя специальную подготовку, берет на воспитание ребенка (нескольких ребят). За такой семьей присматривает соцработник, и при необходимости приемные родители пользуются его консультациями. Конечно, вероятность жестокого обращения с приемными детьми в таких семьях не исключается. Но возможность все-таки невелика. Деятельность замещающей семьи подконтрольна.
Таким образом, детей, подвергшихся насилию в родной или в родственной семье либо в детском учреждении, можно поместить в приемную семью. Порядок такого устройства определен Кодексом «О детях». Это своеобразная «библия», иначе не назовешь, для детей, родителей, учреждений и граждан. И для всех тех, кто имеет дело с детьми, лишенными родительского попечения и живущими в резиденциальных учреждениях.
К сожалению, премьер, озадачив господ-министров рядом безотлагательных поручений, направленных на борьбу с жестоким обращением с детьми, оставленным родственникам, не упомянул, к удивлению, приемные семьи, внедрение которых предусматривала Стратегия развития социальной защиты населения страны на 2012-2014 годы. Помещение проблемных детей в приемные семьи в стратегии рассматривалось как необходимое условие реализации права ребенка на семейное окружение. В результате ее реализации отобраны и обучены приемные семьи в Бишкеке и Оше, Ошской, Чуйской областях.
Программа социального развития на 2015-2017 годы предусматривает и отбор и обучение лиц, желающих стать приемными родителями, передачу и сопровождение детей, устроенных в приемную (фостерную) семью. Здравый смысл подсказывает, что подготовка приемных семей, возвращение детей в кровные семьи — всего лишь средство достижения главной цели: ликвидации детских резиденциальных учреждений либо их преобразования в дома семейного типа. Но если в стратегии в качестве одного из принципов социальной защиты населения называется «деинституционализация стационарных социальных учреждений», то в программе этот термин не упоминается. Странно.

«Свой человек» в аппарате правительства

     Проведение любого совещания «высокого уровня» требует от руководителя аппарата правительства подготовки соответствующей справки для премьера. Правительственный  чиновник-специалист в области социального развития по долгу службы — «свой человек» в министерствах социального блока, а для министерств — «свой человек» в правительстве. Для него работа министерств не «тайна за семью печатями». Готовя справку для премьера, он, несомненно, определил ряд мероприятий, выполнение которых повысило бы эффективность борьбы с жестоким обращением с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Что глава правительства мог узнать из представленной справки и что он предложил своим министрам для реализации?
Из названных премьером поручений и мероприятий приведу лишь некоторые: «продумать планы и программы  предотвращения жесткого обращения с детьми, сформировать кардинальный план работы и прописать персональную ответственность глав ведомств, разработать ведомственную программу помощи детям, школы должны работать над выявлением фактов насилия над детьми в семьях, информировать детей о правах и возможности обратиться за помощью, …необходим телефон доверия, …врачи, к которым поступают подвергшиеся насилию дети, должны сразу связываться с правоохранительными органами для проведения расследования, нужно ужесточить наказание за подобные преступления». В равной степени эти мероприятия — необходимые условия предупреждения жестокого обращения с детьми и в резиденциальных учреждениях.

 Принцип НКО: «просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам»

     Не думаю, что требования главы правительства — новость для управленцев, соцработников, правозащитников и читателей. Их предлагали, о них говорили, писали, рекомендовали и требовали исполнения многие некоммерческие правозащитные организации, проводя многочисленные мониторинги соблюдения прав ребенка в интернатных учреждениях.
К примеру, ОФ «Лига защитников прав ребенка» по результатам мониторинга соблюдения права ребенка на семейное окружение (2010 г.) опубликовала отчет, одна из рекомендаций которого предусматривает разработку национальной программы и плана действий по деинституционализации детских резиденциальных учреждений.
Ничто не мешает этому фонду осуществить анализ отчетов правозащитников, документов социальных министерств и подготовить для премьера альтернативную справку о защите прав ребенка в детских резиденциальных учреждениях. Уверен, ее содержание будет во многом отличаться от содержания аппаратных справочных материалов о положении дел в сфере защиты прав ребенка, что ложатся на стол премьера. Предположим, такая справка подготовлена.

Деньги во спасение

     Из ее содержания премьер может узнать, во-первых, о том, что «большинство государственных интернатных учреждений финансируется из республиканского бюджета, из которого лишь 3% средств направляются на предоставление услуг детям, а основная их доля — на административные расходы, коммунальные услуги, амортизацию и ремонт старых больших зданий». Во-вторых, о том, что «на содержание одного ребенка в интернатном учреждении государство в среднем тратит около 7,0 тыс. сомов в месяц». В-третьих, что «затраты на содержание ребенка в приемной семье без оплаты труда приемным родителям составляют 5 635 сомов в месяц». А «с оплатой труда — 205 100 сомов в год». В-четвертых, к своему удивлению, премьер узнает, что в 2013 г. в интернатные учреждения поступили 488 детей, а устроили в приемные 56 и возвратили в родные семьи 148 детей. В итоге детское население в интернатных учреждениях приросло за год на 234 ребенка. А планировали-то не рост, а уменьшение.
Имея к началу совещания справку с такой информацией, премьер не стал бы предлагать министрам мероприятия, о которых правозащитные организации твердят после каждого мониторинга детских домов и интернатов, а направил бы энергию министров на ликвидацию отдельных детских интернатных учреждений, возвращение детей родителям или устройство в приемные семьи либо в детские учреждения семейного типа. Реализация каждого из этих мероприятий если не предотвращает, то сводит возможность жестокого обращения с детьми к единичным случаям.
Если бы участие в совещании у премьера принимала министр финансов О. Лаврова, то она, используя названные цифры, сразу бы подсчитала, что на государственное детское учреждение с сотней воспитанников необходимо ежегодно выделять не менее 84 млн. сомов. А на ту же сотню ребятишек в приемных семьях требуется всего 20,5 млн. сомов. Разница существенная. Шестьдесят миллионов сомов «на дороге не валяются» и для бюджета — весомая экономия, не говоря уже о той экономии, которую может принести ликвидация интернатных государственных и муниципальных детских учреждений, число которых неуклонно приближается к сотне.

Возможный «ультиматум» Минфина…

     Ольга Владимировна, как министр финансов, не может не обратить внимание на разницу в расходах на содержание детей в приемных семьях и в детских учреждениях. А как мать, не может не возмутиться тяжелым положением ребят в некоторых детских учреждениях и должна в ультимативной форме потребовать от глав министерств социального блока ускорить «разработку и внедрение механизмов интеграции детей-сирот в приемные (фостерные) семьи». В первую очередь из тех учреждений, в которых жизнь детей — ежечасная борьба за выживание. Она может настоятельно рекомендовать коллегам-министрам, во-первых, определить детские резиденциальные учреждения, подлежащие ликивидации, во-вторых, подготовить в течение 2015 г. необходимое количество приемных семей, живущих в районе детского учреждения и способных принять детей на воспитание. В-третьих, гарантировать финансирование приемных семей с момента устройства детей, направленных из детского учреждения.

…и вполне возможное предложение от ЮНИСЕФ

     К сожалению, на совещание у премьер-министра не пригласили представителей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В противном случае премьеру была бы представлена справка или отчет, из которого он мог бы узнать, что    ЮНИСЕФ, проведя в 2001 г. исследование положения детей в интернатных учреждениях, предложил идею их деинституционализации (перемещение детей из закрытых детских учреждений «в альтернативную, более заботливую среду»). В последующие годы фонд инициировал и оказал финансовую поддержку ряду пилотных проектов  возвращения детей в биологические семьи. В результате десятки детей вернулись домой. Была «доказана и возможность введения альтернативных форм воспитания детей на базе интернатного учреждения без дополнительных затрат со стороны государства».
Кроме того, из отчета премьер узнал бы, что в развитие Совместного плана действий правительства КР и ЮНИСЕФ (Программа сотрудничества на 2012-2016 гг.), в котором предусматривается лишь содействие «уменьшению количества мальчиков и девочек, проживающих в государственных учреждениях», ЮНИСЕФ предлагает свое содействие в разработке с каждым из министерств социального блока комплексного плана ликвидации либо преобразования конкретных детских резиденциальных учреждений. В этом документе каждому министерству в соответствии с его компетенцией следует определить соответствующие мероприятия, направленные на создание условий, обеспечивающих возвращение детей в сферу семейного либо квазисемейного окружения. Разработка и реализация такого рода планов вполне возможны. Они стали бы естественным результатом, венцом более чем двадцатилетней работы представительства ЮНИСЕФ в Кыргызстане, необходимым условием предупреждения жестокого обращения с детьми, лишенными родительского попечения.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.
Фото Егора КОЗАДАЕВА.






Добавить комментарий