Main Menu

Доноры отмечают: бизнес-климат улучшился, но коррупция продолжает оставаться второй проблемой в Кыргызстане после политической нестабильности, считают эксперты ВБ и ЕБРР

После мятежных  апрельских событий 2010 года Кыргызстан твердо встал на путь осуществления эффективных  демократических преобразований, в том числе в сфере  развития бизнеса. Это отвечало и собственным принципам нового руководства страны, и пожеланиям международных организаций, оказавших тогда нам весомую финансовую поддержку. Каковы же реальные успехи? Это обсуждали участники  дискуссии в Бишкеке в ходе презентации отчета, подготовленного специалистами Всемирного банка и ЕБРР,  на тему «Обследование бизнес-среды и эффективности предприятий в Кыргызской Республике, 2013».

Полезно знать, где тонкие места

Глава офиса ВБ в Кыргызстане Александр Кремер отметил, что это исследование оказалось  одним  из лучших за последние годы начиная с послекризисного 2010-го. «Качество деловой среды  является одним из  основных факторов устойчивого развития, экономического роста и благосостояния любой страны. Эксперты ВБ провели обследование в 30 странах региона Центральной Азии и Восточной Европы (ЕЦА), включая Кыргызстан. Оно позволяет увидеть изменения в сфере вопросов, связанных с бизнес-климатом. Результаты 2013 года указывают на положительные тенденции в  деловой среде  вашей республики по сравнению с 2008 годом. К примеру, улучшилось восприятие фирмами режима налогообложения и налогового администрирования, что стало следствием налоговых реформ правительства республики. Изменилось к лучшему и восприятие качества материально-технической инфраструктуры как  результат недавних инвестиционных вливаний. С одной стороны, мы видим, что ситуация в Кыргызстане улучшилась, но с другой — наблюдаем, что положение во многом остается прежним и мешает развитию бизнеса. К сожалению, коррупция продолжает оставаться серьезной проблемой, второй по значимости, с точки зрения бизнес-сектора, после проблемы политической нестабильности», — сказал глава Бишкекского офиса ВБ.

Министр экономики Темир Сариев напомнил: «Правительство Кыргызстана многое делает для того, чтобы бизнес стал открытым и прозрачным, а количество госуслуг — минимальным, но  высокого качества, создает благоприятную среду для выведения бизнеса из теневого сектора.  В последние годы сделано несколько качественных и энергичных шагов. В 2013 году мы приняли  новый Закон «О лицензировании»,   число лицензий сократилось с 518 до 101 наименования. Сейчас вся процедура выдачи этого разрешения переходит на электронный формат  для сокращения коррупционных схем и экономии времени предпринимателей. Конечно, такие преобразования потребуют много времени и денег, но Минэкономики активно работает в этом направлении.  В сфере проверок в прошлом году удалось запустить единую автоматизированную базу данных с учетом критериев риска. Она размещена на интернет-портале МЭ КР www.proverka.kg, где имеется полная информация, кого и где проверяют, законодательная база, планы проверок, критерии риска и т.д. Мы информируем предпринимателей как об их правах и обязанностях, так и  о правах проверяющих органов. На днях мы подписали меморандум по регулятивной реформе, направленный на поддержку бизнеса. В ближайшие два года проведем ревизию всей законодательной базы, чтобы убрать лишние барьеры для бизнеса. Сделаны очень качественные реформы в фискальной сфере, и  предприниматели, уверен, уже ощутили это на себе. Но есть и недоделки. К примеру, по налогу на прибыль. Мы ушли от  налога на выручку, оставив 10-процентный налог на прибыль. Перевели парикмахерские, салоны красоты, частные стоматологии с добровольного на обязательный патент. Освобожден от налога на прибыль на  три года бизнес пищевой и перерабатывающей промышленности. Утвержден перечень видов экономической деятельности, осуществляемых предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Созданы условия для привлечения инвесторов в металлургическую отрасль. Уже начинают давать  результаты законодательные реформы в горнодобыче. В прошлом году прошло четыре аукциона, в этом — несколько, система проведения открытая и прозрачная. Деньги пойдут в местные бюджеты, чтобы исключить конфликт интересов между местным населением и инвесторами.

Но самое главное, пожалуй, — антикоррупционная деятельность правительства.  В соответствии с антикоррупционной стратегией государства  Мин-

экономики проводит мониторинг  работы в этой сфере, создана площадка для  взаимообмена бизнес-сектора и гражданского общества. Налажена обратная связь. Да и сегодняшняя презентация будет нашей настольной книгой — полезно знать, где  самые тонкие места, на которые следует обращать внимание».

 

Как исследовался деловой климат  в регионе ЕЦА

Лариса Манастырли, глава Бишкекского представительства Европейского банка реконструкции и развития, рассказала о целях и задачах исследования деловой среды в регионе Восточно-Европейских  и центральноазиатских стран (ЕЦА) и о том, как обследовался частный сектор.

Аналитики сделали эту работу в пять этапов: в 1999-м, 2002-м, 2005-м, 2008-2009 гг. и 2011-2014 гг. Если в первый раз, 15 лет назад, удалось охватить опросом около 4 100 предприятий в 25 странах, то в последний раз (2011-2014 гг.)  число предприятий перевалило за 15 тысяч в 30 странах, включая 4 200 объектов в  37 регионах России.

Если до 2008 года исследовался сектор промышленности, включая горнодобычу и сферы услуг, которую контролирует государство (банковский сектор, электроэнергия, железнодорожный транспорт, водоснабжение), то с 2008-го в сферу интересов экспертов включены производство, розничная торговля, гостиничный, ресторанный бизнес, транспорт, складские услуги, коммуникации и  информационные технологии. В  зону внимания вошли фирмы разных масштабов: малые (с числом сотрудников 5-19 человек), средние (20-99), крупные (более 100).  Вопросы задавали владельцам бизнеса и топ-менеджерам (высшему звену управленцев).

Круг тем и вопросов затрагивал характеристики фирм, инфраструктуру и услуги, продажи и поставки, мощность, финансы, человеческие ресурсы, производительность, условия конкуренции, возможность инноваций, вопросы собственности на землю и разрешительные нормы, уровень преступности, взаимоотношения бизнеса с государством.

Если в 1999 г. эксперты в Кыргызстане взяли интервью на 132 объектах, в 2002-м —  на 173, в 2005-м — на 202, в 2008-2009 гг. — на 235, то в 2012-2013 гг. — уже на 270, причем на этот раз удалось охватить все области.

Предприниматели Кыргызстана считают  бизнес-среду комфортнее

О сравнительных результатах  обследования делового климата в Кыргызстане за 2008-й и 2013 годы рассказал  старший экономист государственного сектора Всемирного банка Григорий Кисунько. Он подчеркнул, что респондентам задали множество  вопросов, которые заняли более 50  страниц.

«Можно утверждать, что мнение предприятий насчет качества бизнес-среды значительно улучшилось с 2008 года. К примеру, тогда   для 60 процентов предприятий представляли проблему несовершенные трудовое, таможенное и торговое законодательство, для 40 — земельные разрешительные аспекты, политическая нестабильность, проблемы транспорта. За прошедшие годы  положение в этих сферах удалось улучшить», — пояснил эксперт. Областями наиболее заметных улучшений стали: доступ к электросетям; судебная система; уменьшились  преступность, воровство, нарушения общественного порядка; стало совершеннее налоговое администрирование. Но вот наименьшее улучшение отмечено с налоговыми ставками, квалификацией и образованием рабочей силы, транспортом, таможенным и торговым регулированием.

Исследование затронуло 16 показателей, препятствующих деловой активности и росту. Эксперты  подчеркнули: «Сохраняются некоторые старые проблемы, но также возникли и новые. Одной из них является «старая добрая» коррупция, в результате с 2008-го по 2013 год число предпринимателей, считающих ее препятствием, несколько выросло. Среди 16 препятствий для развития бизнеса в стране коррупция — на втором месте. Хотя результаты опросов бизнесменов показывают, что в 2013 г. неофициальные платежи осуществлялись реже, требований дать взятку стало больше. В 2008 г.  37% предпринимателей сообщили, что неофициальные платежи необходимы при общении с чиновниками, а в 2013-м — 49%».

«По-прежнему благодатной почвой для коррупции является непосредственное общение между предприятиями и госучреждениями. Если в 2008-м чиновники ждали или просили взятку от 34% предпринимателей, то спустя 6 лет их стало уже 53%», — отмечено в отчете ВБ.

Третье препятствие для бизнеса — налоговые ставки. Процент предпринимателей, считающих налоги значительными, снизился с 49% в 2008-м до 29% в 2013 г. За последние 6 лет оценочная общая налоговая ставка сократилась с 61% прибыли до 33%, чему способствовали реформы в налоговой сфере. В 2007 г. ставка налога на доходы юрлиц снизилась с 20 до 10%, социальные отчисления сократились при этом с 19 до 17%. Принятие в 2009 г. обновленного Налогового кодекса сократило с 16 до 8 количество налогов, был установлен целый ряд режимов упрощенного налогообложения.

К сожалению, говорят аналитики Всемирного банка, «качество предоставляемых государством предпринимателям услуг ухудшается. Хоть и ненамного, но выросло время ожидания таких услуг, как подключение к электросетям и водоснабжению, получение разрешений на строительство и лицензий на открытие бизнеса. Например, в рейтинге ВБ «Ведение бизнеса» по индикатору «Получение доступа к электросетям» Кыргызстан занимает 180-е место, что объясняется большим количеством процедур, времени ожидания и более высоких затрат на подключение».

На 4-м месте среди  препятствий для ведения бизнеса в КР —  квалификация рабочей силы. Лишь 35% предприятий не видят в этом проблему. Если в 2008 г. поиск квалифицированных кадров был проблемой для более крупных предприятий, то сейчас затруднения чаще испытывают малые предприятия.

Следующее препятствие — финансирование предприятий. Хотя кредиты сейчас стали более доступными, чем 5-6 лет назад, прогресс в части доступа к кредитам незначительный. Правда, надо  похвалить коммерческие банки, которые упростили процесс подачи заявок на кредитование — в 2008 г. 12% бизнесменов назвали сложность оформления кредита главной причиной, по которой они не обращались в банки. В 2013 г. таких осталось всего 4 %. Но кредиты чаще краткосрочные, а компаниям нужны долгосрочные средства.

Что касается эффективности судебной системы в республике, то в 2008 г. 60% предпринимателей видели в этом серьезную проблему. В 2013-м лишь 13%  игроков на деловом поле указали на суды как на серьезную проблему для бизнеса. Интересно, что решали споры в судах и 6 лет назад, и сейчас всего 20% предпринимателей. А в среднем по региону ЕЦА в 2013 г. этот показатель составляет  26%, в России — 32, Беларуси — 46, Грузии — 11%. Это свидетельствует о том, что, хотя степень коррумпированности судов и снизилась за последние годы, но процедуры судебных разбирательств медлительные и неэффективные, и поэтому деловые круги избегают пользоваться судебной системой для урегулирования споров.

Еще много интересного рассказали эксперты  в ходе дискуссии. Представители бизнес-сообщества,  вузов, международных организаций поблагодарили организаторов за качественное исследование, результаты которого желающие могут увидеть на сайте ВБ и в  его бишкекском офисе.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий