Main Menu

«Прожект» для фермера

Все прожекты зело исправны быть должны,  дабы казну зрящно не засорять и отечеству ущерба не чинить.  Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. 

Петр I 

Указом Президента  утверждена  Национальная стратегия устойчивого развития КР на  2013-2017 годы.  Развитие  агропромышленного сектора входит   в  число приоритетных отраслей экономики страны. Стратегическое направление    развития  сельского хозяйства — объединение  небольших фермерских хозяйств в кооперативы.    Контроль за исполнением Указа Президент оставил за собой. Все это свидетельство  выбора  госвластью  курса на превращение Кыргызстана в страну кооперативов.

Минсельхоз в целях осуществления нацстратегии оперативно разработал Программу развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике на 2013-2017 годы и План мероприятий по реализации программы.   Среди множества задач, выраженных в  этих документах, отмечается и необходимость улучшения нормативно-правовых актов в области   землепользования,   внесения изменений в Закон «О кооперативах»,  разработки подзаконных актов  для  эффективной реализации закона.

С такой постановкой вопроса нельзя не согласиться, ибо нет предела    «улучшению» законов.  Их   содержание     образуют  обновленные   права и обязанности  участников кооперативного движения, определяющие модель их возможного и должного поведения.

 

Министр сельского хозяйства — ЛПР

Главный же его участник — Минсельхоз — орган государства, ответственный  за  состояние сельского хозяйства  страны.   Следовательно, министр сельского хозяйства как управленец высшей квалификации и «лицо, принимающее решения» (ЛПР), рассматривая аграрное производство как систему,   изучив  законы «О кооперации», «О кооперативах», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О кредитных союзах», наконец, Закон «О развитии сельского хозяйства», осознает, что  они  направляют  действия министерства на создание условий, стимулирующих объединение фермеров в кооперативы.

 

 Вопросы, вопросы, вопросы…

Если знание законов   дает  министру ответ на вопрос «Что делать?», то на вопрос «Как сделать?»  отвечают  разработанные министерством  Программа   развития сельскохозяйственного кооперативного движения в КР и План мероприятий по реализации программы.

Одна из многочисленных  целей программы — организация финансово-кредитной   поддержки сельскохозяйственных кооперативов. Достижение  цели требует решения задачи  «развития  на селе сети сельскохозяйственных кредитных кооперативов». Возникает вопрос: с помощью каких мероприятий возможно ее решение?

К сожалению, искать их в плане мероприятий — напрасно время тратить.  Но   есть  таблица, из которой можно узнать, что к 2017 году в  стране  намечено создать 186 товарных и сервисных кооперативов. А сколько в их числе  кредитных — неизвестно. И еще вопрос. В 2014 году   планируется учреждение в стране 33   товарных и сервисных кооперативов. В   2017 г. — 57. Как ухитрились авторы программы определить  количественные результаты ее  реализации?   Испокон веков кооперативное движение, создание кооперативов — дело добровольное. Тем оно и отличается от принудительной коллективизации  крестьян, от создания колхозов «из-под палки» во времена начального этапа строительства социализма.

И все же главный вопрос:  кто и как будет содействовать их созданию? Районные  управления аграрного развития (РУАР) или сельские консультативные службы (СКС)?

Анализ функций  РУАР показывает, что это очередная бумаготворческая структура, которая не  обладает    ресурсами, необходимыми для   оказания реальной поддержки фермерам  в процессе их  объединения в кооперативы.

Предпочтительнее  СКС. Эти структуры  обладают необходимым   кадровым   потенциалом, опытом  оказания  разнообразных услуг  фермерским хозяйствам. Они могут, заключив соответствующий договор с Минсельхозом, осуществить комплекс мероприятий, содействующих   объединению  фермеров в  производственные   и потребительские кооперативы, разработать правила, регулирующие внутрихозяйственные отношения в кооперативах, осуществлять впоследствии аудит бухучета и финансовой отчетности кооператива и быть  для  Минсельхоза источником  полноценной информации о  проблемах и результатах  осуществления программы.

 

Раз идея, два идея….

Обращает на себя внимание идея образования  межведомственного координационного совета при правительстве. По замыслу авторов программы, он создается  из  «посажёных генералов» (руководители министерств, ведомств, общественных и других организаций). Его цель — «формирование и проведение государственной политики в области развития сельскохозяйственной кооперации, а также  разработка мероприятий по реализации  программы,   подготовка   предложений для  правительства, обеспечивающих эффективность выполнения программных мероприятий».  Все эти цели и  функции не что иное, как шитая белыми нитками  подготовка ухода  министра от ответственности  в случае  провала   реализации программы.  Но Минсельхоз  по своей   юридической   природе  обладает естественным правом координационного управления, что  открывает возможность привлечения  руководителей  соответствующих министерств, ведомств, общественных организацию к  совместному решению возникающих проблем  путем участия в работе межведомственного  совета,  создаваемого при министерстве и возглавляемого министром.  Совет  станет   эффективным    инструментом  координации действий всех заинтересованных сторон в процессе  ликвидации препятствий,  мешающих объединению фермеров в кооперативы.

Перспективна  идея    Минсельхоза  привлечь международные донорские организации  для помощи в развитии сельскохозяйственного кооперативного движения и организации пилотных сельскохозяйственных кооперативов.  Осуществить с помощью Японии проект «Повышение доходов фермеров через объединение в сельскохозяйственные кооперативы и улучшение управления хозяйством» и пригласить японского консультанта  по организации  кооперативов.

 

Затраты и…  негаданные результаты

Безусловно, такая помощь нам нужна. Но она оказывалась и в прошлом. Так, в феврале 2003 г. при содействии Германского общества технического сотрудничества началась реализация проектов «Развитие товарных  и сервисных кооперативов», «Содействие развитию частной экономики», «Сельская финансовая система», «Содействие профессиональному обучению».  Осуществлен проект «Содействие в развитии  стабильных сельскохозяйственных  предприятий посредством создания кооперативов на юге  Кыргызстана». Исполнитель  —  гуманитарная организация   «Германская агроакция». В 2004 г.  осуществлялись проекты Всемирного банка «Сельскохозяйственный маркетинг и развитие агробизнеса» и  Азиатского банка развития   «Региональное развитие сельского хозяйства». Все они  реализованы в целях поддержки Государственной программы развития сельскохозяйственного кооперативного движения, утвержденной правительством  в 2002 г.

Но где ощутимые  результаты исполнения  этой программы, плана ее реализации и затратных проектов, разработанных, управляемых и оплаченных зарубежными друзьями? Почему, несмотря на освобождение сельхозкооперативов   от налога на прибыль,   на добавленную стоимость,   налога с продаж  и мощную техническую поддержку, количество кооперативов не увеличилось, а уменьшилось  с 1 240 в 2006 году до 426 в 2012-м.

Очевидно,  парламентарии  могут проявить  интерес  к поиску ответа на  вопросы. В противном случае   вторую  программу  развития сельскохозяйственного кооперативного движения   ожидает    судьба  первой. Миллиарды  сомов (7,8), выделенные на реализацию программы, ожидаемого результата (создания 325 сельхозкооперативов к 2017 году) не принесут.

Любопытен и другой «зело исправный», хотя и не новый «прожект». Замышляется «развитие собственной финансовой системы кооперативов, где финансовые ресурсы будут аккумулированы в собственной финансовой компании». Зная все  возможные направления деятельности кооперативов   и их особенности, компания  «сможет предоставлять кредитные ресурсы по более упрощенной процедуре, чем коммерческие банки». Здесь необходимо иметь в виду кредитную деятельность «Айыл Банка». В случае положительного отношения  правительства  к  идее «собственной финансовой компании»  Нацбанк, который имеет богатый опыт   регулирования и контроля  деятельности  кредитных  кооперативов (союзов), может  оказать  содействие в преобразовании банка в кооперативный.

И в заключение. Условием успешного решения задачи развития кооперативного движения в стране, содействия кооперированию фермерских хозяйств служат не только  совершенствование законов и финансовое обеспечение  кооперирования фермеров,    но и  скорейшая разработка положения о порядке  создания  системы селькохозяйственных кооперативов — как производственных, так и потребительских, «содержащего  пошаговое описание правил решения задачи».

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ.






Добавить комментарий