Main Menu

АКБАРА — АКТРИСА ИЗ КАРАКОЛЬСКОГО ЗООПАРКА

Волчица Акбара так спокойно лежала возле своего каменного укрытия, что даже не обратила внимания на служителя Каракольского зоопарка, который вошел в вольер, чтобы наполнить чашку водой, и не проявила при его появлении никакой настороженности. А когда он вышел, подошла к ограждающей сетке и молча уставилась своими серыми, изучающими глазами на снимавших ее посетителей. Да, она заметно отличалась от своей синеглазой, ослепительной, мудрой и осторожной тезки из айтматовской «Плахи». Подумалось, неужели ручная? 

1Служитель на наш недоуменный вопрос ответил, что ее привезли сюда совсем маленькой и выкармливали из соски, поэтому к людям настолько привыкла, что, когда однажды перелезла через сетку вольера, то никуда не убежала, и ее опять легко загнали в него. Местную Акбару здесь еще величают и киноактрисой. Она снялась в игровой ленте со сказочным сюжетом на Алматинской киностудии художественных фильмов. По оценкам казахских киношников, волчица  убедительно и весьма естественно сыграла в картине свою сказочную соплеменницу. Все режиссерские указания  животное охотно выполняло, и работать с ней было легко.

Сегодня в Каракольском зоопарке содержатся 138 животных 34 видов, многих из них принесли сюда сами горожане или гости  областного центра, где расположен единственный в Кыргызстане зверинец. Например, малышку-косулю отдала женщина, которая нашла ее в лесной траве. Мамы-косули, как нам объяснили,  имеют обыкновение рожать своих детенышей именно в траве. Видимо, взрослая мамаша куда-то отошла, а в это время  на детеныша и набрели грибники, которые, порыскав вокруг и не найдя следов взрослых особей, забрали малышку, а уже потом принесли в зоопарк, поскольку не ведали, как ее растить дома. А орла-бородача передали    горнопроходчики с Кумтора. В полете он случайно врезался  в линию электропередачи и пораженный упал вблизи ЛЭП. Редкую птицу, а этот вид занесен в Красную книгу,  подобрали и выходили золотодобытчики, а позже подарили зоопарку. В нем, кстати, имеется еще шесть видов животных, которые также упомянуты в Красной книге.   2

Каракольский зоопарк был основан в 1987 году и понемногу пополнял коллекцию своих обитателей и расширялся. Однако с развалом  Союза  его развитие было приостановлено, всеобщий  хаос и разруха докатились и сюда, зверинец был оставлен на произвол судьбы и кое-как выживал. В 1998 году в КР стал действовать проект  «Снежный барс», который реализовывался на средства Союза охраны природы Германии (НАБУ). Во время работы над ним специалисты отметили, что не только этот вид нуждается в защите и поддержке, но и другим животным в республике они также не помешали бы.  И городская администрация Каракола в 2002 году заключила с немцами соглашение о передаче зоопарка в аренду. Все эти годы германская сторона оплачивала питание зверей и птиц и работу сотрудников. По настоянию спонсоров он был переименован в Центр защиты диких животных, а созданное инициативной группой общественное движение получило созвучное Союзу охраны животных Германии название «НАБУ».

— Однако с течением времени дальнейшее развитие зоопарка в рамках немецкого проекта застопорилось, — рассказала нам его директор Салтанат Сеитова. — Спонсоры потребовали сокращения своих расходов, и последние годы мы уже своими силами, как могли, перестраивали старые вольеры, проводили обмен животных с другими зоопарками СНГ. К примеру, нам привезли двух бурых медведей с кличками Курманбек и Татьяна, изъятых из домашнего зоопарка брата экс-президента К. Бакиева. Их мы отправили в Алматы, а в обмен получили антилоп, одногорбых и двугорбых верблюдов, зимних японских макак, двух диких кабанов и пятнистых оленей. Место же бурых тянь-шаньских медведей  заняли медведицы Машка и Дашка.

3Это не очень понравилось нашим зарубежным спонсорам, и они сообщили, что в сентябре этого года финансирование прекращают. Для поддержания зоопарка в рабочем состоянии ежегодно требуется 5 млн. сомов, сообщила нам Салтанат Сеитова. Немцы отказывались вкладывать деньги в наше развитие, так как это не входило в планы их проекта, ориентированного лишь на помощь в популяции снежного барса. Да, если быть честным, то выделяемых по линии Немецкого союза охраны живой природы 2 тысяч евро для поддержания Центра защиты диких животных на плаву нам не хватало, поэтому мы обратились за помощью к государству и нашли поддержку и понимание у руководства Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР. В начале текущего года они нашли средства для закупки кормов для обитателей зоопарка. Эта сумма составила 302 тысячи сомов. Нам было также обещано, что вопрос с питанием животных будет решен в 2014 году.

Вообще, по словам директора, в последние полтора-два года с приходом нового руководства в госагентство наладилась работа и в Нарынском заповеднике, а также в находящемся при нем питомнике благородных оленей-маралов. Поголовье этих грациозных животных, занесенных в Красную книгу, здесь стало расти. Этот заповедник — единственное место в Кыргызстане, где в большом количестве еще сохранилась местная популяция благородного оленя. Тут успешно функционирует  питомник маралов, который образован для их восстановления и сохранения. В 2006 году из каракольского зоопарка в него передали две самки марала, а в прошлом году сюда из Каракола привезли самца-производителя в возрасте семи лет.4

Разумеется, сотрудники зверинца не сидят на месте и многое делают для его спасения. В Караколе силами городской общественности создан общественный фонд «Бугу Эне» по защите безнадзорных диких животных, которых в природу вернуть невозможно, поскольку они не смогут там должным образом адаптироваться. Его как раз и возглавила неутомимая и неравнодушная Салтанат Сеитова. Основной деятельностью фонда станет объединение усилий всех заинтересованных лиц в содействии осуществлению конкретных действий по сохранению, защите,  изучению и восстановлению животного и растительного мира Кыргызстана.  Недаром для названия фонда был выбран главный символ  единения человека с природой, встречающийся еще на петроглифах, в убранстве юрт, на ширдаках, национальной одежде.

Это великий образ Матери-оленихи — Бугу Эне.  Он переходит в память каждого поколения кыргызов и обязывает людей считать своим священным долгом бережное отношение к природе и всем живым существам, населяющим край Ала-Тоо. С помощью сотрудников фонда планируется организовать специальные мероприятия, проводить медийные кампании, благотворительные марафоны, нацеленные на повышение осведомленности населения об ответственном отношении к животным. Деятельность фонда будет вестись совместно с Госагентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР, а также в альянсе с экологическими и ветеринарными службами республики и другими организациями по защите животных.

5 Как сообщила С. Сеитова, сейчас зоопарк остро нуждается в спонсорах, поскольку Союз охраны природы Германии,  ранее осуществлявший финансирование, его останавливает. Желающих поддержать зверинец  фонд будет искать прежде всего среди граждан КР. Возможно, потом подключатся иностранные инвесторы.  Помимо обеспечения животных кормами и пищевыми добавками, нужны также средства на развитие, для ремонта и ограждения вольеров, застройки свободной территории. Общая площадь Каракольского зоопарка составляет 7,5 га, а освоены на сегодня пока  лишь три гектара. Сейчас готовность поддержать каракольских защитников животных высказала компания «Кумтор». Также немалые надежды они связывают и с будущим своим вступлением в Центральноазиатскую ассоциацию зоопарков и аквариумов.

Это даст каракольцам международный статус и упростит процедуру ежегодного обмена опытом и коллекциями. В ближайших планах коллектива — вернуть название и статус зоопарка, поскольку Центром защиты диких животных он стал называться по настоянию немецких спонсоров. А как зоопарк он может уже подать заявку на вступление в Евразийский союз зоопарков и аквариумов. В этом им пообещали помочь коллеги из зоопарков Алматы и Шымкента.

Это, как полагает С. Сеитова, поможет им участвовать совместно с госструктурами в реализации Международной программы СИТЕС  по пресечению контрабанды животных, конфискации и выхаживанию жизнеспособных особей и по возможности выпуску их в естественные условия.

Есть у каракольцев и планы по созданию на своей базе питомника для  разведения редких животных, что позволит им участвовать в международных программах по размножению редких и исчезающих видов. А поскольку все зверинцы мира нуждаются в получении свежей крови, то зоопарк в Караколе может стать генетическим банком для видов животных, обитающих в самом Кыргызстане и за его пределами. Использование этого генофонда для изучения, пополнения естественных популяций и экспонирования также является одним из направлений программы СИТЕС.

Самой же большой мечтой директора зоопарка Салтанат Сеитовой, его сотрудников и членов фонда «Бугу Эне» является то, чтобы нашлись средства для создания Бишкекского сафари-парка, где строительство вольеров будет иметь ландшафтный тип, а условия обитания в нем будут максимально приближены к естественным. Сейчас каракольцы разрабатывают для будущего сафари-парка  собственную концепцию, основой которой станет преимущественно экосистемное содержание братьев наших меньших.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Равиля ВАХИТОВА.






Добавить комментарий