Main Menu

Поющие над волнами. Послесловие к I Международному Иссык-Кульскому фестивалю популярной песни «Мейкин Азия»

Четыре дня мы жили с ребятами, приехавшими завоевывать Гран-при  фестиваля,  в одном санатории (организаторы, видимо, не случайно определили нашей общей крышей «Кыргызское взморье», чтобы  мы могли брать у певцов интервью), питались в одной столовой, гуляли по тем же аллеям и  … не ценили того, что, может быть,  стали участниками (в качестве журналистов) грандиозного события. Уже по возвращении в Бишкек прочитала на одном из сайтов в комментариях  зрителей: мол, на Иссык-Куле рождалось немало ярких проектов, умрет и этот. Есть основания полагать, что так не произойдет. Во-первых, и  в главных, для Кыргызстана  «Мейкин Азия» («Просторная Азия») — гораздо больше, чем  развлекательный проект. Возможно, это  та самая точка отсчета, когда страна начнет подниматься с колен и формировать новый имидж в глазах всего мира. А,  во-вторых, есть солидные партнеры: Китай, Турция, Россия (представители шоу-бизнеса, движимые, естественно, коммерческими целями). Вспоминается, как  Алена Высотская, российская звезда, обладательница спецприза Аллы Пугачевой, приглашенная в качестве  почетной гостьи на  фестиваль, призналась, что, когда  на церемонии открытия зазвучал Гимн Кыргызской Республики, она прижала руку к сердцу, желая поддержать нас.

2…В самом деле: а почему бы и нет? У России и Латвии есть «Новая волна», у Беларуси — «Славянский базар в Витебске”, у Казахстана — «Жас канат», «Шабыт», «Астана»… Но ни у кого из них нет Иссык-Куля. Одним из членов жюри «Мейкин Азии» был российский актер и продюсер реалити-шоу «Дом-2», композитор, автор саундтрека к сериалу «Где ты» и других песен Олег Челышев. За месяц до этого он приезжал отдыхать на озеро с  группой коллег по шоу-бизнесу,  в том числе еще с одним членом  жюри «Мейкин Азии» — генеральным директором компании Fashion House International Вадимом Хусаиновым. 3Так вот, в те дни к сведению потерявших его друзей он разместил в Интернете  фото Иссык-Куля и роскошных роз побережья с комментариями: «…Иссык-Куль — это фантастическое зрелище. …Я вижу это чудо своими глазами. А как пахнут эти розы…» А в завершающий вечер «Мейкин Азии», когда мы подошли к Олегу Челышеву с просьбой дать оценку фестивалю,  он сказал: «Для пилотного проекта это очень хорошее начало — я не  вижу никаких организационных неувязок. Судя по старту, у конкурса есть все шансы занять достойное место в мире». Обведя глазами все окружающее великолепие: тающие в сумерках горы, озеро, он добавил, что лучшего места для зрелищных проектов просто не сыскать.

Куда уехал приз

Гран-при «Мейкин Азии»  взял 19-летний юноша из Казахстана, студент Актюбинского музыкального колледжа, которого, видимо, в честь Динмухаммеда Кунаева нахвали Димашем.
Талантливый парень увлекается плаванием, баскетболом, его любимые актеры — Джеки Чан, Асанали Ашимов, любимое кино — все фильмы с участием Джеки Чана, «Кочевник», «Рэкетир», любимая песня — «Джамайка» Робертино Лоретти.

4 6 7

А потому только что завершившийся  первый фестиваль популярной песни 5«Мейкин Азия» нуждается в том, чтобы все разложить по полочкам: что получилось, что — нет.

 

О крыше буквально

  2 1Главным неудобством был холод. Организаторы (главный среди них — Министерство культуры, информации и туризма) не угадали дату и прогноз. Фестиваль был назначен на 18-21 июля, то есть на период пика туристического сезона, когда прогреваются и воздух, и вода и отдыхающих (потенциальных зрителей) — вал. Однако этим летом погодка на Иссык-Куле подвела. Пансионаты к назначенной дате  заполнились на треть. К примеру,  по аллеям «Кыргызского  взморья» прогуливались редкие отдыхающие, и пляж полупустовал. Для  фестиваля отвели лучшее место  на  северном побережье —  «Рух Ордо». Сцену соорудили у самой воды, а стулья для зрителей и жюри расставили прямо на шелковой траве зеленых газонов, полагая, что для такого случая — не жалко (но, честно говоря, было жаль ходить по живому). По всей видимости, рассчитывали, что зал не поместит всех зрителей, а самое главное, не желали лишать нас роскоши присутствия  среди  живой природы. По примеру Юрмалы, но лучше — там нет гор. Но ведь в Юрмале-то крыша есть, только по  бокам —  открыто. В первый вечер конкурсной программы «Мейкин Азии» от воды шел пронизывающий холод, потом пошел дождь, правда, редкий и ненадолго, но  заставил часть зрителей  разбежаться, а остальных с завистью посматривать на войлочное сомбреро председателя  жюри,  народного артиста и ректора Национальной  консерватории Мурата Бегалиева.  Во второй вечер было уже теплее (либо мы уже  закалились). А на третий пошел настоящий дождь — к счастью, тоже кратковременный.

Мурат Иргалиев Султану Раеву — как творец творцу: «Не теряйте амбиций, ребята!»

Так вот, по этому поводу  есть несколько мнений. Одни говорят: нужно переносить фестиваль на август,  когда погода на Иссык-Куле устанавливается и не капризничает. Сотрудники  Министерства культуры, информации и туризма мечтают о концертном зале на несколько тысяч зрителей при въезде в Чолпон-Ату (примерно у того места, где Рысбек Акматбаев построил мемориал), утверждают: ландшафт идеально подходит для амфитеатра. А третьи, в частности, казахстанский продюсер, создатель «Азия дауысы», «Жас каната» и «Астаны» Мурат Иргалиев, считают, что, если только ради фестиваля, то на такие затраты не стоит идти.

 

О спонсорах

1Финансирование конкурса, пожалуй, самый интересный вопрос. Проблема номер один,  по словам  автора идеи «Мейкин Азии», министра культуры, информации и туризма Султана Раева. Мы рассказывали в предыдущих номерах,  что общий бюджет фестиваля составил 5 млн. сомов. Часть из них выделили из своих  резервных фондов Президент страны и премьер-министр, часть — из бюджета республики. Оставшуюся  сумму Жанторо Сатыбалдиев уговорил буквально в последние дни  взять на себя одного из сотовых операторов (честно говоря, тот от этого не проиграл: все дни фестиваля на мониторах табло сиял его логотип, кроме того, по указанному им номеру народ посылал SMS с указанием имени певца-кандидата на обладание призом зрительских симпатий).

Параллели

Международный конкурс исполнителей  популярной песни «Азия дауысы» («Голос Азии) родился в Казахстане в 1990 г. В нем, как и в «Мейкин Азии», участвовали 15 стран. Уже через три года шоу стало членом Международной  федерации организаторов  фестивалей. А в 1997-м  решением этой организации ему было присвоено звание лучшего  фестиваля года. На площадке Медео, где проходил «Азия дауысы», пели по приглашению хозяев Тото Кутуньо, Патрисия Каас, Пупо, Джимми Саммервиль, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, Митхун Чакраборти,  «Бони М», Валерия, Жасмин и другие.
В последний раз «Голос Азии» прозвучал в 2004 г.
«Славянский базар» появился на свет в 1992 г., и участвовали в нем  всего восемь государств. Сейчас  число стран, выставляющих своих конкурсантов, доходит до двух десятков. Как правило,  поле фестиваля — это великолепная возможность для  больших звезд заработать деньги. Этим летом на  площадках «Славянского базара» до и между  конкурсами певцов давали свои концерты Елена Ваенга (стоимость билета от 340 тысяч  до 500 тысяч белорусских рублей), Александр Малинин (от 200 тысяч до 350 тысяч), Кристина Орбакайте (от 220 тысяч до 400 тысяч).
Билеты на торжественное открытие фестиваля продавали за 450 тысяч — 980 тысяч рублей (один сом — примерно 182  белорусских рубля).
Первые два вечера «Мейкин Азии» вход в  «Рух Ордо» стоил от 300 до 500 сомов,  в третий (гала-концерт) — от 500 до 800 сомов.
Гран-при «Славянского базара» в этом году составил $15 тысяч,  1-я  премия — $9 тысяч,  2-я —  $6 тысяч, 3-я — $3 тысячи.
Гран-при «Мейкин Азии» -$7 тысяч, 1-я премия — $4 тысячи, 2-я премия —  три номинанта, каждому по $2 тысячи, 3-я премия —  четыре номинанта, каждому по $1 тысяче.

8Генеральным партнером выступил турецкий телеканал Avaz, который взялся транслировать «Мейкин Азию» с помощью спутника в 37 странах. Китайцы доставили  светозвуковое оборудование — одно из  лучших в Центральной Азии, по оценке сотрудника  Министерства культуры и туризма. Именно благодаря этой технике было обеспечено яркое шоу.  «Обалденный свет и очень крутой звук», — восторженно охарактеризовала конкурсантка из России Христина Дорошенко. Оборудование дорогостоящее, и, как нас информировали, с китайцами ведут переговоры, возможно, половину его стоимости  они возьмут на себя.

«Кумтор оперейтинг компани» согласилась оплатить проживание и питание  участников и гостей. Целый ряд пансионатов, по которым   раскидали приехавших, пошел на уступки в цене — бегущая строка неоновой рекламы у основания сцены без устали перечисляла их названия.

На любое музыкальное шоу, если организаторы рассчитывают раскрутить его и в перспективе получать прибыль, должны приглашаться звезды. Чем именитее звезды,  тем больше зрителей. «Мейкин Азия» делала большую ставку на популярнейшего турецкого певца Мустафу  Сандала. Тот дал добро, один из партнеров  обещал взять на себя оплату его выступления, но потом предложил сделать это  кыргызской стороне. Но поскольку у наших  таковых денег не имелось (гонорар певца тянул на половину бюджета фестиваля), пришлось отказаться от идеи.

В интервью «Слову»  Султан Раев поделился мыслью: чтобы обеспечить устойчивую базу для  следующих конкурсов «Мейкин Азия», с «Кумтор оперейтинг компани»  и  с сотовым оператором, возможно, будет  заключен меморандум о сотрудничестве.

Об участниках

 У большинства слетевшихся на Иссык-Куль ребят  (15 стран, 25 конкурсантов) за спиной  были победы на национальных и международных конкурсах. Мурат Бегалиев, к слову,  в интервью нашей газете очень высоко оценил уровень россиян, казахстанцев и кыргызстанцев. Но были и слабые, неподготовленные. К примеру, члены жюри отмечали непрофессионализм парня из Индонезии, сопровождавшего свое пение игрой на национальном инструменте. Организаторы  сделали для себя вывод: надо работать со странами-участницами, чтобы те проводили у  себя жесткий отбор конкурсантов и посылали сюда действительно самых лучших.

 

О названии

 На призыв Кыргызстана откликнулись все страны региона,  за  уже традиционным исключением Туркменистана  (Жаль. Вроде бы при  нынешнем Президенте страны железный занавес приподнялся). А кроме этого, приехали ребята из Республики Саха-Якутия, Татарстана, Москвы, Южной Кореи, Азербайджана, Турции, Армении,  Кубы, Филиппин, Украины. Так что, если быть точным, следовало бы назвать фестиваль «Мейкин Евразия».

 

Слово бывалого

12

С Муратом Иргалиевым, создателем «Азия дауысы», «Жас каната», «Астаны», на «Мейкин Азии» произошел курьез: наши, пригласившие его в состав жюри, написали его фамилию в программе фестиваля  ЕРГАЛИЕВ. Однако прославленный  продюсер не обиделся.  «Это по-кыргызски так пишется», — пошутил он. Мы взяли у него интервью по завершении второго дня конкурса.

— Мурат, почему угасла «Азия дауысы»?
— Чтобы не мешать «Мейкин Азии».
 — А если серьезно?
— Просто совпало с самым тяжелым для Казахстана, кризисным временем.
— «Мейкин Азия» — первый для Кыргызстана фестиваль такого размаха. Очень важно услышать ваше мнение о минусах подготовки, чтобы избежать их в дальнейшем.
—  Когда возникла идея фестиваля, и решили его проводить, мне звонили, спрашивали, я с удовольствием советовал. О минусах, которые обнаруживаются по ходу, мы  говорим каждый день с организаторами, некоторые  успеваем устранить. …Очень важно сразу заявить о своих амбициях. У вас это получилось. Во-первых, прямая трансляция  через спутник — не каждый конкурс берется это делать с самого начала. Во-вторых, хороший профессиональный  уровень конкурсантов, компетентный состав жюри — это тоже показатели  амбиций.  И, наконец, достаточно солидный призовой  фонд, что очень важно. Понятно, что каждый конкурсант едет показать себя, набраться опыта, потусоваться, но и экономический стимул для него имеет не последнее значение. …Я думаю, мы будем продолжать сотрудничество.
— Как все-таки лучше проводить фестиваль: под открытым небом или под крышей?
 — Открытое небо, закрытое… — это не имеет значения. 17 лет «Азия дауысы» жила под открытым небом. «Славянский базар» — тоже. Однажды на его открытии пошел дождь, и Президент Лукашенко, выйдя на сцену, сказал: «Значит, с нами Бог». Вам повезло: Бог уберег вас от проливного дождя. Стоит ли ради одного  фестиваля идти на такие затраты — строить крышу? На «Азия дауысы» у меня всегда спрашивали: «А будет дождь?» Я всегда отвечал: «Да, будет!» И все запасались  зонтиками, шляпками, теплой одеждой…
—  Нурсултан Абишевич осуществляет все новые и новые проекты, чтобы поднять вес Казахстана в глазах мира: Астанинский экономический  форум с участием  нобелевских лауреатов, Евразийский медиафорум под патронажем Дариги Назарбаевой в Астане…
— …в Алматы…
—  …С прошлой осени Евразийский медиафорум  проходит уже в Астане, я  была его участницей. Почему не возрождается «Азия дауысы»  с его раскрученным именем?
— Да, идут разговоры о возвращении  фестиваля. Но нельзя дважды войти в одну реку. Если и возрождать, то это должно быть круче. …В последние годы организовывать «Азию дауысы» было все тяжелее из-за финансовых трудностей. Наконец власти сказали: «Мурат, мы можем его проводить, но денег недостаточно, будет средний  уровень”. Я не захотел. Обиды у меня нет. По крайней мере, удалось организовать новый конкурс «Астана», на котором зарубежные исполнители поют казахские песни на своем языке, а также «Жас канат» — мое любимое детище. Я просто счастлив, что могу больше времени уделять его участникам. Вы видели некоторых лауреатов и победителей  на «Мейкин Азии», это очень сильные ребята. Я мог бы привезти  десяток таких.  …И потом, за эти годы я отдохнул и укрепил свое здоровье.
— «Мейкин Азия» может занять вашу нишу. Не обидно?
— Нет, я всегда был человеком мира. Приятно, что вся команда, которая участвует в проведении «Мейкин Азии», включая операторов и звукорежиссеров, знает меня и смотрит как на человека-легенду. Значит, жизнь прожита не зря.
— Спасибо  огромное. Пусть у вас все будет хорошо.

Кифаят АСКЕРОВА. Фото автора.

 




(Next News) »



Добавить комментарий