Main Menu

«ИГРОМИР-2013»: СМЕЙСЯ, ПОЙ, ТАНЦУЙ, РИСУЙ…

«Этномир» — этнографический парк под открытым небом, расположенный близ деревни Петрово в Калужской области России,  уникален тем, что здесь пусть на короткое время, но каждый может стать коренным жителем любой страны мира, познакомиться с экзотическими культурами, традициями, бытом.
В начале мая здесь проходил I Международный фестиваль детских и традиционных игр народов мира, на который был приглашен кыргызстанец Таалайбек Уметов, доктор педагогических наук. Профессор, можно сказать, и стал «отцом» идеи – проведения данного мероприятия, высказав предложение в своей книге «Игры народов Средней Азии и Казахстана».
Наш разговор с ним о том, что происходило на фестивале и как он представлял на нем нашу страну.

1— Таалайбек Эгембердиевич, известно, что вы еще в 90-х годах предлагали построить этнопарк в Кыргызстане, но идея оказалась невостребованной…
— Да, вместе с нашей бывшей землячкой, а ныне ректором Московского социально-психологического института Светланой Бондаревой мы мечтали о его создании у нас. Надеялись, что при поддержке Ассамблеи народа Кыргызстана мечта вполне могла стать реальностью. Бондарева даже была на приеме у супруги первого президента страны с просьбой о поддержке идеи и выделении места для строительства, но…
— Ваша идея, реализованная в России, не разочаровала вас при встрече?
— Напротив, восхитила масштабом проекта и организацией работы в нем. Все дни задействованы различными праздниками: семьи, кухни, солнца, воздушных змей, танца и т. д. Прямо у входа можно познакомиться с предстоящими мероприятиями и временем их проведения. То есть посетители заранее могут планировать свои поездки сюда.
Мне прислали план-программу, но, к сожалению, принять участие ни в одном празднике не могу – далеко живу.
— Расскажите, что собой представляет этот центр?
— Знаете, заходишь в «Этномир», минуешь административную часть и попадаешь в огромную галерею, наверное, метров триста, называемую улицей Мира, один из лучших проектов этого центра, по моему мнению. По обе стороны она застроена домами в традициях разных стран. В ряд стоят избы с соломенными крышами, австралийские и китайские домики, египетские строения.
По центру этой галереи – большой Купол, под которым вращается огромный Земной шар. Это место проведения массовых мероприятий.4
На всем протяжении галереи  там и  тут стоят представители своих народов, которые пропагандируют культуру, предлагают национальные поделки и игрушки.
В день открытия фестиваля мне тоже поставили 3-4 стола, на которые я выставил всю привезенную игровую атрибутику. Признаться, предполагал, что будет зал, где соберутся слушатели, которым буду рассказывать и показывать видеослайды о наших народных играх. На деле все оказалось иначе. По улице Мира, словно в игре «Ручеек», проходили люди. Заинтересовало, останавливались.
Меня лично зацепило происходящее под Куполом, где студенты из латиноамериканских и восточноазиатских стран давали уроки танцев, показывая желающим движения. Привлек внимание огромный детина. Сначала сидел как зритель, но ритм музыки заманил его на танцпол. Он танцевал с маленькой  девочкой, которая не боялась незнакомого мужчины и  не стеснялась. Закончилась мелодия, похлопали друг другу, посмеялись и разошлись в стороны. Атмосфера была настолько интересной и доброжелательной, что мне подумалось, а ведь это большой потенциал в объединении народов.
МИР НА ЛАДОНИ
«Этномир» — музей под открытым небом и одновременно культурно-образовательный центр – принял первых посетителей в 2009 году. Его деятельность осуществляется под эгидой ЮНЕСКО. Главный принцип экспозиций и организации пространства — мир как на ладони. Этнодворы – это традиционные поселения в миниатюре. В каждом из них живет хранитель традиций, рассказывающий посетителям об особенностях представляемой культуры. 6
«Этномир» — музей, в котором можно жить. Гостиничные домики тоже в разных стилях. Уже построены отели в белорусском и украинском. Можно остановиться и в юртах, на выбор – кыргызская, тувинская, хакасская.
Территория культурно-просветительского центра занимает 260 000 квадратных метров. Но строительство еще не закончено. Его завершение планируется  только к 2020 году.7
Майский «Игромир-2013» — это роспись красками пластиковых шариков и себя заодно под боевой индейский раскрас, это возможность создать свой собственный мультфильм,  получить роль и сыграть  тут же на сцене перед посетителями центра,  научиться танцевать польский полонез, поиграть на барабанах в Доме Африки, метнуть копье, пострелять из лука, запустить бумеранг, узнать, как делается и чем отличается от саксонского китайский фарфор и еще масса прочего интересного, о чем и не рассказать  в рамках одной публикации.  Это надо видеть собственными глазами.
Вот что рассказала в Интернете одна из школьниц:
— Я всегда мечтала увидеть собаку с голубыми глазами – хаски. Наконец-то мечта моя сбылась. Рыжевато-белая, а глаза у нее такие удивительно голубые, что кажется будто в центр зрачка капнули синей акварели. А еще мы с подругой побывали в Доме Франции Я купила  арома-медальон для мамы, а она попробовала сделать духи и мыло. Интересно, правда? Очень хочу вновь приехать сюда с родителями и не на один день.
…Выходишь из галереи и  тут  —  открытое пространство, на котором уже построены настоящие дома разных народов мира. Есть даже замки. И где-то вдалеке, у самой кромки лесопосадки, приютились 4-5 юрт.
— Кусочек родины?
— Да, за которую стало обидно. На небольшом столе кучей свалены серые невзрачные поделки из войлока. Кто их привез и зачем такие, непонятно. Утром, когда открывается «Этномир», никто не стоит возле стола, не предлагает, как у других, не рассказывает о культуре нашего народа.
— У ваших столов было много заинтересовавшихся кыргызскими народными играми?
— Не скажу, что очень много. Помешал, вероятно,  дождь. Но, например, ребятня из школы при посольстве Индии в Москве, приехавшая во главе с ее директором, облепила столы и долго не отходила, а потом, покрутившись по улице Мира, вновь вернулась: «Можно мы доиграем?».
— И какая же игра их так увлекла?5
— Тогуз коргоол. Правда, я ее немного изменил и назвал беш коргоол: 5 луночек, 5 камней.
На фестивале работали волонтеры — студенты-иностранцы из Москвы. Организаторы мероприятия попросили меня провести для них семинар. Поначалу молодежь заойкала, мол, зачем это и надолго ли? Узнав, что занятие займет час, согласились, но шли неорганизованно, тянулись. А потом не хотели уходить и задержались еще на полчаса больше отведенного времени: столь азартно и охотно играли. Крутили простую нитку с пуговицами, которая в ловких  руках становится словно резинка, понравилась игра с косточками, а какой хохот стоял, когда ребята пытались пиалу, наполненную водой, перемещать одной рукой вокруг своего тела. Столько было эмоций, столько желания справиться вроде бы с простеньким на первый взгляд заданием.
Я рассказал студентам, что в народной педагогике в основном используется  бросовый, подсобный материал. Например, альчики. «А что это?» — заинтересовались они. Узнав, что бараньи кости, удивились: «У вас в них играют?». Показал как и поведал, что раньше ребенку на люльку вешали раскрашенные альчики. Малыш хватал их ручками и тем самым развивал сенсорику и моторику.
Перед поездкой в Россию я ходил на базар в поисках специальной природной краски. Затем дырявил и раскрашивал кости, нанизывал, как бусы, на нитку. Хотелось все показать красиво и интересно.
— Но ведь целью вашей поездки на фестиваль не был только показ наших игр, так ведь?
— Конечно, главным было объяснение, что каждая игра дает для развития ребенка. Кто-то поиграл и ушел. А одна русская женщина с двумя детьми обратила на себя мое внимание именно тем, что расспрашивала, для чего тот или иной атрибут игровой, как его использовать. Потом видел, как дети ее ходили на ходулях и участвовали в других забавах, предлагаемых московским Дворцом  детского и юношеского творчества. Забава – это тоже неплохо. Но моя цель – объяснить участникам фестиваля,  чем  полезны наши игры, ведь у любого народа ничего просто так не делалось. Все, что появлялось случайно, отшлифовано веками как алмаз, превращающийся после огранки в бриллиант. Сохранившееся в столетиях надо не только показывать, но и говорить о его развивающем значении.
Кстати, когда меня попросили провести семинар еще и для сотрудниц «Этноцентра», я повел разговор о схожести игр у разных народов и о том, насколько это людей сближает. Мы действительно дети одной Земли и нас разделяет лишь то, что мы – люди, сами придумали.
— Вы отмечаете огромное желание организаторов фестиваля сделать его по-настоящему интересным и оригинальным, атмосферу доброжелательности, нивелирование возрастов его участников, а самому не захотелось покуражить слегка как в детстве?2
— Было немного.  С удовольствием поиграл в тайчи теннис, новый вид спорта, возникший в Китае. Там даже проводят соревнования, в которых принимают участие и дети, и взрослые. Тайчи теннис популярен сегодня в Европе, Америке, Японии, Украине, России.  Был еще забавный момент: неподалеку от моих столов продавались водяные свистульки, которые пользовались успехом у посетителей. Эка невидаль, подумал я, взял кусочек полиэтилена, поднес к губам и понеслись птичий щебет и свист.
«Можно у вас купить эту свистульку», — попросила одна из заинтересовавшихся женщин. «Пожалуйста», — протягиваю к ее нескрываемому удивлению лоскутик полиэтилена.
— И продали?
— Да нет конечно. Все, что привез, раздарил. Ребятам из детского дома, выигравшим конкурс рисунка, вручил поделки воспитанников бишкекского детского сада № 106: юрту из войлока, туш кийиз, игрушки из соленого теста. Студентам отдал нити с пуговицами. Девчонкам куколок, которые смастерил из платочков. В общем, что кому нравилось, дарил.
— А что почерпнули для себя, как исследователя?
— Убедился еще раз в том, что людей разделяют только цвет кожи и место проживания. У нас схожи традиции, пословицы, легенды, игры. Безусловно, они имеют регионально-географические особенности, но суть  — доброта, миролюбие, доброжелательность, уважение к старшим и забота о младших – одинакова.
Как ученый сожалею об отсутствии этнопарков в нашей многонациональной, как и Россия, республике, потому что  это мощная и огромная база для исследований политологов, психологов, социологов и педагогов на предмет межкультурных и межэтнических отношений, взаимовлияния культур. А также уверен в пользе ее для политиков и дипломатов при их подготовке к визитам в разные страны. Познакомившись с традициями, бытом, особенностями культуры и обычаев  народа, значительно легче налаживать деловые связи.
«Во всех культурах, конфессиях и мифологиях через игру познавался мир. Благодаря ей человек получал как жизненные навыки, так и удовольствие. Живите и вы радостно. Относитесь к жизни как к игре, становясь при этом сильнее и добрее. И давайте вместе сделаем этот мир светлее и счастливее».
Из выступления на открытии фестиваля 
Руслана Байрамова, руководителя проекта «Этномир».
На этом фестивале я имел возможность на практике убедиться, что игры народов действительно только называются по-разному. Об этом говорили мне представители Индии, Боливии, Перу. Я записал эти названия. И в своей будущей монографии намерен четко обозначить – игра не знает национальных и государственно-административных границ. Кстати, студенты, бывшие на моем семинаре в «Этномире», говорили, что будут показывать наши игры в своих странах. Разве это не здорово?!
— Скажите, а кто оплачивал вашу поездку на фестиваль, ведь это не дешевое удовольствие?
— Все расходы моей поездки взяли на себя москвичи, а именно — Московский социально-психологический институт. Пользуясь случаем, выражаю благодарность его ректору Бондаревой С. К., в свое время оценившую мои книгу о национальных играх и работу в данном направлении, а также организаторам фестиваля и команде, с которой работал.
Беседу вела 
Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото предоставлены 
Т. Уметовым.






Добавить комментарий