Main Menu

Логист — профессия XXI Века

Модное слово «логистика» появилось в современном обиходе сравнительно недавно и ведет свое происхождение от греческого logistike, что дословно означает «искусство вычислять, рассуждать, думать, мыслить».  Кафедра, где профессионально изучают и преподают все тонкости этой молодой у нас профессии (к слову, в некотором смысле пришедшей на смену советскому снабжению), есть и у нас в стране в Кыргызско-германском техническом институте Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова. Наш разговор обо всех тонкостях этого ремесла с  кандидатом экономических наук, профессором, заведующим кафедрой логистики Акылбеком УМЕТАЛИЕВЫМ.

333— Акылбек Сапарбекович, расскажите для начала, как вы пришли в эту профессию?

— В свое время я окончил Фрунзенский политехнический институт по специальности «инженер-механик». После получил богатый опыт менеджмента в горнодобывающей отрасли, в частных промышленных компаниях, в проектах Всемирного банка. Кроме того, у меня дипломы Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, бизнес-школы Университета Йорка (Торонто, Канада), Международного учебного центра ООН (Турин, Италия). Сфера моих профессиональных интересов касалась экономики, управления производством, организации закупочной деятельности предприятий, внешнеэкономической деятельности и собственно логистики. Сейчас я практикующий консультант-эксперт в сфере государственных закупок, активно занимаюсь и научной работой, пишу монографии, статьи по вопросам модернизации экономики, управлению закупками, реформе образования, разработке стратегии и проекты развития.

— Почему возникла идея создания кафедры логистики?

— Создание кафедры и направления логистики в Кыргызстане, я думаю, стало логическим шагом, ведь логистика уже развивалась в нашей стране. Люди с профессией логиста востребованы на транспорте, в торговле, туризме, секторе малого и среднего бизнеса. Государственный образовательный стандарт высшего образования предусматривает приобретение такой компетенции при подготовке как бакалавров, так и магистров. Кроме того, логистика оправдывает сегодня ожидания и требования современного бизнеса и рыночной экономики.

Еще до создания такой специализированной кафедры мы достаточно широко обсуждали эту идею с бизнес-сообществом Кыргызстана и получили самую горячую поддержку со стороны таких солидных компаний страны, как «Кока-Кола», «Шоро», «Форестер», «Акун», «Кыргызконцепт», ряда транспортных предприятий.

Предприниматели страны не просто поддержали идею внедрения современных высоких стандартов при подготовке таких профессионалов, они практически единодушно отмечали актуальность логистического бизнеса на нашем рынке. Крупные компании выразили готовность сотрудничать. Они очень надеются, что кафедра логистики станет центром образования, науки и практики. Бизнес-структуры даже выразили готовность подписать договоры с нашей кафедрой и предоставить работу нашим выпускникам.

— Пожалуй, это тот редкий случай, когда рынок диктует потребность в профессионалах определенного направления, а не само учебное заведение гипотетически готовит специалистов, которые, как ему кажется, будут нужны. Или я ошибаюсь?

— Отчасти вы правы. Но ведь вузы чутко реагируют на потребности рынка труда, а иначе им просто не состояться, не выжить, тем более что емкость кыргызстанского рынка достаточно ограниченная. Но дело не только в умении разглядеть запросы рынка. Бизнес также рассчитывает, что обучение по требуемой специальности станут проходить по современным и конкурентным программам и мы будем готовить действительно компетентных специалистов, а наши преподаватели станут получать за свой труд достойную заработную плату. Важно обеспечить студентам современный уровень материально-технического и инфраструктурного обеспечения учебного процесса.

— Такие пожелания высказали предприниматели? 

— Я вам больше скажу, для них важно, например, чтобы, помимо высоких профессиональных требований, набор студентов  осуществлялся по высоким баллам по ОРТ (общереспубликанского тестирования). Они ждут от наших выпускников отличного знания английского и немецкого языков, умения  владеть соответствующими компьютерными технологиями. Важны даже такие личностные качества, как честность, навигационная скорость мышления.

Если университет, наша кафедра готовы выполнить указанные требования, то бизнес-сообщество готово оказать доверие выпускникам, заранее подписать договоры о найме их на работу. Обнадеживает, что по итогам набора абитуриентов в 2011 году на 10 бюджетных мест зарегистрировались 197 претендентов со средним результатом ОРТ 177 баллов. Это яркий сигнал об актуальности профессиональной логистики в нашей стране.

— Так сколько же таких специалистов Кыргызстан получит в ближайшее время? И еще, расскажите о планах кафедры на ближайшее время, о международных контактах.

— Сейчас на нашей кафедре обучаются 112 будущих бакалавров. Процесс обучения ведется по кредитной технологии на базе Болонского процесса в тесном сотрудничестве с университетами и компаниями Германии. Надо сказать, что за довольно короткий срок были разработаны учебно-методические комплексы, отлажен образовательный процесс. Сотрудники кафедры работают не только очень напряженно, но и творчески. Я хотел бы выразить особую благодарность Гулжан Асанакуновой, Тынчтыку Муканову, Кариме Бектургановой, Расие Коджомуратовой, Айнуре Табалдиевой, Айпери Калчороевой и другим преподавателям.

Если говорить о международных контактах, то уже есть определенные наработки и в этом плане. Так, в 2012 году студенты-логисты Эльвира Шпедт и Данияр Шумкарбеков выиграли грант и прошли обучение на международных курсах в Германии по программе ДААД. Могу сказать, что известная немецкая компания «Туссен групп» приглашает трех наших студентов на стажировку. Они даже могут рассчитывать на дальнейшее трудоустройство в случае, если уровень их компетенции будет соответствовать требованиям немецкого работодателя.

Приятно также сообщить, что уровень знаний наших студентов-логистов был подтвержден на конкурсе студенческих проектов среди вузов стран СНГ, который прошел в Баку в феврале этого года. В числе 300 претендентов из восьми стран проект того же Данияра Шумкарбекова занял второе место, парень завоевал диплом и получил денежную премию. Работы Гулгун Муратбековой и Нурайым Осоевой  завоевали третье место в конкурсе, они стали дипломантками и также поощрены денежными премиями. Все наши лауреаты посетили Баку в начале апреля. Между прочим, у них были очень сильные соперники из России, Казахстана, Беларуси, Украины, Туркменистана и самого Азербайджана.

Мы системно занимаемся повышением квалификации наших преподавателей. Так, в сентябре 2013 года по приглашению нашей кафедры приезжает профессор Университета Бойта (это Берлин) доктор Вернер Ульман. Он прочтет цикл лекций по логистике.

— Логистические услуги весьма популярны в мире, но надо признать, что наша страна делает только первые шаги в освоении этого вида деятельности. Как мы выглядим в общемировой картине? К чему стремиться?

— На самом деле логистика, хоть и относительно молодая, но стремительно развивающаяся наука. Причины ее популярности — в стремлении модернизировать экономику, смягчить вызовы глобализации. Мировой рынок вырабатывает все более рациональные пути для удовлетворения запросов производств, предприятий, компаний в поиске конкурентоспособных инструментов для ведения бизнеса. Если говорить о нас, то в так называемом Глобальном индексе конкурентоспособности за 2007-2008 годы  Кыргызская Республика занимала лишь 119-е место.

Развитые страны мира начиная с 1960 года уже разработали и внедряли концепции логистики в экономике, понятно, что сегодня они удерживают первые позиции в мире.

На мой взгляд, правительство должно уделить внимание этому аспекту экономического развития. Было бы целесообразным разработать, принять и реализовать в стране программу по применению уже апробированных в мире, адаптированных в наших условиях инструментов современной логистики в бизнесе. Со своей стороны мы готовы оказать всяческую научную и необходимую экспертную поддержку родной стране в этом направлении.

Такая мера в краткосрочном периоде помогла бы самым эффективным образом модернизировать отечественную экономику, повысить ее качество и конкурентоспособность  и таким образом успешно реализовать Стратегию развития 2013-2017гг.

Ученый с мировым именем, крупный специалист в области логистики Дональд Бауэрсокс когда-то совершенно справедливо заметил, что «логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе, она вектор, связывающий все службы преуспевающей компании и естественный путь на вершину административной иерархии».

— Ну а если уж говорить совсем доступным языком, какие задачи призвана решать логистика, к примеру, в том же бизнесе?

— Ну основная цель, конечно, это обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организации на рынке. Мировая практика показывает, что логистика решает семь основных задач, их еще называют 7R, от английского seven right — семь правил. Сокращенно: нужный потребителю товар (1) требуемого качества (2) в необходимом количестве (3) для конкретного потребителя (4) доставить в указанное место (5) в указанное время (6) с минимальными издержками (7). Это, как вы говорите, если совсем уж упрощенно.

В современном бизнесе эффективность его измеряется двумя индикаторами —  издержками и временем на производство товаров, услуг и на доставку их конечным потребителям.

Известно, что стоимость материального потока в виде товаров и услуг, который перемещается от первичного источника сырья или материального ресурса через цепь производственных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается. Проще говоря, затраты на производство имеют тенденцию расти.

Исследователи установили, что в стоимости производственных затрат более 70% составляют расходы, связанные с посредниками. Эти посредники и образуют логистическую цепь, это транспортировка, хранение, упаковка, выполнение других необходимых операций. Высокая доля расходов на логистику в конечной стоимости товаров и услуг указывает на имеющиеся резервы по улучшению экономических показателей.  Так вот инструментами логистики возможно вовлекать эти резервы для снижения общих издержек.

Еще один индикатор — это время прохождения товаров и услуг от производителя до потребителя. Временные затраты отнимают в среднем 2-5% от общего времени. Исследования показывают, что свыше 95% времени оборота приходятся на логистические операции посредников, то есть на те же транспортировку, хранение, упаковку, сервисную поддержку. Сокращение времени доставки потребителю также является важнейшей логистической задачей.

— Если я правильно понял ваш логистический «ликбез», то люди в процессе рыночной экономики образовали целую сеть сопровождения и сервиса для производства, а теперь им надо придумать, как все это удешевить и ускорить…

— Ну, как отметил великий предприниматель Генри Форд, «думать — самая трудная из всех работ». Другой гений изобретательства и предприимчивости Томас Эдисон сказал: «Задача цивилизации — заставить людей мыслить».

Современная модель экономической деятельности  — это единая система для продвижения товаров и услуг на рынок, где главным является не сам товар, а процесс материального потока в виде товаров и услуг.

В этом плане важно, чтобы и бизнес Кыргызстана был интегрирован в мировой поток товаров и услуг, найдя в нем свое место. Кстати, анализ структуры валового внутреннего продукта нашей страны за предыдущие периоды показывают, что произошло увеличение доли услуг более чем на 50%, это услуги сервиса посредников.

Но бизнес может эффективно работать как в производстве, так и в других звеньях процесса, мировая практика это доказала. Скажу для примера, что последние 20 лет промышленные предприятия сбрасывают с себя все лишнее, ну буквально, как деревья листву. Например, известная брендовая компания Nike — признанный мировой лидер по выпуску спортивной одежды. С момента образования фирма постепенно передавала производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран. Сейчас Nike полностью отказалась от собственного производства и позиционирует себя как исследовательскую, дизайнерскую и логистическую компанию.

В мире вообще наблюдается тенденция привлечения логистических провайдеров второго и третьего уровней в бизнесе. Но, к примеру, в такой важной для нашей страны отрасли, как автомобильный транспорт, нет полноценных логистических провайдеров даже третьего уровня. Он делится на фрагментации, когда управляют не процессом, а отдельными функциями. Результаты такой деятельности налицо — крупные проблемы при внутренних перевозках (аварии, загрязнение, убыточность), а внешние автомобильные перевозки заняты в стране только зарубежными фирмами.

Так что логистика — наука точного расчета и рационального использования ресурсов, сил, затрат, и внедрение логистики в современный бизнес предусматривает создание новой или реорганизацию существующей инфраструктуры, чтобы в целом оптимизировать бизнес.

Интервью взял 

Руслан ИСАЕВ.






Добавить комментарий