Main Menu

Люди и судьбы

Архивы «Советской Киргизии» хранят немало материалов о Великой Отечественной войне. В одном из таких рассказывается о фрунзенце Александре Порфирьевиче Кубрине, воевавшем в рядах французских партизан. Эта история могла бы лечь в основу художественного фильма, и то, что она попала на страницы газеты, даже в те годы, когда воспоминания о войне ещё были свежи и не совсем зажили раны у её участников, говорит о том, что этот случай замечателен.

Журналист А. Поляков поведал читателям газеты историю жизни водителя такси Александра Кубрина. Он вырос во Фрунзе, в армию попал до войны, служил в артиллерийской части и даже направлялся командованием в школу младших командиров, но учёбе помешало начало войны.

«В нескольких километрах от Каунаса молодой солдат получил боевое крещение. Затем пришлось пережить тяжёлые бои у литовского города Укмерге, переправу под бомбёжкой через Двину, горечь отступления, окружение, утомительные переходы через леса и болота», — написал, со слов участника войны, журналист.

Отступающие части Красной армии, в которых служил Кубрин, застигли фашисты. Артиллерийский расчёт разбили миномётным огнём, Кубрин попал в плен. «Места заключённых часто менялись. Истощённых советских людей перегоняли по этапам на многие десятки километров. Каждого, кто не мог идти, тут же расстреливали. Когда пленные прибыли в Восточную Пруссию, их направили в каменоломни, откуда многие из них не вернулись», — повествуется в очерке. В 1942 году герой материала в числе большой группы военнопленных попал на север Франции. Их отправили на работы в угольную шахту Брюэ.

«Внимательно присматриваясь к людям, он (Кубрин. — Прим. редакции) постепенно стал заводить знакомства. Встретившись с советским офицером Дмитрием Гириным и хорошо узнав нового друга, юноша открыл ему свои планы о побеге. С этого времени они стали ждать удобного случая.

Помощь друзьям оказал французский коммунист и шахтёр Вернер, он рассказал, что в горах действуют «маки», так именовали себя французские партизаны по названию лесных чащ, в которых они скрывались от фашистов. Вернер снабдил молодых людей картой, компасом и едой. Позже Кубрин узнал, что француз специально был послан на шахту для организации побегов советских военнопленных», — пишет автор материала.

Побег из плена произошёл в мае 1943 года. Александру и Дмитрию удалось обмануть охрану и благодаря ночной темноте скрыться в лесу. Пользуясь маршрутом Вернера, обозначенным на карте, беглецы нашли приют во французской деревеньке у женщины, симпатизировавшей борцам с фашистской оккупацией. Она помогла беглецам связаться с отрядом советских партизан, возглавляемых офицером И. Рябовым.

Действуя в рядах партизанского отряда, кыргызстанец участвовал в нападениях на немецкие гарнизоны, взрывал мосты, добывал и переправлял в отряд оружие, пускал под откосы вражеские составы. «Одной из последних операций, в которой участвовал Кубрин, был разгром большого отряда гитлеровских мотоциклистов, — сообщается в газетном очерке. — Узнав, что на соседней ферме оккупанты устроили вечеринку, партизаны незаметно окружили дом. Когда фашистские офицеры подвыпили, бойцы ворвались в помещение, разоружили их и загнали в блиндажи. Не успели партизаны дождаться утра, чтобы отвести пленных в распоряжение отряда, как появились танки. Пришлось залечь и приготовить гранаты. Но колонна вдруг остановилась, открылись люки, и из машин вышли англичане. Это был один из первых эшелонов «второго фронта».

Вернувшись из Франции, Александр Кубрин дослужил в рядах Красной армии, получил профессию шофёра и вернулся домой во Фрунзе. Позже в наш город переехал и его боевой друг Дмитрий Гирин, работал механиком на автобазе. «Сейчас бывшие французские партизаны живут по соседству, часто вспоминают былые дни и мечтают о том, чтобы ни одна советская и французская семья никогда больше не знала ужасов войны», — так заканчивается этот материал.

Вот такие были и люди, и судьбы, и всё это правда.

Если поискать данные об участии советских пленных во французском освободительном движении, можно найти следующую информацию: в годы Второй мировой войны на территории Франции действовали 55 советских партизанских отрядов численностью от 12 до 250 человек. Вот названия некоторых из них: «Сталинград», «Чапаев», «Жуков», «Имени Сталина», «Свобода», «Котовский», «За Родину», «Ленинград», «Щорс», «Ягуар». Отряд, в котором воевал наш соотечественник Александр Кубрин, назывался «Фревод-Дульянс».

Среди боевых групп имелся единственный на территории Франции женский партизанский отряд «Родина». Его участницы бежали из концлагеря Эрувиль. Сюда они прибыли эшелоном из гестаповской тюрьмы Минска. В вагонах находились женщины-подпольщицы, которых отправили на рабский труд в железнорудные шахты близ городка Тиль. Бежав из концлагеря, советские женщины создали боевой отряд и самоотверженно сражались с фашистами, помогая французскому движению Сопротивления.

В конце 1943 года на территории Франции числилось более пятидесяти трудовых и концентрационных нацистских лагерей, в которых насчитывалось 60-70 тысяч граждан СССР. Треть из них составляли военнопленные солдаты и офицеры Красной армии, остальные — угнанные на работу через «биржи труда» с оккупированных территорий. Французские повстанцы помогали им бежать из плена. Как после отмечалось военными историками, костяк Сопротивления составляли именно советские воины. Они обучали французов военному делу, находились в первых рядах в боях с противником. Французское командование, оценивая действия советских партизан, отмечало их отличную воинскую выучку, инициативу и беспримерное мужество.

Материал подготовил Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий