Main Menu

На пути к возрождению

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков объявил 2018-й Годом развития регионов. Наш разговор с государственным советником государственной службы III класса, отличником государственной службы и культуры Жоробеком Борбодоевым о том, какие возможности есть у страны для реализации этой идеи, о наиболее злободневных проблемах в жизни общества и государства.

— Как вы думаете, почему Президент страны, приступив к своим полномочиям, сразу же объявил Год развития регионов?

— Объявление Президентом страны 2018-го Годом развития регионов нашло большой отклик у жителей республики. Ведь после развала Советского Союза уровень жизни населения стремительно ухудшился. Переход от привычной социалистической формы собственности к рыночной экономике оказался болезненным, люди оказались не готовы к резкому изменению общественного и экономического строя, в итоге мы потеряли не только крупные промышленные объекты, но и развитое сельское хозяйство, пришла в негодность вся сельскохозяйственная инфраструктура, из-за чего сегодня в глубинке процветает безработица, остро не хватает специалистов, современных технологий выращивания, переработки и реализации сельхозпродукции, а также необходимых финансовых, технических средств. Со времён приобретения независимости прошло более 25 лет, но село так и не может восстановиться. Это привело к тому, что, не найдя себе применения на родине, многие соотечественники были вынуждены уезжать в поисках работы в другие страны. А проблема миграции порождает множество других проблем: распадаются семьи, нарушается ритм жизни, в сознании людей происходят сложные морально-психологические изменения, множество детей вынуждены воспитываться без родительских заботы и внимания. И поэтому, наверное, глава государства обратил на такое положение вещей серьёзное внимание.

— Но как осуществить подъём регионов, если в бюджете средства ограничены, разрушена инфраструктура, нет специалистов, миграция уводит рабочие руки?

— Поскольку в нашей аграрной республике каждая из областей имеет свои особенности, для каждой из них нужно разрабатывать индивидуальные, целенаправленные инвестиционные программы. На основании их создавать предприятия по переработке овощей, фруктов, мяса, молока и других сельскохозяйственных культур. Помимо этого, фермерам и крестьянам требуется помощь в виде льготных кредитов. Им нужна поддержка правительства. Мне вспоминается в этой связи один интересный факт. Ещё в 1994 году, когда я находился на дипломатической стажировке в Нидерландском институте международных отношений (г. Гаага), нас ознакомили с крестьянскими и фермерскими хозяйствами этой страны. Когда узнал, что у них осуществляются программы по поддержке фермеров и крестьян, приятно удивился. Оказалось, что в Голландии пользуются точно такими же методами плановой экономики, какие существовали у нас в советское время. Например, государство даёт заказ фермерам на сдачу молока, определяет сколько у каждого должно иметься коров, объём сдаваемой продукции, при этом есть предел по количеству, чтобы создать одинаковые условия развития и избежать перепроизводства или дефицита продукции. Государство или компания, с которой фермеры заключили контракт, ведёт закупку молока по одинаковой доступной цене и занимается переработкой молока и молочной продукции и вопросами сбыта. И государство, и фермеры довольны — есть постоянный взаимообмен, поддержка, и главное — своевременная оплата поставщикам и сбыт продукции.

Как видим, на Западе смогли извлечь прибыль из плановой системы, которая эффективно действовала при Советском Союзе. Да и опыт Республики Беларуси, которая сумела сохранить совхозы, колхозы и кооперативные хозяйства, указывает на приемлемость такого подхода. Почему мы не можем вернуться к этой практике? Для этого нашему государству нужно иметь возможности для покупки у сельчан продукции и для её переработки. Частные лица везут сельхозпродукцию в Казахстан, Россию и получают довольно неплохую прибыль. В условиях, когда во всём мире на первый план вышел вопрос по обеспечению населения экологически чистыми продуктами питания, мы могли бы сотрудничать в этом направлении хотя бы с теми же Казахстаном и Россией, заключая с ними выгодные контракты.

— Как вы считаете, по силам ли государству таким образом осуществить подъём регионов?

— Конечно, у нас есть для этого все возможности. Прежде всего, это грамотные и профессиональные специалисты. Кыргызстан за период советского правления превратился в одну из самых образованных стран мира. Так что навыков и знаний у нас хватает. При этом не стоит забывать и о внутренних инвесторах. Сегодня у нас есть состоявшиеся предприниматели, обладающие достаточным капиталом. Вопрос заключается только в том, как задействовать их средства и деловые качества для строительства заводов по переработке сельхозпродукции. И здесь очень важна государственная гарантия в лице правительства. Потому что они боятся потерять вкладываемые деньги в экономику страны и банкротства. У нас из-за того, что часто менялся кабинет министров, гарантий защиты интересов бизнесменов никто не давал. Правительство должно взять обязательства перед внутренними и внешними инвесторами, если по вине правительственных структур, местных самоуправлений или определённых чиновников они обанкротятся, то их средства в обязательном порядке возвращаются. Такая мера позволила бы инвесторам участвовать в развитии регионов.

— Уже прошло больше шести месяцев, как вам кажется, есть ли у правительства время для реализации указа Президента?

— Я думаю, политика главы страны в данном направлении не ограничивается одним годом, она долгосрочная и целенаправленная, он дал только импульс масштабной работы, конкретным программам и проектам, рассчитанным на поднятие регионов. Да и видно, что сам Президент постоянно контролирует работу в этом направлении. Ему, как выходцу из сельской местности, профессиональному специалисту по сельскому хозяйству, возглавлявшему в своё время Комитет по аграрным вопросам Жогорку Кенеша, Министерство сельского и водного хозяйства республики, Ошскую областную администрацию, эта тема близка он хорошо знает все трудности отрасли. Опыта, знаний у него достаточно. Поэтому в этом направлении в самой ближайшей перспективе мы сможем преодолеть кризис, восстановить экономику. Но без участия государства, без подкреплённых финансовыми средствами программ это трудно осуществить.

— Насколько коррупция позволит исполнить самые лучшие планы и задумки?

— Сразу приходит на память расхожая поговорка: «Рыба гниёт с головы». Время показало: для того чтобы бороться с коррупцией, прежде всего, нужна политическая воля. Об этом свидетельствует опыт Китая, Сингапура, Малайзии, Японии и многих других зарубежных государств, сумевших преодолеть бедность и коррупцию и сегодня процветающих во всех направлениях.

Если обратиться к нашей стране, то в своё время Аскар Акаев говорил, что коррупция дошла до 7-го этажа Белого дома. Он видел, знал и понимал, что происходит, но сделать ничего не смог или не хотел. Зато с нарушением Конституции несколько раз переизбирался президентом и открыл широкую дорогу для политической коррупции. О борьбе с ней говорили и следующие президенты. Конечно, говорили и вроде, боролись, а какой результат? А с другой стороны, можно вспомнить первого секретаря ЦК компартии Кыргызстана Исхака Раззакова, который оставил нам всем в наследие крылатые слова: «Если я буду честен, ты будешь честен, он будет честен, тогда и общество станет честным». Он и сам так поступал. И никогда не давал поводов для обсуждения себя как нечестного руководителя. Или взять Абсамата Масалиева — он занимал разные руководящие должности и потом возглавил республику. О его кристальной честности говорят не только жители областей и городов, где он работал, но и по всей республике, он стал эталоном порядочности и чистоты.

Президент, придя к власти, также заявил о беспощадной борьбе с коррупцией и начал действительно сделать решительные шаги, которые поддерживаются всенародно. В сердцах граждан страны зажглись искры доверия к Президенту. Привлечение к ответственности высокопоставленных лиц, руководителей организаций, предприятий разного масштаба за коррупционные действия свидетельствуют об искренности его заявлений и неотступности от намеченных целей. Примечательно, что глава государства при посещении регионов каждый раз заявляет о том, что он готов борьбу с коррупцией начинать с себя, призывая к этому и других руководителей государственного уровня. Это воодушевляет народ, поскольку люди в лице Президента в первый раз за долгое время увидели руководителя, ответственного за свои слова и поступки. Президент тем самым дал понять: «Поверь, мой народ, я не буду защищать интересы узкого круга приближённых мне людей или родственников, для меня превыше всего народные и государственные интересы, и я готов жёстко бороться с коррупционерами».

Но одного желания Президента мало, нужны мощная поддержка и участие в этом процессе общества и граждан. Коррупция — это проблема, связанная не только с материальными, экономическими и денежными благами, это, прежде всего, социальное явление. Поэтому, в первую очередь, мы должны сознательно поменять своё отношение к коррупции, взяточничеству и казнокрадству. А это очень непросто. Сегодняшнее молодое поколение выросло в атмосфере взяточничества, обмана и безразличия к культурным, духовным, этическим ценностям. Они часто слышат разговоры своих родителей о том, кто и сколько заплатил гаишнику, судье, прокурору, милиционеру, налоговику, или сколько сами взяли денег от других. Молодёжь становится свидетелем поборов в школе, институте, больнице, с малых лет усваивая: чтобы хорошо жить, нужно воровать, обманывать и получать взятки. Поэтому они называют честных людей «лохами», а воров — «красавчиками». Мы, взрослые, забываем предостеречь детей от негативных явлений, научить зарабатывать только честным трудом, внушить, что недопустимо нарушать закон.

Для того чтобы бороться с коррупцией, необходимо ужесточить наказание за такие правонарушения. У нас закон мягкий в этом отношении, а безнаказанность, как мы знаем, порождает преступления. Если чиновник попался на взятках, присвоении бюджетных средств, то нужно не только уволить или посадить, но и возместить за его счёт ущерб, нанесённый государству. А потом и лишить права работать на госслужбе, выдвигать свою кандидатуру в выборные органы. Только такими мерами можно заставить нарушителей задуматься о том, что лучше жить честно.

— Насколько гражданский сектор может помочь в борьбе с коррупцией?

— Участие гражданских активистов в борьбе с таким явлением — большое подспорье для создания правового государства. Гражданский сектор обращает внимание на наиболее злободневные проблемы в жизни страны. Правда, у нас правозащитники, в основном, живут на деньги международных организаций. Но не важно, кто финансирует их деятельность, главное, люди, работающие в неправительственных организациях, должны помнить, прежде всего, о своей ответственности перед страной, в которой они живут и гражданами которой являются. Они должны обличать чиновников, говорить о правонарушениях и коррупционных явлениях, но честно, не вымышляя и не выполняя заказов со стороны. Это только помогает обновлению и развитию общества.

Длителен путь реабилитации нашего общества, которое пережило две революции, диктат семейно-клановых режимов и по сей день больно коррупцией. Мы находимся только на пути к своему возрождению. Наш народ в начале ХХ века перепрыгнул из феодализма в социализм, минуя капитализм, ныне переходит к рыночной экономике. Это большое потрясение для сознания людей, нужно время для адаптации к новым экономическим, политическим, социальным реалиям. Посмотрите на западные страны, они пережили исторически все общественные формации и сегодня у них не только развитый капитализм, но и высокая политическая, социальная, экономическая, гражданская культура. И нам предстоит прийти к этому. А роль гражданского общества состоит в том, чтобы помочь адаптировать мировые демократические ценности в условиях становления рыночной экономики в нашей стране.

 — Как вам кажется, что ещё нужно, чтобы реализовать масштабные реформы, заявленные Президентом, по борьбе с коррупцией и развитию регионов?

— Для нас очень остро стоит проблема подготовки кадров. После развала СССР этим вопросом никто серьёзно не занимается. В Советском Союзе каждого специалиста, если так можно выразиться, растили, со школьной парты оценивая его способности, а потом профессиональные качества, успехи в работе, моральное, этическое поведение и продвигали по службе. Имелись специальные партийные школы, где перспективных специалистов готовили до уровня руководителей различного масштаба.

К сожалению, в период независимости вопрос подготовки кадров приобрёл стихийный характер. Конечно, функционирует соответствующая кадровая служба, приняты хорошие законы, формируется резерв кадров. Казалось бы, всё отлично, но это только теоретически, на деле вот уже долгое время проблема не решается. Всем известно, что существовала порочная практика по приёму на государственные должности людей по знакомству, а должности судей, работников правоохранительных и фискальных органов стали предметом торга. Из-за этого на ответственные места попадали безграмотные, неопытные, ни дня не проработавшие в госструктурах люди. Кто больше дал взятку или бегал на выборах, тот и назначался. А ведь от решения судей зависит судьба человека, от правильного диагноза и лечения врача — здоровье и жизнь людей, а от профессионализма и интеллектуального потенциала учителей зависит будущее детей и всего общества. Но, что самое плохое, стало привычкой и традицией пренебрежение такими ценными качествами специалистов, как честность, наличие принципиальных позиций, взглядов и мнений, высказывание правды в глаза. Видите, до чего доведён кадровый вопрос. И сегодня на ответственных постах, начиная от руководителей айыл окмоту, депутатов местных кенешей до самых высших ступеней власти, работают порой случайные люди, не обладающие необходимыми образованием, профессиональными знаниями, навыками. Это, естественно, отражается на работе с людьми, на видении проблем и организации деятельности учреждений. Так о каком развитии государства, может идти речь? Вот поэтому Президент страны обращает серьезное внимание на кадровую проблему, ведь она является злободневным вопросом для современного Кыргызстана. Нам нужно только приветствовать призыв главы государства о повышении до нового уровня профессиональных качеств специалистов и всесторонне поддержать это начинание.

Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий