Main Menu

«Дверца» для трудового мигранта

Государственная служба миграции при правительстве Кыргызской Республики сообщила, что в 2019 году предлагается установить квоту для иностранных работников в размере 16 490 человек. Проект распоряжения об определении квоты ведомство вынесло на общественное обсуждение. Какие работники входят в эту цифру и исходя из каких потребностей она складывается, а также о том, что нужно иностранцу для того, чтобы трудиться в нашей стране на законных основаниях, нашей газете рассказал руководитель отдела по работе с иностранными гражданами Госслужбы миграции Бакыт КУДАЙБЕРДИЕВ.

— Наше ведомство анализирует квоту за прошлые годы и ежегодно в начале июля рассылает отчёт с предложениями во все задействованные министерства и ведомства, в том числе по регионам Кыргызстана, а также в мэрии городов Оша и Бишкека, — рассказал Бакыт Кудайбердиев. — После рассмотрения предложений они дают свой ответ, исходя из потребностей. Например, по Бишкеку квота ежегодно увеличивается, потому что растёт число желающих инвестировать в наш город и, соответственно, число желающих привлечь иностранных граждан на работу. На сегодня это 7 650 человек.

— Столица, понятно, растёт и развивается, а по другим областям как? Какие регионы у иностранцев самые востребованные?

— Чуйская и Джалал-Абадская области, по ним квота 2 140 и 3 605 человек соответственно. Но мы по всем областям тщательно рассматриваем все предложения по квотам, потому что иногда они могут не совпадать с нашими данными. Например, в прошлом году Ошская область запрашивала у нас больше квот — 3 000 человек в связи с тем, что с Узбекистаном улучшились отношения и ожидался большой поток узбекских мигрантов. Но эти ожидания не подтвердились, и квота осталась на прежнем уровне — 850 человек.

— Квота — это единственное, что регулирует количество иностранных работников в Кыргызстане?

— В апреле 2017 года со стороны Министерства иностранных дел была введена инструкция по выдаче и продлению виз иностранным гражданам на территории Кыргызской Республики. До этого иностранцы могли заезжать на территорию Кыргызстана с любыми типами виз и продлевать их, не получая разрешения на работу. С принятием инструкции ситуация изменилась: теперь иностранный гражданин не имеет права продлевать визу без получения разрешения на работу. Это разрешение теперь является своеобразной «дверцей» для иностранца, чтобы он мог на законных основаниях остаться в Кыргызстане.

— Такое ограничение как-то сказалось на размере квоты?

— Да, многим иностранцам, которые на момент поступления этой инструкции находились на территории Кыргызстана, пришлось обращаться к нам, чтобы продлить свои визы. В связи с этим произошёл большой скачок: на 2017 год была утверждена квота в 12 490 человек, но в августе прошлого года вся квота по многим регионам и секторам экономики была уже заполнена, и нам пришлось обратиться в аппарат правительства, чтобы увеличить квоту ещё на 4 000 человек. Так и получилась итоговая цифра — 16 490.

— В каких секторах экономики Кыргызстана задействовано больше всего иностранцев?

— В основном в промышленности, транспорте и строительстве — почти 50% квот, — говорит Бакыт Кудайбердиев. — Второе место — энергетика, геологоразведка и горнорудная промышленность. Третье место — торговля, общепит, сфера услуг и иная экономическая деятельность. Далее идут здравоохранение, образование, наука, культура и искусство, затем сельское и лесное хозяйство. В кредитовании и банковском секторе квота самая маленькая — всего 70 человек.

— Выходит, среди работающих у нас иностранцев в основном задействованы «рабочие руки», нужные на производстве?

— Из общего размера квоты почти 50% занимают те крупные иностранные компании, которых каким-либо образом курирует правительство. Например, китайская компания «Чайна Роуд» получает квоту примерно на 2 000 человек. Сейчас они строят дорогу север — юг, дороги в Баткенской и Джалал-Абадской областях, кольцевую дорогу вдоль озера Иссык-Куль. Или печально известная фирма TBEA, ремонтировавшая бишкекскую ТЭЦ, в год получает квоту на 750 человек. Кара-Балтинский НПЗ «Джунда» забирает около 500. Это всё задействованные правительством организации.

— Если львиную долю квоты забирают китайцы, что остаётся работникам из других стран?

— КНР занимает почти 80% квоты. Далее идут Турция и Южная Корея. Например, в прошлом году на Китай была квота в 11 593 человека, на Турцию — 1 100, на Корею — 324. По остальным странам число незначительное: США — 183, Туркменистан — 118, Пакистан — 193, Индия — 129, Вьетнам — 181 человек.

— Квота — это дорогое удовольствие? Во сколько обходится её получение? Как это происходит?

— Любой работодатель — ОсОО или ЧП — обращается к нам с заявлением на получение квоты. Квоту оплачивает не работник, а компания-работодатель, то есть юридическое лицо. Размер платы 4 000 сомов. Это за общее количество, независимо от того, на сколько работников берётся квота — на одного или на тысячу. А уже на каждого специалиста индивидуально берётся разрешение на работу за 2 000 сомов в год. Это очень мало по сравнению с другими странами СНГ. У нас очень лояльное законодательство, — говорит Бакыт Кудайбердиев.

— Лояльное к иностранцам законодательство чревато ущемлением прав собственных граждан…

— Именно поэтому в течение полутора лет разрабатывался проект закона, по которому соотношение иностранных граждан, привлечённых в экономику Кыргызстана, не должно превышать 20%. Если в организации работают, например, сто человек, только двадцать из них могут быть иностранцами. В марте этого года Президент Сооронбай Шарипович этот закон подписал, сейчас мы прорабатываем подзаконные акты, приводим в соответствие. Надеемся, что в сентябре закон вступит в силу в полной мере.

— Интересно, как иностранные работодатели воспримут этот закон? Тот же завод «Джунда», например. Там почти одни китайские граждане работают.

— Для нас главное — защита прав граждан Кыргызстана. Бывает, что некоторые иностранные организации занимают 100% долевого участия иностранными работниками. В основном берут на работу иностранцев, хотя должны были в течение определённого времени обучить местных граждан и дать им рабочие места. Но практика показывает, что этого не происходит на протяжении многих лет. В связи с этим мы и разработали проект закона, чтобы ограничить поток иностранных граждан.

— Не боитесь отпугнуть иностранных инвесторов?

— Мы открыты для инвесторов, для других государств, но хотим, чтобы в Кыргызстан приезжали высокообразованные, квалифицированные специалисты. Данный проект закона направлен на то, чтобы ограничить приток неквалифицированной рабочей силы. В проекте убрали сумму 4 000 сомов за привлечение иностранцев на работу для компании-работодателя. Остаётся обязательное условие — получение разрешения на работу. Теперь предполагается сумма госпошлины от 10 до 30 000 сомов за каждого иностранного сотрудника. Статистика показывает, что на протяжении пяти последних лет наша служба приносит в казну государства около 55-60 млн. сомов в год. С поднятием госпошлины сумма увеличится до 300 млн.

— Но рост пошлин может вызвать сокращение числа иностранцев, желающих поработать в Кыргызстане?

— Ценовая политика будет согласовываться с Жогорку Кенешем, должны пройти все необходимые по закону процедуры. Сейчас иностранцы платят 2 000 сомов за разрешение. Если поднимем сумму до 10 000, то сегодняшняя квота в 16 490, возможно, не будет покрываться. Но мы ограничиваем не высококвалифицированных специалистов, мы хотим ограничить поток иностранной низкоквалифицированной рабочей силы, это те же дорожники, строители. Их ведь можно набирать из числа местных рабочих. Этим мы как раз хотим простимулировать иностранных работодателей к тому, чтобы они предоставляли рабочие места нашим гражданам.

— Мы с вами всё говорим о юридических лицах, о крупных иностранных компаниях, а на физических лиц-иностранцев, которые на время своего пребывания в Кыргызстане решили здесь трудоустроиться, распространяются те же правила? Им нужно получать разрешение на работу?

— Всем, кроме граждан стран ЕАЭС — Армении, Казахстана, России и Беларуси. Граждане этих стран имеют право находиться на территории Кыргызстана без разрешения на работу. Наравне с гражданами Кыргызстана они имеют право трудоустраиваться без каких-либо разрешительных документов. В отношении других стран: их граждане должны на общих основаниях получать разрешение на работу.

— Напоследок скажите, что грозит иностранцу за нарушение законов Кыргызской Республики, если у него нет разрешения на работу?

— Штрафными санкциями у нас занимается МВД, управление по терроризму и нелегальной миграции. Я могу лишь сказать, что за нелегальную трудовую деятельность взимается штраф в размере 10 000 сомов, — говорит Бакыт Кудайбердиев. — При повторном нарушении — депортация за счёт работодателя. Но лучше, конечно, до этого не доводить. Давайте уважать нашу страну и её законы.

Беседовала Марина ДУБОВЧЕНКО.



« (Previous News)



Добавить комментарий