Main Menu

Владимир Путин: «Кыргызстан при А. Атамбаеве стал гораздо более устойчивым государством»

Продакшн-студия «Взгляд» начала серию передач — интервью с мировыми лидерами, первыми лицами государств, а также руководителями различных международных организаций о том, как развивались двусторонние отношения с Кыргызстаном в период президентства Алмазбека Атамбаева, смог ли он положительно повлиять на имидж страны и какое политическое наследие оставляет. Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью «Взгляда» с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.


— Какие отношения сложились между Кыргызстаном и Россией? Что для вас значит наша страна?

— Отношения очень хорошие. Достаточно сказать, что Россия является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Кыргызстана. 20% всего товарооборота приходится на Россию. Алмазбек Шаршенович много раз говорил о том, что нас связывает. Во-первых, он является инициатором общественно-научного, я бы сказал, движения алтаистики. У многих народов бывшего Советского Ссоюза, включая Киргизию и Россию, — алтайские корни. Это то, что лежит глубоко. Все время говорим и о Великой Отечественной войне, которая уж точно нас объединила, что называется, в прямом смысле слова кровью. Мы все боролись за наше общее Отечество: и русские, и киргизы, и казахи — все, собственно, народы Советского Союза. Многое отдали, многое положили на алтарь отечественной победы. Вы знаете, что действующий Президент Кыргызстана песни на этот счет пишет, причем очень талантливо, интересно и красиво. У нас даже это транслируют, показывают по центральным каналам телевидения.

Но это не все, что нас объединяет, не все, чем нам дорог Кыргызстан. Очень много и родственных связей, правда, много личных, дружеских. Сейчас все больше и больше хозяйственных. 20% во внешнеторговом обороте Кыргызстана занимает Россия. Объем продолжает расти. В прошлом году рост составил 2,5 раза. Скажем, импорт из Кыргызстана сельхозпродукции, фруктов и овощей вырос в 2,3 раза. Кыргызстан в свое время играл заметную роль в сохранении и повышении обороноспособности Советского Союза. Наверняка многие знают, там размещались элементы оборонки. У этой республики интересное и многообещающее будущее, если иметь в виду талант кыргызского народа, его трудолюбие и возможности кыргызской земли, в частности ее минеральные ресурсы. У «Газпрома» большие планы по развитию энергетики. Я думаю, что в ближайшие годы, если мы будем осуществлять то, о чем договорились с Президентом Кыргызстана, можем довести газификацию до 60%. «Газпром» намерен вложить до 100 млрд. рублей. Страна небольшая по населению, но географически расположена очень интересно и в известной степени занимает даже ключевую позицию. Не случайно именно в Канте находится российская авиационная база.

— Вы сказали, что Кыргызстан и Россию объединяют проверенные временем дружественные и союзнические связи. Думается, у вас сложилось и взаимное понимание друг друга, взаимное расположение.

— Да, мы познакомились достаточно давно, когда я еще был председателем правительства Российской Федерации в 2011 году. Мы все разные. Президент Кыргызстана — человек яркий, стихи пишет. Мне кажется, это уже о многом говорит. Он очень эмоциональный. Я, может, немного другой по психотипу. Вы знаете, что в нем подкупает? Это не сразу становится ясным. Он человек, который держит слово. С ним иногда сложно договариваться, но если о чем-то договорились, то он идет до конца в исполнении достигнутых договоренностей. Если есть договоренность, то он это исполняет, что и я стараюсь делать со своей стороны. Это, пожалуй, нечто общее, и я это в людях очень ценю.

— Когда вы впервые встретились с Президентом Бушем-младшим на ранчо в Техасе, он сказал, что прочувствовал вас, что вы в нем вызвали доверие. Вы можете сейчас так же сказать, что за годы общения прочувствовали Алмазбека Шаршеновича?

— Вначале мы вряд ли друг друга понимали. Все же люди — вне зависимости от должности, положения. Я считаю, что все люди друг к другу присматриваются. Конечно, столько лет уже вместе работаем, и мне кажется, друг друга уже изучили. Я хочу еще раз повторить: мне представляется, что самое главное для меня — это надежность. Одна из важнейших характеристик надежности — это умение исполнять то, о чем договорились. Держать слово — вот он умеет.

— С ним в разведку пошли бы?

— Я уже в разведке не работаю. Хотя разведка всегда со мной. Но думаю, что мы занимаемся не менее важным делом — государственной работой, и, на мой взгляд, у нас неплохо получается.

— Удалось ли Президенту А. Атамбаеву, на ваш взгляд, заставить внешнеполитических игроков считаться с Кыргызстаном и вести диалог на равных?

— Думаю, да. Может быть, не все и всем нравится то, что он делает, но, во всяком случае, к нему относятся как к очень серьезному человеку именно в силу того, что у него слова с делом не расходятся. И в этом смысле думаю, что и Кыргызстан от этого выигрывает. Ведь и к Кыргызстану относятся как к серьезному партнеру.

Вот мы в свое время договаривались о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. Это была непростая работа. Она шла сложно и, мягко говоря, со скандалами, в переносном смысле этого слова. Эмоционально обсуждались некоторые моменты, и Президент А. Атамбаев очень энергично и эмоционально отстаивал интересы Кыргызстана в ходе переговорного процесса. В конце концов мы достигли компромиссов. Обращаю ваше внимание, что Россия много делает, чтобы адаптировать экономику Кыргызстана к условиям союза, не просто на словах и общих формулировках. Выделили $200 млн. на эту адаптацию. И кроме этого создали соответствующий фонд развития, куда Россия внесла еще $500 млн. 31 проект уже реализовывается, еще несколько сотен проектов должны начать реализовываться в ближайшее время. Я очень рассчитываю, что так и будет. Мы договаривались с Алмазбеком Шаршеновичем о том, что не просто деньги посеем неизвестно куда, а они пойдут на развитие, на поддержку малого и среднего бизнеса, на какие-то конкретные предприятия, отрасли производства и постепенно в целом будут менять лицо кыргызской экономики.

— Как вы думаете, что он оставит после себя? Какое политическое наследие?

— Мне кажется абсолютно очевидным, что Кыргызстан стал гораздо более устойчивым государством, чем был до него. И в политическом смысле, и в экономическом. Это самое главное. Нужно только на этой базе двигаться дальше.

— То есть вам видится, что курс, взятый Алмазбеком Атамбаевым, будет продолжен?

— Уверен. Если эффективно использовать тот базис, который был создан, то позитивное развитие Кыргызстана гарантировано.






Добавить комментарий