Main Menu

Земля-матушка… Она кормит тех, кто ее по-настоящему любит

Кыргызстан в этом году пережил длинную и снежную зиму, подзадержалось и весеннее тепло, во всех регионах к полевым работам приступили с опозданием: на юге республики — на 25-27 дней, в Чуйской области — на 20-22. Но фермеры тем более работают быстро и слаженно. Полным ходом идут вспашка полей, подкормка озимых и многолетних трав, подготовка ирригационных систем. Об этом на днях заявил министр сельского хозяйства и мелиорации Аскарбек Джаныбеков.  Узнать, как  обстоят дела на полях,  с какими проблемами сталкиваются крестьяне, мы решили, отправившись в село Ново-Покровка, и встретились с бывшим главным агрономом Олегом Сивцовым.

«На многих полях озимая пшеница частично погибла от переизбытка влаги в период зимовки, поэтому фермерам пришлось заново досеивать, а это дополнительные затраты», — рассказал Сивцов, показывая поле своего друга Хаджимурата Кайтаева, которого коснулась эта беда. Есть и другие проблемы, с которыми каждый год приходится людям сталкиваться. «Во-первых, элитные семена стоят очень дорого, и многим они не по карману, а значит, фермерам приходится сеять семенной материал низшего качества. Знаете, что любые семена можно использовать только до третей репродукции, затем они вырождаются, у нас этого правила не придерживаются.  Кроме этого, удобрения в страну завозят частники, а они устанавливают высокую цену. Хорошо, что еще перебоев с горючим нет. Сейчас по квоте мы получаем ГСМ по 32 сома, и это покрывает 20-30% потребностей», — отметил О. Сивцов.
«Я взял свое поле в аренду, плачу 5 тыс. сомов за гектар, но через 5 лет будет проведен  аукцион, и есть вероятность, что я потеряю эту землю, поскольку кто-то другой предложит за нее большую цену. Поэтому многие крестьяне и не стремятся хорошо удобрять территорию, чтобы потом она не досталась другому хозяину. Мне кажется, на аукцион должны выставляться казенные земли и те, которые сдаются в субаренду, а также бросовые и необработанные», — считает  Хаджимурат Кайтаев. Он добавил, что в прошлом году пытался получить кредит, но ему не дали,  в этом сезоне даже не пробовал. В свою очередь Олег Сивцов заявил, что у них в селе только один человек получил льготный фермерский кредит, хотя он не самый бедный крестьянин.
Техника у нас в основном советская, и только большие хозяйства могут купить новое оборудование. Например, старый трактор стоит 120 тыс. евро, таких денег у фермеров единоличников нет, поэтому они арендуют сельхозмашины. Кстати, вспахать один гектар стоит 1,5 тыс. сомов, затем следует отдать еще около 700 сомов за выравнивание земли, 800 — за сеялку, работа комбайна обойдется 1 200 сомов и т.д. Получается, чтобы обработать  один  гектар,  надо 20  тыс. сомов.  Между прочим, затраты на урожай «съедают» в целом 15-20 центнеров урожая, все, что получишь свыше, — это прибыль, а если меньше, значит, ты  в убытке.
По словам Олега Сивцова, развитие кооперативов у нас тормозит закон. «Например, фермер-единоличник платит только земельный налог и взносы в Соцфонд, а если создается кооператив, то это уже юридическое лицо, а значит, и налоговые выплаты  вырастают в разы».
Зачастую крестьяне сталкиваются с проблемой сбыта, поэтому какая-то часть урожая часто пропадает, поскольку многие не  знают, как его хранить и не могут это делать. «Из-за наших природно-климатических  условий в основном выращиваем озимую пшеницу мягкого сорта, а из нее не испечешь хорошего хлеба. Поэтому к нам завозится казахстанская пшеница твердых сортов, которую мукомольщики покупают и смешивают с нашей. У казахов она дешевле на 1 сом, и качество ее лучше. На данный момент клейковина в пшенице в среднем составляет 24-25%, а некоторые наши крестьяне не соблюдают всех необходимых норм, и этот показатель у них составляет всего 6%, а это означает, что в продукте нет ни белка, ни протеина», — делится секретами агроном. На данный момент в стране товар у крестьян принимает Агропродкорпорация, не более 20 тыс. тонн, но эта квота не спасает положения. Производителям  приходится самим искать покупателей.
Олег Сивцов отметил, что необходимо в корне менять всю систему земледелия, обработки почвы, чтобы влага сохранялась. Вспахивать плугом — это уже прошлое,  этим мы разрушаем землю. Сейчас следует  вести плоскорезную обработку поверхности. «В природе так заложено: семя, упавши на поле, которое не пахали,  все равно всходит. Наши предки по 200 центнеров получали с гектара, а мы радуемся, если 40 получим».
Наш собеседник уверен, что  производителям не стоит зацикливаться на одной культуре, нужно вести многогранное хозяйство.  Например, если в первый год посадили пшеницу, на второй год посеять ее же еще допустимо, а на третий уже нельзя, надо выращивать уже  другую культуру, поскольку  вынос питательных веществ из земли совсем разный, а значит, почва не будет так истощаться.
Не стоит забывать, что без определенных знаний в аграрной области трудно добиться хорошего урожая. «Ко мне часто приезжают друзья за советом, поскольку я агроном со стажем. Всем, конечно, помогаю и  за свои услуги денег не беру. Но необходимо, чтобы государство создало службу агросервиса при районах, где будут работать  не только агрономы, но также агротехники и инженеры. Не у каждого друг — агроном. Например, в Америке есть такие организации, и без совета с ними фермер ничего не садит. Не стоит  забывать, что необходимо воспитывать профессиональную молодую смену. У меня был случай, когда мне пришлось поехать в Сельхозакадемию, и пока стоял ждал нужного человека, подошел студент 5-го курса. В руках у меня была фотография поля с сахарной свеклой. Будущий агроном вполне серьезно поинтересовался у меня, что это за овощ. И какой из него получится специалист?», — резонно задается вопросом  Сивцов.
Олег Николаевич, кстати,  на своем огороде создал лабораторию по выращиванию семян различных растений. «Зарубежные семена поступают к нам хорошие, но дорогие, поэтому я  и решил производить их у себя. Вот в прошлом году добыл щепотку германских семян сахарной свеклы, которая зарекомендовала себя с лучшей стороны: устойчива к болезням, вредителям, сахаристость хорошая, и урожай дает большой. В этом году она у меня уже размножилась, скоро начну продавать семенной материал. Он стоит 3 тыс. сомов, в то время как наши семена продаются по 150 сомов, но качество у них хуже. Но, как говорится в пословице  «Мы не настолько богатые, чтобы покупать дешевые вещи». Между прочим, выращивать сахарную свеклу очень выгодно. Допустим, трудозатраты на нее составляют 50 тыс. сомов, а урожай получается 400 центнеров, что соответствует 3 тоннам сахара. Даже если его продать по 40 сомов, доход будет не менее 70 тыс. сомов.  Ни одна культура такой прибыли не дает. Но, к сожалению, многие крестьяне ее не сажают, поскольку у них нет ни средств, ни знаний. Кроме этого, для уборки сахарной свеклы нужно много рабочих и техники, а у нас на всю Чуйскую область только два свеклоуборочных комбайна», — сказал он.
Гордость нашего агронома — его посадки кукурузы коричневого цвета, которая вырастает до четырех метров и дает до 200 центнеров урожая. Выращивать «царицу полей» он начал с 20 семян, которые получил от друга из Америки. В продаже этого вида растения еще нет в нашей стране, но в ближайшем будущем Олег Николаевич вывезет чудо-кукурузу на рынок.
Кроме этого, у него в лаборатории растут арбузы из Конго с оранжевой мякотью, а еще кабачки, тыква и т. д. Выращивание семян — это еще и серьезный заработок О. Сивцова. Фермер-новатор также продемонстрировал нам плоскорез Фокина, сделанный своими руками, и еще один вид закругленной тяпки, которую сам изобрел.
Олег Николаевич не только хороший агроном, но и настоящий хозяин и держит дома еще и скотину. Видимо, поэтому у него на столе всегда парное молоко и свежие овощи. “Землю нужно любить, — повторил наш герой старую мудрость, — тогда и она ответит взаимностью и даст хороший урожай”.

Ирина КОВШОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий