Main Menu

Вот такое кино… Заметки о проблемах важнейшего из искусств

Вот уже почти 12 лет плетутся  интриги вокруг некогда обожаемого нами национального кино. Было время, мы гордились и восхищались «кыргызским чудом», но сегодня нас посещает чувство стыдливости.  У киношников скандал, как в коммунальной квартире! Причём закручивают этот скандал одни и те же люди. Им всегда патологически не хватает ни власти, ни денег, ни званий…
За 20 лет независимости республики не снято ни одного серьёзного фильма, который мог  бы претендовать на  приз в Каннах, Венеции или на других кинофестивалях класса «А». О фильмах мирового уровня не стоит и говорить. Почему все так происходит? Порассуждаем.

Немного о себе
Мой путь в кино начался в 1970 году помощником кинорежиссёра в фильме Б. Шамшиева «Алые маки Иссык-Куля».  В 1972-1977 годах я учился во ВГИКе и окончил режиссёрскую мастерскую народного артиста СССР Сергея Герасимова. Целый год был практикантом у  мэтра советского кино А. Михалкова-Кончаловского на фильме «Сибириада». Снял такие ленты, как «Суйменкул Чокморов» (1987), двухсерийный художественный фильм «Печать Сатаны» (1992), «Золотая авария» (2001 год), «Горная царица Курманджан датка» (2010).
В 2005-2008 гг. работал президентом национального концерна «Кыргызкино».    В    2007-м   был  генеральным   директором   I Международного    Иссык-Кульского    кинофестиваля.
Иначе говоря, имею моральное и профессиональное право поразмышлять о том, что происходит сегодня в нашем кино.

Трудный путь к истине
В этих заметках я пока не буду касаться процессов, произошедших в кыргызском кино с начала 90-х  XX века до 2005 года: увы,  они были сложными и противоречивыми. Скажу твёрдо одно: государство по-настоящему не контролировало кино!
Через месяц после мартовской революции мне неожиданно позвонил советник Президента Б. Шамшиев и предложил возглавить Госкиновидеокомпанию. Честно говоря, я не был готов к такому повороту судьбы и долго не соглашался, но мэтр меня убедил.
Больше всего удивило то, что в течение года после моего назначения «моя» оппозиция, возглавляемая А. Арым Кубатом и директором киностудии «Кыргызфильм» Т. Ибрагимовым, не оставляла  меня в покое. Дело доходило до абсурда.  Были даже громогласные заявления:  «Надо брать в руки автоматы и защищать от  Эралиева киностудию «Кыргызфильм».
Работать в  столь скандальной обстановке  было трудно, но что-то удалось сделать. В 2005 году состоялся Курултай кинематографистов Центральной Азии, Турции, России и Казахстана.  Мы обсудили вопросы совместного кинопроизводства и кинопроката. Были сняты два полнометражных фильма: «Неизвестный маршрут» (реж. Т. Бирназаров), «Чтение Петрарки» (реж.       Н. Абдыкадыров), три выпуска детского киножурнала «Аралаш», документальный фильм о К. Кадыралиеве.
Сделали кое-что и в материальном плане. Купили  камеру «Sony» Sine Alta за $125 000. Именно такой камерой Дж. Лукас снял первые серии знаменитых «Звёздных войн». Мы хотели начать производство кыргызского мультфильма и дубляж. Уже шли переговоры о выделении денег на проекты съёмок крупных национальных фильмов «Сломанный меч», «Курманбек» и «Курманджан датка» с примерным бюджетом по 120 млн. сомов каждый.
В 2007 году был проведён I Международный Иссык-Кульский кинофестиваль, на который к нам  приехали голливудские актёры и китайские кинематографисты, с которыми были проведены переговоры о технической модернизации киностудии «Кыргызфильм» и совместном кинопроизводстве. В том же 2007 году был подготовлен новый закон о кыргызском кино, но депутаты затянули его принятие.
Когда я начинал работу, бюджет Госкиновидеокомпании составлял всего 3 млн. сомов. В 2008 году, когда меня «убирали», бюджет кыргызского кино уже вырос до 42 млн. сомов!

Интриги вместо дела
В 2006 году вопреки постановлению правительства я не передал   кинотеатр   «Манас»   Министерству образования. Свою позицию обосновал в письме Президенту республики так: кино работает  и   приносит  прибыль,  если работают кинотеатры!
В 2007 году вышло ещё одно постановление правительства о передаче кинотеатра «Манас» некоему Молодёжному центру. Тогда я обратился с просьбой к премьер-министру А. Атамбаеву, но даже он не смог решить эту проблему!
Я вынужден был обратиться с новым письмом к Президенту страны. Глава государства  согласился с моими доводами и наложил  положительную резолюцию на моё письмо. Но странное дело: моё нежелание передавать кинотеатр другому ведомству  имело для меня печальные административные последствия. В концерн «Кыргызкино» явился проверяющий Счетной палаты  со специальными полномочиями следователя в правоохранительных органах. Чтобы создать зацепку для будущих уголовных дел, он написал  два разных заключения!
Каким-то образом  копии этих заключений оказались в руках моих «оппонентов». И тут же в газетах и на телеканалах     заговорили     о финансовых     нарушениях     в     концерне «Кыргызкино».
В результате меня решили «убрать», закрыв целую структуру! 23 мая 2008 года Национальный концерн «Кыргызкино» перестал существовать.
И только после этого двумя заключениями Счётной палаты по концерну «Кыргызкино» занялась Генеральная прокуратура. Это длилось до конца 2008 года, но и Генеральная прокуратура не нашла в моей работе финансовых злоупотреблений.
И вот возник Департамент  кинематографии в составе Министерства культуры и информации. Уже через год оппозиционная  группа опять побежала по кабинетам «Белого дома», требуя вернуть киноструктуре самостоятельность.
И вот что из этого вышло. В 2009 году было остановлено запущенное в мою бытность президентом концерна «Кыргызкино» производство нескольких художественных фильмов. Я имею в виду прежде всего «Горбуна»  — полнометражный художественный фильм  режиссёра-постановщика Б. Карагулова. Было выделено  1,5 млн. сомов. Остальные деньги он обещал найти сам. Причём от  $500 000  до $1 000 000. Странно это было слышать, но чего в жизни не бывает!
В главной роли, говорил Карагулов, должна была сниматься кинозвезда турецкого кино Т. Шорай. Планы у него были громадные. Да и шума в прессе достаточно! Но деньги использовали, а для этого фильма не сняли ни одного кадра! Как это понимать? Или вот фильм «Гора» режиссёра-постановщика 3. Эралиева. Было выделено частями 1,5 млн. сомов. В результате коррупционных схем треть бюджета  исчезла.
Исчез и материал ленты, находящийся в компьютере киностудии. Я был вынужден обратиться в Финансовую полицию, но и она ничего не смогла сделать. И всё же с большими трудностями фильм был снят. Осталось провести монтажно-тонировочный период (озвучивание, шумы, музыка).
Интересна и история полнометражного художественного фильма  режиссёра-постановщика Э. Абдыжапарова «Влюбленный вор». На него было выделено 1,5 млн. сомов. Остальные деньги режиссёр нашёл сам. Фильм был закончен и вышел на экран. Сколько пользы он принёс государству, неизвестно.
Или вот  «Запах   джийде»   —   полнометражный   художественный   фильм (режиссёры-постановщики   А.   Арым   Кубат   и его сын).   Выделено на производство 1,5 млн. сомов. Остальные деньги          А. Арым Кубат должен был найти сам. С изменением структуры кино деньги вернулись назад в бюджет.
Странная история с фильмом «Призраки орехового леса». Это также полнометражный художественный фильм (режиссёр-постановщик  Б.   Шамшиев).   На  производство было израсходовано почти       5 млн. сомов. Но в связи с очередной сменой структуры кино съемки были преднамеренно остановлены. Оскорблённый режиссёр уехал работать в Казахстан.
Хочу сказать и вот о чем. Оснащение технической базы киностудии «Кыргызфильм» было для меня приоритетной задачей, когда я занимал пост президента концерна «Кыргызкино». Так вот, 28 апреля 2008 года директор киностудии «Кыргызфильм» Б. Карагулов письменно сообщил мне, что состоялось вскрытие тендерных заявок на закупку осветительного оборудования.  Он просил перечислить $ 258 400,18 из «Кыргызкино» на счёт киностудии «Кыргызфильм». Деньги были перечислены. Уже наступил 4-летний «юбилей» этого события, но до сих пор нет ни осветительных приборов, ни государственных денег.
В   сентябре   2010   года   с  технического   склада   киностудии «Кыргызфильм»  похищена    видеокамера  Red One  стоимостью более $50 000. Как я понял, сыщики особо и не искали её, так как через два дня после кражи в туалете, находящемся на четвёртом этаже киностудии, была обнаружена сумка от этой камеры. Ещё более странным является то, что не было взлома двери склада, где находилась камера.
Были ли сделаны из этих вопиющих фактов какие-то административные выводы новым руководством Госагентства кино? Мне кажется, нет. Почему-то Карагулова из генерального директора киностудии «Кыргызфильм» перевели на новое место работы — директором «Кыргызкинофонда».

Итак, что же получается в итоге?
Не работают (или «съели», или «пропали», или «распилили») от 19 млн. до 20 млн. сомов. Эта цифра может быть чуть больше или меньше. К сожалению, у меня нет всех документов, и эти цифры я привожу по памяти. И никто за это не ответит. Почему? Это же государственные деньги!

Сила и вес личных интересов
На мой взгляд, самый аморальный поступок «обновленной» группы кинематографистов заключается в следующем. В марте 2010 года на очередном съезде кинематографистов  простым поднятием рук был избран новый председатель союза Артык Суюндуков.
Объясните, как  может правление  общественной организации выбирать   директора государственного предприятия   “Киностудия «Кыргызфильм»?
В середине апреля 2010 г. Ш. Джапаров собрал в Доме кино часть кинематографистов и сообщил о  создании  Гос-     агентства по кинематографии.
В начале этого года он, выступая в передаче «Майдан», сообщил зрителям, что на 2011 год было получено 77 миллионов сомов, 40 миллионов сомов — на художественный фильм «Курманджан датка» (съёмки начнутся в 2012 году). О других 37 млн. сомах он умолчал, но странно  то, что за эти 2 года не закончено ни одного полнометражного художественного фильма.
Возникает и такой вопрос: почему руководство госагентства  не предприняло даже слабой попытки закончить производство остановленных фильмов «Гора», «Призраки орехового леса», «Горбун»? Ведь деньги-то были! Вместо этого начали производство ещё четырёх новых полнометражных фильмов и выделили на это 7 млн. сомов. И опять нет фильмов!
Тогда какие цели преследуют новые госчиновники? В чём смысл их деятельности?

Замир ЭРАЛИЕВ,
кинорежиссер.



« (Previous News)



Добавить комментарий