Main Menu

Казак без песни не казак

В столице отметили 150-летие со дня образования Семиреченского казачьего войска. Представители общественности, национальных культурных центров и казачьей общины Кыргызстана собрались по этому случаю в Национальном Русском драматическом театре имени Ч. Айтматова. Краткий исторический экскурс в историю войскового сообщества сделал атаман подъесаул Д. Губаренко.

Он отметил, что Семиреченская область была образована в составе Туркестанского генерал-губернаторства в июле 1867 года, тогда же учреждено Семиреченское казачье войско (СмКВ). Его основу составили два казачьих полка Сибирского казачьего войска, посланные ранее в 1862 году для освоения новых территорий и охраны торговых путей из Синьцзяна (Китай) в Россию. Вначале для службы в войско набрали казаков из станиц Любавинской, Надеждинской и Софийской, названных в честь дочерей генерал-губернатора области Г. Колпаковского, первого наказного атамана Семиречья.

Войско размещалось в Семиреченской области. Основными задачами его являлись оборона восточных границ Туркестана, несение охранной и сторожевой службы и выполнение ряда полицейских функций. Войско размещалось в станицах, которые располагали земельными угодьями между реками Чу и Аягуз. На пространстве между ними протекают еще пять рек: Или, Биен, Аксу, Каратал, Лепсы. Отсюда и название — Семиречье. Все реки впадают в Балхаш, только Чу теряется в песках Мойункумов. К войску также относилось множество станиц на побережье Иссык-Куля, входивших в состав Семиреченского казачьего войска. Служили семиреченские казаки в течение 18 лет, а еще на протяжении 10 лет входили в станичное ополчение.

Если поначалу войско состояло из сибирских казаков, то к концу XIX и началу ХХ веков оно пополнялось за счет кубанских, яицких и донских казаков, которые целыми куренями добровольно прибывали осваивать новые земли. Войску специально разрешили ношение формы кубанских казаков. Кроме военного дела, казаки также занимались коневодством, пчеловодством, разведением крупного рогатого скота и немного рыболовством. Вопреки навязанному мнению, пьянство в войске не поощрялось, не поощряется и сейчас.

После победы советской власти Семиреченское казачье войско в 1918 году упразднили. Много казаков ушли в западный Китай, где и основали колонию в городе Кульдже. Оставшиеся дома подверглись расказачиванию. Запретили даже само употребление слова «казак». Так, например, в официальной биографии героя-панфиловца Николая Ананьева до сих пор написано, что родился он в бедной крестьянской семье. Между тем Ананьев происходил из родовой казачьей семьи из станицы Сазановской, что на побережье Иссык-Куля. А бедной семья стала после расказачивания. Впоследствии село Сазановка переименовали в честь отважного воина Николая Ананьева.

Возрождение казачества Семиречья началось в 1989 году, в период создания Союза казаков России. Вначале процессы возрождения казачества в Казахстане и Кыргызстане были едины, но с момента распада СССР и с появлением новых независимых республик казаки оказались вынуждены проводить регистрацию своих общин параллельно. В мае 1993 года в КР произведена юридическая регистрация казачьей общины как Казачьего культурно-экономического центра. Атаманом избрали участника ВОВ, кандидата наук, родового казака М. Бучнева. В то время началась неуправляемая миграция русскоязычного населения, покинула КР и часть казачьей общины.

Оставшиеся в республике казаки не захотели бросать родительские могилы и нажитые трудом подворья и стали объединяться в казачью организацию. Впоследствии она претерпевала разные изменения. Атаманами Семиреченского казачьего войска избирались В. Бабичев, Г. Баженов. В Кыргызстане сейчас насчитывается пять казачьих округов: Иссык-Кульский, Токмокский, Центральный, Беловодский и Западный, которые объединяют 33 станицы, где насчитывается порядка 12 тысяч казачьих семей и 1 800 активных казаков, проживающих в КР. Казаки стали вновь носить традиционную казачью справу и возрождать казачий уклад, активно возрождать свои традиции, историю и культуру.

Фраза «Казак без песни не казак» стала уже поговоркой. А потому после небольшой официальной части казаки отметили знаковое событие праздничной концертной программой. Издавна они  пели всегда и везде. Станичные казачьи хоры повсюду славились самобытностью и разнообразным репертуаром. В 1993 году в Бишкеке создан казачий народный хор, сейчас это ансамбль «Казачья песня», руководит им есаул Владимир Белкин. В 1996 году в Беловодском создан хор «Станица», который также обрел большую популярность. Есть творческие казачьи коллективы и в других местах, но они менее именитые. Основу яркого концерта, который состоялся на сцене Русской драмы, как раз и составили номера солистов «Казачьей песни». Начался концерт с исполнения кыргызской песни Николаем Черкашиным, которому, кстати, прямо после выступления вручили медаль почетного жителя Аламудунского района за весомый вклад в развитие культурной жизни. Певцу также преподнесли в дар чапан и ак калпак.

Затем ансамбль порадовал публику задорными казачьими песнями, подарив ей знакомые и любимые «Чарочку», «За Серегу из Рязани», «Едут, едут по Берлину казаки». Под овации зала исполнили казачьи хиты «Не для тебя» и «Любо, братцы, любо», когда запевале ансамбля Сергею Сторожилову подпевали все зрители. Цветами и аплодисментами отблагодарили солистку ансамбля Татьяну Лукьянову, душевно спевшую казачий романс «Буду я любви верна». В динамичной и веселой концертной сценической композиции нашлось место казачьим, кыргызским и современным танцам, которые азартно исполнили молодежные хореографические ансамбли «Ассоль» и «Джал». Украсили программу и стихи о Кыргызстане в исполнении их автора, педагога столичной школы-гимназии №62 В. Ветрищака. А завершился концерт песней «Мой Бишкек», которую вместе с Владимиром Белкиным и ансамблем «Казачья песня» с большим подъемом пели все участники концерта и зрители.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий