Main Menu

Хрупкая сила отечественного кинематографа

«Нет женского кино, есть женщины в кинематографе», — под эгидой этого, возможно, категоричного, но четкого по мысли рефрена и создана книга-альбом «Сила хрупкости и жесткость искусства», изданного общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке посольства Швейцарии.

Издание посвящено талантливой плеяде женщин — мастеров кыргызского экрана, без проникновенного кинематографического взгляда которых отечественный кинематограф был бы неполным.

Открывая презентацию книги в столичном Доме кино, автор идеи ее выхода в свет, экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева образно заметила, что в национальном кинематографе есть два чуда. Первое «кыргызское киночудо» — это фильмы наших прославленных режиссеров 60-80 годов минувшего века, достойно представивших искренние кинопроизведения на мировом экране и получивших высокие награды престижных международных кинофорумов. Второе же чудо — кыргызстанки различных кинопрофессий, вносящие творческий незаурядный вклад в важнейшее из искусств.

Как далее отметила Р. Отунбаева, женщины Кыргызстана давно и весомо заявили о себе в самых разных жизненных ипостасях, однако в последнее время во многих профессиональных сферах сильные позиции «слабого пола» были потеснены. Тем более отрадно, что в кинематографе, где большинство профессий привычно считается мужской прерогативой, в нашей стране на данном важном поприще успешно работают замечательные труженицы киноиндустрии: сценаристы, режиссеры, критики, монтажницы, руководители кинопроизводства. Их труд на ниве кинематографии во многом способствовал тому, что на самых известных мировых кинофестивалях — Венецианском, Каннском, Берлинском, Монреальском и других — кыргызские фильмы не только показываются, но и заслуженно завоевывают престижные награды.

Нет женского кино, в один голос считают все героини вышедшего киноальбома, автором текста которого является известный отечественный кинокритик-киновед Гульбара Толомушова, и утверждают, что есть женщины в кинематографе. Издание представляет читательской аудитории портреты женщин, являющихся визитной карточкой национального кино. Его страницы повествуют о замечательных мастерах отечественного и советского кинематографа — Лире Турусбековой, Динаре Асановой, Кларе Юсупжановой и нынешних талантливых представительницах национального киноискусства, которые сегодня, используя бесценный опыт предыдущих поколений, возрождают наш кинематограф, создавая картины, которые просвещают, воспитывают, очищают, одухотворяют и вдохновляют народ на его нелегком пути самоопределения и построения нового государства, представляя международному сообществу самобытную культуру и историю кыргызов во все глобализующемся мире.

Участникам презентации показали два фильма. «Первая ласточка» Раки Шаршеновой посвящена одной из первых женщин-режиссеров национального кино Лиле Турусбековой, а второй фильм — художественная короткометражная лента молодого режиссера Эльнуры Осмоналиевой «Сейде», мировая премьера которой прошла на Венецианском кинофестивале и получила призы на международных кинофорумах в Сеуле и Берлине. Зрители увидели как бы два лика отечественного киноискусства — время становления и его сегодняшнее лицо, открывающее новые грани таланта и творческие горизонты тем, кто сегодня занят в киноиндустрии Кыргызстана, и тем, кого притягивает манящий свет экрана и кто желает поскорее ступить на эту непростую профессиональную стезю. Да, женский глубокий взгляд на остро очерченные временем проблемы сегодня важен и востребован.

Выступивший на презентации книги народный артист КР кинооператор М. Мусаев рассказал о своем пути в кинематографе, учебе во ВГИКе, где он обучался параллельно с легендарной Динарой Асановой, которая закончила творческую мастерскую прославленных советских киномэтров Михаила Ромма и Александра Столпера. А народный артист республики, известный кинорежиссер Г. Базаров вспомнил о многих женщинах-кинематографистах, стоявших у истоков становления национального искусства экрана. В частности, об одной из первых женщин-режиссеров Фатиме Омуралиевой, талантливом руководителе кинопроизводства Анне Комендантовой и других, которые пока не вошли в книгу, посвященную женщинам в кинематографе Кыргызстана.

Мы от себя добавим имя Гульсайры Афиджановой, одной из первых отечественных киноведов и кинокритиков, которая многие годы работала в нашей газете и активно вела раздел киноискусства. Она — автор публикаций о плеяде первых мастеров кыргызского киноэкрана. Как заявили сами создатели книги-альбома — это первая ласточка и важная работа над портретами женщин-кинематографистов республики обязательно будет продолжена.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Владимира ПАРХОМЕНКО (ОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»).






Добавить комментарий